Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6303/2020
20 января 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен января 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «ВИТ»: Вознюк В.В.. директор, на основании решения от 07.09.2020 №3, Крылова Н.А., представитель по доверенности от 11.01.2021 (сроком на 1 год);
от Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 31.12.2020 №09/02 (сроком по 31.12.2021);
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВИТ»
на решение от 19.10.2020
по делу № А73-12042/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИТ» (ОГРН 1102720003704, ИНН 2721177262)
к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
о признании незаконным бездействия по невнесению документированной информации в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном по договору аренды ООО «ВИТ» от 19.11.2008 № 0102/2008, обязании внести документированную информацию в государственный лесной реестр,
третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ВИТ» (далее - ООО «ВИТ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами), впоследствии – к Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном ООО «ВИТ» по договору аренды от 19.11.2008 № 0102/2008, об обязании внести документированную информацию в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном ООО «ВИТ» по договору аренды от 19.11.2008 № 0102/2008 в редакции, представленной на 2-ом лесоустроительном совещании.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по ДФО).
Решением суда от 19.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано; обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ВИТ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы, ссылаясь, в том числе на положения статей 67, 68, 69, 83,91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 №69, пункты 5, 61 Лесоустроительной инструкции №122, приказы Минприроды России от 11.11.2013 №496, от 06.10.2016 №514, утверждает следующее: материалы лесоустройства, переданные в Управление лесами от 05.06.2020 с сопроводительным письмом исх.№17, выполнены в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, и подтверждаются решениями Управления лесами, изложенными в протоколах по результатам проведенных первого и второго Лесоустроительных совещаний (17.09.2019, 19.05.2020); поскольку документация была представлена в Управление лесами в требуемом количестве 05.06.2020, то данная документированная информация подлежала внесению в государственный лесной реестр.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Комитет отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании директор общества и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств – письма федерального агентства лесного хозяйства от 23.01.2019 № АВ-03-54/844, письма ДВ ФГБУ Рослесинфорг от 15.12.2020 № 04/1995, указав, что узнали об этих письмах после вынесения обжалуемого судебного акта.
Представитель Комитета в судебном заседании отклонила доводы апелляционной жалобы, просила отказать в ее удовлетворении, ходатайство заявителя жалобы оставила на усмотрение суда.
Не установив уважительных причин для приобщения к материалам дела представленных вышеуказанных писем, руководствуясь положениями статьи 159, части 2 статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи с чем, считает необходимым вернуть дополнительные документы представителям общества в зале судебного заседания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 19.11.2008 между Правительством Хабаровского края (Арендодатель) и ООО Национальная община «Чуин» (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 0102/2008, в соответствии с которым во временное пользование Арендатора в целях заготовки древесины передан лесной участок с кадастровым номером 08:255:33:0102 площадью 21120 га, в пределах Уликанского лесничества, общей площадью 1042064 га, местоположение: Хабаровский муниципальные район, Уликанское лесничество, номера кварталов: 194-199, 211-213, 222, 225-227, 234-238, 243-251 Ярапского участкового лесничества.
Срок действия договора: с момента государственной регистрации по 25 августа 2031 года.
В связи с реорганизацией ООО Национальная община «Чуин» и созданием путем реорганизации в форме выделения ООО «ВИТ» с передачей последнему прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 0102/2008 от 19.11.2008, соглашением № 0102/2010 от 20.12.2010 в договор аренды были внесены соответствующие изменения.
Исходя из необходимости приведения материалов лесоустройства в соответствие с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, с учетом протокола лесоустроительного совещания от 17.09.2019, на арендованном лесном участке ООО «ВИТ» с привлечением ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» были проведены лесоустроительные работы, включающие в себя, в том числе работы по проектированию особо защитных участков лесов.
Согласно протоколу лесоустроительного совещания по рассмотрению материалов лесоустройства арендуемого лесного участка ООО «ВИТ» в Ярапском участковом лесничестве Уликанского лесничества Хабаровского края от 19.05.2020 приняты следующие решения:
1.Работы в части таксации лесов на территории лесного участка, предоставленного ООО «ВИТ», считать выполненными в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции.
2.Рекомендовать арендатору доработать материалы и предоставить информацию, обосновывающую выделение особо защитных участков в соответствии с действующим законодательством. Предоставить текстовое и графическое описание местоположения границ особо защитных участков.
3. Материалы лесоустройства, направленные 19.05.2020, вернуть ООО «ВИТ» для доработки.
4. Арендатору в случае изменения расчета пользования на лесном участке, после приема материалов таксации, предоставить в Управление лесами сведения для внесения изменений в лесохозяйственный регламент лесничества, подготовленные исполнителем работ.
5. После доработки ООО «ВИТ» передать лесоустроительную документацию на устроенную территорию в Управление лесами Правительства края для внесения документированной информации в государственный лесной реестр на электронных носителях в 3-х экземплярах и на бумажных носителях в 3-х экземплярах, в том числе информацию, обосновывающую выделение особо защитных участков, текстовое и графическое описание местоположения границ особо защитных участков.
05.06.2020 письмом № 17 от 05.06.2020 доработанные с учетом замечаний первого и второго лесоустроительных совещаний материалы были представлены ООО «ВИТ» в Комитет лесного хозяйства Правительства края.
19.06.2020 общество обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 19.11.2008 № 0102/2008, указывая на то, что в отношении всего арендованного лесного участка проведены лесоустроительные работы по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Письмом от 10.07.2020 № 02-06/10561 Комитет лесного хозяйства Правительства края сообщил ООО «ВИТ» о том, что материалы лесоустройства и предложения по проектированию особо защитных участков, выполненные по результатам лесоустройства на территории лесного участка, предоставленного в аренду ООО «ВИТ» по договору от 19.11.2008 № 0102/2008, направлены в Департамент лесного хозяйства по ДФО.
Письмом от 15.07.2020 № 05-36/10761 Комитет лесного хозяйства Правительства края сообщил ООО «ВИТ» о том, что поскольку материалы лесоустройства, выполненного на арендуемом лесном участке, не внесены в Государственный лесной реестр, внесение изменений в договор аренды лесного участка от 19.11.2008 № 0102/2008 не представляется возможным.
Полагая, что в данном случае Комитетом лесного хозяйства допущено бездействие, выразившееся в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном ООО «ВИТ» по договору аренды от 19.11.2008 № 0102/2008, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа статей 198, 201 АПК РФ следует, что для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств, а именно: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение решением, действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно части 2 статьи 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве.
В силу части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (пункт 3.26 Положения о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя, в том числе проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Частью 1 статьи 119 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
В силу части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Согласно части 5 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
В соответствии с частью 7 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 ЛК РФ в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ.
В данном случае таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Так, в соответствии с пунктами 26 и 39 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки; принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, также предусмотрено, что к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
В силу пункта 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция), каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В отдельные лесотаксационные выделы выделяются участки, отнесенные к особо защитным участкам лесов (пункт 62 Лесоустроительной инструкции).
В рассматриваемом случае, в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции одновременно с таксацией лесов ООО «ВИТ» были оформлены предложения по проектированию особо защитных участков лесов, представленные в Комитет лесного хозяйства Правительства края с материалами таксации.
Письмом от 10.07.2020 № 02-06/10560 указанные материалы с предложениями по выделению особо защитных участков лесов были направлены Комитетом лесного хозяйства Правительства края в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства - Департамент лесного хозяйства по ДФО для согласования, о чем ООО «ВИТ» было проинформировано письмом Комитета от 10.07.2020 № 02-06/10561.
Письмом от 19.08.2020 № 09-13/4517 Департамент лесного хозяйства по ДФО направил Комитету лесного хозяйства отрицательное заключение рабочей группы по итогам рассмотрения предложений о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на лесном участке, предоставленном ООО «ВИТ» по договору аренды лесного участка от 19.11.2008 № 0102/2008.
В связи с этим, письмом от 31.08.2020 № 02-06/13239 Комитет лесного хозяйства Правительства края возвратил материалы для доработки непосредственному исполнителю работ ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Дальневосточного филиала ФГБУ «Рослесинфорг «Дальлеспроект».
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, в настоящее время решение о выделении особо защитных участков лесов на лесном участке, переданном ООО «ВИТ», об установлении их границ, Федеральным агентством лесного хозяйства не принято, и до принятия такого решения, внесение в государственный лесной реестр актуализированной информации на основании материалов, представленных ООО «ВИТ», является невозможным, поскольку в представленных обществом материалах таксации обозначены новые особо защитные участки лесов, решения о выделении которых отсутствуют.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Приложением № 6 к Приказу Минприроды России от 06.10.2016 № 514 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» утверждена форма № 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)».
В соответствии с указанным Приложением для внесения информации в государственный лесной реестр все особо защитные участки лесов, в том числе в эксплуатационных лесах, должны быть четко обозначены в отдельной форме и перечислены с конкретным наименованием.
Указанные сведения должны быть утверждены решениями Федерального агентства лесного хозяйства.
Таким образом, внесение сведений об особо защитных участках лесов в государственный лесной реестр осуществляется уполномоченным органом государственной власти только на основании решений уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства лесного хозяйства, то есть только после принятия Федеральным агентством лесного хозяйства соответствующего решения о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ.
Вследствие этого, судом обоснованно не приняты доводы общества со ссылкой на Приказ Минприроды России от 11.11.2013 № 496 о том, что поскольку документация, а именно, таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков, проект выделения особо защитных участков лесов, была представлена обществом в Комитет 05.06.2020, данная документированная информация подлежала внесению в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента поступления.
Как верно указал суд первой инстанции, полученные при таксации характеристики сопоставляются с материалами предыдущего лесоустройства для того, чтобы не допустить необоснованных изменений контуров лесотаксационных выделов и проанализировать преемственность ранее установленных таксационных характеристик лесотаксационных выделов, а также причины выявленных расхождений.
Материалы лесоустройства являются первоисточником для формирования данных государственного лесного реестра, в которые в дальнейшем вносятся все изменения (посадки, вырубки и т.д.), разночтение в материалах лесоустройства (таксационных описаний) и данных государственного лесного реестра недопустимо, то есть невозможно внести только часть сведений, полученных при таксации лесов, без учета сведений о новых особо защитных участках лесов.
Учитывая, что предложения по проектированию особо защитных участков лесов с материалами, предоставленными ООО «ВИТ», были направлены Комитетом в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства - Департамент лесного хозяйства по ДФО для согласования, при этом внесение сведений об особо защитных участках лесов в государственный лесной реестр осуществляется уполномоченным органом государственной власти только на основании решений уполномоченного федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства лесного хозяйства, бездействие Комитета по невнесению документированной информации в государственный лесной реестр по результатам таксации лесов, выполненной на лесном участке, предоставленном ООО «ВИТ» по договору аренды от 19.11.2008 № 0102/2008, отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 28.10.2020 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 октября 2020 года по делу № А73-12042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Возвратитьобществу с ограниченной ответственностью «ВИТ» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 75 от 28.10.2020. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | А.П. Тищенко |
Е.Г. Харьковская |