НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 13.05.2021 № Ф03-1821/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2021 года                                                                          № Ф03-1821/2021

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2021 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М.,Ширяева И.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель не явился;

от Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 01; ФИО3, представитель по доверенности от 15.01.2021 № 03;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1

на решение от 02.11.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021

по делу №   А73-12149/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>,                       ИНН <***>, адрес: 680038, <...>, пом. IX (4,5,8-12,15,53-65)

опризнании незаконным уведомления об отказе в выдаче заключения; обязании выдать заключение

   УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление Минкультуры России по ДФО) от 20.07.2020 № 953/03-06 об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей; обязании управления Минкультуры России по ДФО выдать предпринимателю заключение (разрешительный документ) на вывоз предметов палеонтологии в количестве 20 экземпляров общим весом 481,3 кг.

Решением суда от 02.11.2020, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.

Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ИП ФИО1 в жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприниматель полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В доводах жалобы ее заявитель настаивает на том, что приведенные основания отказа в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей не предусмотрены и не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 35.4 Закона Российской Федерации                            от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1).

Ссылаясь на пункт 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, указывает, что право собственности на добытые палеонтологические материалы и право распоряжаться ими по своему усмотрению владельцем лицензии возникает не из-за содержания целевого назначения лицензии, а из условий лицензии, согласно которым право распоряжения палеонтологическими материалами переходит владельцу лицензии в случае отказа уполномоченного государством органа от их выкупа. Обращает внимание, что в связи с отсутствием в настоящее время уполномоченного органа исполнительной власти, наделенного правом приоритетного выкупа палеонтологических материалов, владелец лицензии лишается возможности получить отказ Правительства Российской Федерации от приоритетного права выкупа палеонтологических образцов. При этом отмечает, что Академией наук Республики Саха (Якутия) дан отказ от приобретения бивней мамонта.

Выражает несогласие с выводом судов о невозможности применения новой редакции положений пункта 8 условий лицензий ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 на пользование недрами в силу ограничения прав и интересов государства по выкупу палеонтологических коллекционных материалов. Отмечает, что общество с ограниченной ответственностью «Индустрия Севера» (далее – ООО «Индустрия Севера», общество) – владелец лицензии, несмотря на то, что согласно нормам статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) все содержащиеся в недрах полезные ископаемые являются государственной собственностью, по решению государства (собственника), выраженному им в лицензии на право пользования недрами, вправе было распоряжаться по своему усмотрению палеонтологическими материалами, которые не представляют особую научную и культурную ценность.

По мнению заявителя кассационной жалобы, принятые судебные акты затрагивают права и интересы, не привлеченного к участию в деле ООО «Индустрия Севера».

Управление Минкультуры России по ДФО в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему, его представители в судебном заседании суда округа, возражая относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а жалобу – без удовлетворения.

Не приобщаются к материалам дела дополнительные документы, приложенные Управлением Минкультуры России по ДФО к отзыву на кассационную жалобу (копия письма прокуратуры от 16.04.2021 на 2 л. с приложением на 8 л., копия заключения на вывоз № RU/2021/12-02 в 2 экз. на 2 л., копия платежного поручения от 15.02.2021 № 17 на 1 л., копия доверенности от 18.02.2021 на 1 л., список палеонтологических материалов и фотографии на 11 л.) и дополнению к нему (копия заявления от 27.11.2020 вх. № 1974 на 1 л., копия заявления от 26.01.2021 вх. № 69 на 1 л., копия письма Управления Минкультуры России по ДФО от 15.02.2021 № 137/03-06 на 1 л., копия уведомления Управления Минкультуры России по ДФО                   от 21.12.2020 № 1685/03-06 об отказе в выдаче заключения на 2 л., копия договора купли-продажи от 15.02.2021 № 1 на 1 л., копия заключения на вывоз № RU/2021/12-02 на 1 л., копия письма Минкультуры России                        от 12.02.2021 № 523-05-07 на 1 л., копия платежного поручения от 15.02.2021 № 17 на 1 л., копии писем ООО «Индустрия Севера» от 09.02.2021 №№ 01, 02 на 2 л., копия экспертного заключения от 22.11.2020 № 30 на 3 л., список палеонтологических материалов и фотографии на 8 л.), поскольку принятие и исследование новых доказательств в компетенцию суда кассационной инстанции не входит (статья 268 АПК РФ).  Поступившие документы (кроме документов направленных в электронном виде) подлежат возврату.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, а также дополнениях к ним, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 11.06.2020 между ООО «Индустрия Севера» (продавец) и ИП ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи № 1, в соответствии с предметом которого продавец передает в собственность покупателя, а покупатель приобретает палеонтологические материалы бивней и фрагментов бивней мамонта в количестве 481,3 кг согласно лицензий на право пользования недрами ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ                    № 05368 ПР, по цене 500 руб. за 1 кг, в сумме за 481,3 кг 240 600 руб. Согласно акту приема-передачи бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 481,3 кг переданы продавцом покупателю 11.06.2020.

22.06.2020 ИП ФИО1 обратился в Управление Минкультуры России по ДФО с заявлением о предоставлении права вывоза в КНР культурных ценностей/предметов культурного назначения: бивней мамонта 19 штук (463 кг) и фрагментов бивней мамонта 1 штук (18,3 кг), общее количество 20 штук общим весом 481,3 кг, принадлежащих ИП ФИО1 Заявленная стоимость культурных ценностей: 39 233 дол. США – 2 680 006,23 руб. Настоящие культурные ценности приобретены по договору купли-продажи от 11.06.2020 № 1 и с целью реализации пересылаются в КНР.

К заявлению приложены: копия паспорта; экспертиза от 09.06.2020 № 13; список с описанием вывозимых культурных ценностей; по 2 фотографии каждой культурной ценности; копии лицензий ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР; копия контракта от 09.06.2020 № 0906; копия договора купли-продажи от 11.06.2020 № 1, акт приема, оплата; копия письма отказа от выкупа Академии наук Республики Саха (Якутия); информационный отчет по сбору палеонтологических материалов; копия поручения об оплате госпошлины за вывоз культурных ценностей.

Управление Минкультуры России по ДФО направило ИП ФИО1 уведомление от 20.07.2020 № 953/03-06 об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.

Не согласившись с решением министерства, оформленным уведомлением от 20.07.2020 № 953/03-06, предприниматель оспорил его в судебном порядке.

Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 9, 36, 44 Конституции Российской Федерации, Законом № 4804-1, статями 1.2, 11 Закона о недрах, приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28.11.2007 № 1330 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по реализации от имени Российской Федерации преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также заявленных к вывозу культурных ценностей», исходили из того, что при обращении с заявлением о предоставлении права вывоза культурных ценностей/предметов культурного назначения предпринимателем не представлены документы, подтверждающие отказ от приоритетного права выкупа палеонтологического материала Российской Федерацией.

Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Управление Минкультуры России по ДФО является уполномоченным территориальным органом в соответствии с положением, утвержденным приказом Минкультуры России от 07.02.2019 № 121. Согласно пунктам 3, 6.1.7, 6.3.4 положения территориальное управление выдает лицам заключения (разрешительные документы) на вывоз культурных ценностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35.2 Закона № 4804-1 вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами – на основании лицензии на вывоз культурных ценностей.

На основании пункта 1 статьи 35.4 Закона № 4804-1 согласование заявления о выдаче лицензии на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом посредством выдачи заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей в порядке, предусмотренном статьей 35.3 Закона № 4804-1, с учетом особенностей, установленных статьей 35.4 Закона № 4804-1.

В силу пункта 2 статьи 35.4 Закона № 4804-1 выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или юридического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей и прилагаемых к нему документов. Заявление должно содержать информацию о собственнике культурных ценностей, об основаниях возникновения у него права собственности на заявленные к вывозу культурные ценности, а также об основаниях возникновения у заявителя, не являющегося собственником этих культурных ценностей, права владения ими.

К заявлению прилагаются следующие документы: экспертное заключение, оформленное в порядке, установленном настоящим Законом, содержащее вывод об отнесении исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза; копия внешнеторгового договора (контракта) с приложениями и (или) дополнениями к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) копия иного документа, подтверждающего намерения заявителя в отношении вывозимых культурных ценностей, подписанные заявителем; копии документов, подтверждающих право владения вывозимыми культурными ценностями, подписанные заявителем; письменное согласие собственника культурных ценностей на вывоз культурных ценностей в случае, если к вывозу заявлены культурные ценности, не находящиеся в собственности заявителя; список культурных ценностей в двух экземплярах с их описанием; фотографии культурных ценностей в цветном исполнении в двух экземплярах.

Согласно пункту 5 статьи 35.4 Закона 4804-1 уполномоченный орган отказывает заявителю в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 5 или 6 статьи 35.3 настоящего Закона.

Пунктом 5 статьи 35.3 Закона № 4804-1 предусмотрено, что в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей может быть отказано, в том числе в случае непредставления указанных в пункте 2 настоящей статьи документов или наличия неполных и (или) недостоверных сведений в документах, приложенных к заявлению о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.

Как следует из материалов дела, приказами Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 29.05.2017 № 224- ОД, № 225-ОД ООО «Индустрия Севера» предоставлено право пользования недрами на сбор единичных образцов палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны на участках недр «Бадяриха-1», «Бадяриха-2» на территории Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) с целью создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения из материалов бивня мамонта, сроком действия лицензий до 30.05.2022.

08.08.2017 ООО «Индустрия Севера» выданы лицензии ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР на пользование недрами сроком действия до 30.05.2022.

Пунктом 8 (право собственности) условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензиям) установлено, что собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр в соответствии с частью 3 статьи 1.2 Закона о недрах, если они не представляют научную и культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Палеонтологические коллекционные материалы, предоставляющие научную и культурную ценность, подлежат передаче государству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании приказов Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 06.05.2020 № 247-ОД, № 248-ОД в лицензии ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР внесены изменения дополнения № 1. Пунктами 1.2 дополнений № 1 пункт 8 условий лицензий изложен в следующей редакции: «Собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр в соответствии с частью 3 статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», если они не представляют особую научную или культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Палеонтологические коллекционные материалы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного, представляющие особую научную или культурную ценность, подлежат передаче государству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Суды с учетом материалов проверки Якутской природоохранной прокуратуры, по результатам которой установлены нарушения законодательства при внесении дополнений в указанные выше лицензии, ограничивающие приоритетное право выкупа государством палеонтологических коллекционных материалов только материалами особой научной и культурной ценности, пришли к выводу о необходимости в данном случае руководствоваться условиями первоначального пункта 8 (право собственности) условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензиям), где установлено, что собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр, если они не представляют научную и культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Таким образом, собранные ООО «Индустрия Севера» бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 481,3 кг относятся к культурным ценностям, которые согласно пункту 8 условий лицензий лицензии ЯКУ                 № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР подлежат передаче государству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Письмом от 10.06.2020 ООО «Индустрия Севера» обратилось к Президенту Академии наук Республики Саха (Якутия) с предложением выкупить 20 штук бивней мамонта и фрагментов бивней мамонта общим весом 481,3 кг оценочной стоимостью в 2 680 006,23 руб.

Письмом от 15.06.2020 № 01-303-1/25 Академия наук Республики Саха (Якутия) отказалась от приоритетного выкупа предложенных бивней мамонта и фрагментов бивней мамонта, находящихся в собственности ООО «Индустрия Севера».

При этом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об отказе от приоритетного выкупа предложенных бивней мамонта и фрагментов бивней мамонта Российской Федерацией.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с нормативно-правовым регулированием рассматриваемых в настоящем случае отношений, установив, что при обращении с заявлением о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей ИП ФИО1 не представлен полный пакет необходимых документов, в частности письменное согласие собственника культурных ценностей на вывоз культурных ценностей, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным и обоснованным оспариваемое решение Управления Минкультуры России по ДФО, выраженное в уведомлении от 20.07.2020 № 953/03-06.

Довод заявителя о том, что суды приняли судебные акты, затрагивающие права и обязанности лица (ООО «Индустрия Севера»), не привлеченного к участию в деле, несостоятелен, поскольку из содержания решения и постановления не усматривается, что данными актами на него возложены какие-либо обязанности или затронуты его права.

В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.11.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу № А73-12149/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         И.В. Ширяев