НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 14.01.2021 № 06АП-6208/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6208/2020

21 января 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2021 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.

судей Воронцова А.И., Пичининой И.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.

в судебном заседании принимали участие:

от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: Смекалова О.В., представитель по доверенности от 11.01.2021;

от общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»: Баринова Т.В., представитель по доверенности от 13.05.2019;

от Федеральной налоговой службы Российской Федерации: Ткаченко Ю.А., представитель по доверенности от 14.12.2020;

от временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» Матренина Р.Н.: Трунов Е.Е., представитель по доверенности от 08.05.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края

на определениеот 05.11.2020

по делу № А73-1625/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края

о включении требования в сумме 143 620 237,58 руб. в реестр требований общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (ИНН 2704023199, ОРГН 1142709000268),

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2019 возбуждено дело о собственном банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети».

Определениями суда от 07.02.2019 приняты к рассмотрению в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве заявление акционерного общества «Теплоэнергосервис» и заявление администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании общества «Советско-Гаванские теплосети» несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 29.04.2019 в отношении должника введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Матренин Р.Н., член союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Альянс»». Соответствующие сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» 17.05.2019 № 77032994331.

В процедуре внешнего управления 06.06.2019 Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление ЭТИК и КХ) обратилось в суд в предусмотренные законом сроки с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 143 620 237,58 руб.

Заявление обосновано наличием задолженности должника перед управлением по субвенции, предоставленной на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, подтвержденной решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2018 по делу № А73-15769/2018 .

Определением суда от 05.11.2020 признано обоснованным требование управления энергообеспечения в размере 143 620 237,58 руб. и подлежащим удовлетворению после погашения требований, указанных в пункте 4 статьи 142 Федерального закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но приоритетно по отношению к требованиям лиц, получающих имущество должника по правилам пункта 1 статьи 148 Федерального закона от 26.12.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе представитель Управления ЭТИК и КХ просит определение суда от 05.11.2020 отменить в части, касающейся определения очередности удовлетворения требования. По мнению кредитора оснований для понижения очередности удовлетворения требования управления арбитражный суд не имел. Предоставление ежегодной субсидии не может быть отнесено к компенсационному финансированию во избежание банкрот­ства, в том смысле, который заложен в пункте 6.2 Обзора от 29.01.2020.

В письменном отзыве представитель Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления ЭТИК и КХ апелляционную жалобу поддержал.

Представители временного управляющего ООО «Советско-Гаванские теплосети» и налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по приведенным в отзыве доводам.

В судебном заседании в порядке части 1 статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей, судебная коллегия считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой Управлением ЭТИК и КХ части по следующим основаниям.

Согласно статье 32 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

По правилам статей 71, 100, 142 Закона о банкротстве установление и включение требований в реестр требований кредиторов осуществляется на основании представленных кредитором документов, поэтому именно на нем лежит обязанность при обращении со своим требованием приложить соответствующие достоверные и достаточные доказательства действительного наличия денежного обязательства.

Сообщение о введении наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» 17.05.2019 № 77032994331, Управление ЭТИК и КХ обратилось в арбитражный суд 06.06.2019, то есть в пределах установленного Законом о банкротстве срока.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее - Постановление № 35) при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В рассматриваемом деле требование в размере 143 620 237,58 руб. Управление ЭТИК и КХ обосновало ненадлежащим исполнением обществом «Советско-Гаванские теплосети» (получатель субсидии) обязательств по соглашению № 5 от 22.01.2018 о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого и местного бюджета.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2018 по делу № А73-15769/2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.06.2020, с общества «Советско-Гаванские теплосети» в пользу Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района взыскано 143 620 237,58 руб. долга.

Определением Судьи ВС РФ по делу № 303-ЭС20-13700 от 01.10.2020 отказал обществу с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве, разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.

По смыслу пункта 22 Постановления № 35 арбитражный суд при рассмотрении требования кредитора, основанного на решении суда, вступившего в законную силу, не проверяет вновь установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства при предъявлении кредитором денежных требований к должнику.

Руководствуясь положениями статьи 16 АПК РФ, части 2 статьи 69 АПК РФ, абзаца второго пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве, суд первой инстанции признал требование Управления ЭТИК и КХ на сумму 143 620 237,58 руб. обоснованным и подлежащим учету в составе очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты.

При этом суд первой инстанции согласился с доводами Управления ФНС о предоставлении обществу «Советско-Гаванские теплосети» (получатель субсидии) Администрацией г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района субсидии в качестве компенсационного финансирования, т.е. о корпоративной природе указанного требования, что исключает возможность его противопоставления требованиям независимых кредиторов общества «Советско-Гаванские теплосети».

Суд пришел к выводу, что выделение администрацией как контролирующим должника лицом субсидии в большем, чем требовалось размере, в целях погашения обязательств перед поставщиками топлива, приобретаемого по завышенным ценам – привело к невозможности погашения требований независимых кредиторов и к банкротству общества «Советско-Гаванские теплосети».

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края наделена государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Согласно Уставу, утв. постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 17.07.2007 № 123, Управление ЭТИК и КХ является его представительным органом.

В соответствии с постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района № 511 от 01.06.2017 главным распорядителем бюджетных средств является Управление ЭТИК и КХ.

Из имеющихся в материалах дела публичных сведений до сентября 2018 г. учредителем (участником) общества «Советско-Гаванские теплосети» являлась Администрация г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Между тем, сама по себе аффилированность должника и кредитора однозначно не свидетельствует о корпоративном характере указанных правоотношений, поскольку в данном случае спорные правоотношения между Управлением ЭТИК и КХ и обществом «Советско-Гаванские теплосети» регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается нормативными муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 511 от 01.06.2017 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок).

Пунктом 7.6. Порядка предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств вправе при наличии задолженности получателя субсидии за поставленное топливо производить авансовые платежи по субсидии в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах средств, рассчитанных получателю субсидии на год.

Согласно статье 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

Поскольку соглашение о предоставлении субсидии заключено с должником для обеспечения им жизнедеятельности населения муниципального района, оно не может быть признано направленным на компенсационное финансирование юридического лица его участником, следовательно, основание для понижения очередности удовлетворения требования управления энергообеспечения, у суда первой инстанции отсутствовало.

По своей природе предоставление субсидии является формой финансовой поддержки (финансирования) в данном случае муниципальным образованием юридических лиц, обеспечивающим жизнедеятельность населения Советско-Гаванского муниципального района.

Должник отвечал требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, доказательств обратного не представлено.

Из материалов дела не следует, что предоставление спорной денежной суммы обусловлено исключительно корпоративным характером отношений между учредителем и обществом.

Губернатором Хабаровского края 30.12.2016 издано распоряжение № 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017-2019 годах» (в редакции от 09.02.2018).

Данным распоряжением утверждена Типовая схема централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2017-2019 годах.

Администрация обеспечивала централизованные поставки топлива для ООО «СГТС» в соответствии с договором поручения от 01.10.2014 №7.

Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные по делу № А73-15769/2018 доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили факт превышения финансирования по сравнению с расчётом объёма средств, подлежащих возмещению ответчику убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.

Злоупотребление правом Управлением ЭТИК и КХ при перечислении денежных средств, повлекших необходимость возвращения спорной денежной суммы в муниципальный бюджет, судами по делу № А73-15769/2018 не установлено.

Предоставление ежегодной субсидии не может быть отнесено к компенсационному финансированию во избежание банкрот­ства, в том смысле, который заложен в пункте 6.2 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020.

Доводы уполномоченного органа о приобретении топлива по завышенным ценам, что в совокупности с приведенными им доводами о действиях учредителя, приведших к невозможности погашения требований независимых кредиторов и к банкротству общества «Советско-Гаванские теплосети», опровергаются представленным в апелляционную инстанцию решением ФАС по Хабаровскому краю № 10 от 05.06.2020.

С учетом изложенного апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба Управления ЭТИК и КХ подлежит удовлетворению.

Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2020 по делу № А73-1625/2019 изменить.

Включить требования Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в размере 143 620 237,58 руб. основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (ИНН 2704023199, ОРГН 1142709000268 адрес:682800 Хабаровский край г. Советская Гавань ул. Советская, 25).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

А.И. Воронцов

И.Е. Пичинина