НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 17.06.2020 № Ф03-791/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2020 года                                                                        № Ф03-791/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.

при участии:

от Администрации города Хабаровска: Иванова Т.Е., представитель по доверенности от 11.10.2019 № 1.1.29-240;

от Министерства финансов Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края

на решение от 13.11.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020

по делу №  А73-17220/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978,                     ИНН 2702015107, адрес: ул. Карла Маркса, д. 66, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

к Министерству финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550,                 ИНН 2700000176, адрес: ул. Фрунзе, д. 72, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680002)

о взыскании 1 669 600 руб.

установил: администрация города Хабаровска (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Хабаровскому краю в лице министерства финансов Хабаровского края (далее - министерство) о взыскании убытков в размере 1 669 600 руб., которые муниципальное образование городской округ «Город Хабаровск» должно будет понести при исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 10.04.2018 по делу № 2-3337/2018 о предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов.

Решением суда от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, заявленные исковые требования удовлетворены.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе министерства полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права при несоответствии выводов обстоятельства дела, в связи с чем просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

В обоснование доводов жалобы министерство указывает, что на стороне истца возникли только обязанности по предоставлению нуждающемуся гражданину-инвалиду жилого помещения за счет собственных средств администрации, следовательно, истец не является лицом, чье право нарушено в понимании положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); при заключении договора социального найма жилого помещения с гражданами-инвалидами, у администрации не возникнет убытков, поскольку право муниципальной собственности на эти помещения у администрации  не прекращается; осуществление мер по обеспечению нуждающихся инвалидов жилыми помещениями, законодательством Российской Федерации не отнесено к полномочиям субъекта РФ; возникшее на стороне Городского округа «Город Хабаровск» расходное обязательство, связанное с предоставлением жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов и постановленных на учет нуждающихся после 01 января 2005 года, подлежало и подлежит исполнению исключительно за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита городского бюджета, а Хабаровский край вправе предоставить финансовую помощь из краевого бюджета. Выражает не согласие с представленными истцом расчетами. 

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражает против заявленных доводов.

Министерство финансов Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10.04.2018 на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность по предоставлению Калмыкову Л.И. (является инвалидом 3 группы) во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 20 кв.м.

Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «ККПБ» от 18.05.2015 № 202 Калмыков Л.И. страдает хроническим заболеванием и подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», имеет право на дополнительную площадь согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

Администрация полагая, что затраты, связанные с обеспечением жилым помещением инвалида, которые администрация должна будет понести при исполнении судебного акта Центрального районного суда                            г. Хабаровска от 10.04.2018, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Хабаровского края, обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в размере 1 669 600 руб.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования администрации, апелляционная инстанция, отклоняя жалобу министерства, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), статьями 14, 20, 50, пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), статьями 84, 85, 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что затраты, связанные с обеспечением жильем инвалидов и семей, имеющих ребенка-инвалида, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Суд округа поддерживает выводы судов предыдущих инстанций, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

По правилам статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О, в силу статьей 12, 130 (части 1) и 132 (части 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Положениями статей 14, 50 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Судами установлено, что решением Центрального районного суда                     г. Хабаровска от 10.04.2018 подтверждено право Калмыкова Л.И. (является инвалидом 3 группы) на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку указанное лицо страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.

Поскольку содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации, а в рассматриваемом случае за счет Хабаровского края.

Доводы, приведенные министерством в кассационной жалобе, направленные на оспаривание указанного вывода, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.01.2016 № 303-ЭС15-12721.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возмещение убытков в виде будущих расходов, необходимых для восстановления нарушенного права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 6773/11).

В статье 16 ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из системного толкования норм вышеназванных законов и Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков, наряду с положениями статьей 15 и 16 ГК РФ, определяется нормами главы 59 ГК РФ.

В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 ГК РФ возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, виновным противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.

Суды установили, что бездействие Хабаровского края в лице министерства, выраженное в том, что законами о бюджете Хабаровского края за указанный период не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и поставленным на учет нуждающихся после 01.01.2005, а также размер субсидирования на эти цели, повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов.

На основании вышеизложенного суд округа признает правильными выводы предыдущих судебных инстанций о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (Хабаровского края), о доказанности незаконного бездействия ответчика, который не принял мер по финансовому обеспечению данных обязательств, причинения администрации убытков и, соответственно, о наличии правовых оснований для взыскания с субъекта Российской Федерации - Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края в пользу истца убытков.

Проверив размер предъявленных к взысканию убытков, суды признали его подтвержденным исходя из средней цены 1 кв.м. квартир на рынке жилья Хабаровского края в IV квартал 2019 года, установленной постановлением администрации г. Хабаровска от 18.09.2019 № 3054.

Приведенные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции.

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения кассационной жалобы, приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2020, подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.11.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 по делу № А73-17220/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2020.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Л.М. Черняк    

Судьи                                                                                        С.Ю. Лесненко    

                                                                                                   И.В. Ширяев