НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 12.03.2020 № Ф03-646/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2020 года                                                                        № Ф03-646/2020

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Филимоновой Е.П., Черняк Л.М.

при участии:

от Финансового департамента администрации города Хабаровска:               Лазорко Ю.П., представитель по доверенности от 14.01.2020 № 18-32/64;

от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., представитель по доверенности от 30.10.2018 № 19-12-563;

от Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю: представитель не явился;

от администрации города Хабаровска: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края

на решение от 10.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019

по делу №  А73-14586/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлениюФинансового департамента администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700315086, ИНН 2721924034, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

кМинистерству финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550,                 ИНН 2700000176, адрес: 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск,                          ул. Фрунзе, д. 72)

третьи лица:Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41), администрация города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)

опризнании недействительными приказа

   УСТАНОВИЛ:

Финансовый департамент администрации города Хабаровска (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству финансов Хабаровского края (далее – Минфин края, министерство) о признании недействительными приказа от 30.07.2019                   № 325П, уведомления от 31.07.2019 № 7061.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, администрация города Хабаровска (далее – администрация).

Решением суда от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019, заявление департамента удовлетворено. Оспариваемые приказ и уведомление Минфина края признаны недействительными.

Министерство в кассационной жалобе, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на нарушение норм материального права в виде: неприменения закона, подлежащего применению, неправильного истолкования закона; а также нарушение норм процессуального права, выразившееся в неполном выяснении существенных для дела обстоятельств, непрекращении производства по делу в части при наличии оснований к этому.

Приводит доводы о том, что администрацией нарушены условия предоставления субсидии, в результате чего по состоянию на 01.01.2019 перед ООО «Сеть плюс» образовалась задолженность в размере 1 837 960 руб.; считает, что у Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края отсутствует безусловная обязанность по предоставлению городу субсидии на выполнение комплексных кадастровых работ; по мнению заявителя, выполнение комплексных кадастровых работ является исключительно расходным обязательством администрации и должно исполняться в полном объеме за счет средств бюджета города. 

Департамент в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель в суде кассационной инстанции против изложенных в ней доводов возражали, просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.

Администрация, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм  процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Минфином края на основании приказа в пределах предоставленных полномочий проведена внеплановая камеральная проверка по вопросу соблюдения администрацией условий предоставления субсидии из краевого бюджета на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края по реализации отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), в части достижения значений показателей результативности использования субсидии за 2018 год.

В ходе проверки министерством установлено, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Закона Хабаровского края от 06.12.2017               № 303 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон края № 303) в бюджете Хабаровского края на 2018 год предусмотрено   распределение  субсидий  местным  бюджетам  в  сумме 3829 403 830 руб.

Приложением № 18 к Закону края № 303 субсидия распределена девятнадцати муниципальным образованиям края, в том числе городу Хабаровску в размере 262 880 230 руб.

В соответствии с Правилами предоставления субсидии местным бюджетам из краевого бюджета на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15, 16 Закона № 131-ФЗ (далее – Правила), являющимися приложением № 7 к государственной программе Хабаровского края «Управление государственными финансами Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14.05.2012 № 151-пр, между Минфином края и администрацией заключено соглашение от 15.06.2018 № МФ-10/18-8 о предоставлении субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований из краевого бюджета бюджету города (далее – соглашение).

Предметом соглашения является предоставление городу субсидии в размере 262 880 230 руб., доля финансирования городским округом не менее двадцати процентов от общего объема расходов местного бюджета.

В соответствии с пунктом 13 Правил субсидия министерством перечисляется ежемесячно в соответствии с утвержденным кассовым планом краевого бюджета до 25 числа месяца. В течение 2018 года министерство перечислило субсидию финансовому департаменту администрации в сумме 262 880 230 руб.

В соответствии с пунктом 4 Правил условиями предоставления субсидии являются: принятие городом обязательств по осуществлению мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов и на стимулирование социально-экономического развития города, в соответствии с Перечнем обязательств, принимаемых городом при предоставлении субсидии, являющимся приложением к Правилам (далее – Перечень к Правилам); обеспечение доли финансирования расходных обязательств в размере, установленном соглашением; достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением; предоставление в министерство отчета об исполнении принятых обязательств, о расходах бюджета города, источником финансирования которых является субсидия, и достижения значений показателей результативности использования субсидии ежеквартально в срок до 20 числа, следующего за отчетным.

Согласно пункту 12 Правил показателями результативности использования субсидии являются: отсутствие у города просроченной кредиторской задолженности по заработной плате; выполнение обязательств по осуществлению мер, направленных на оздоровление муниципальных финансов и стимулирование социально-экономического развития города, предусмотренных Перечнем к Правилам.

Согласно представленному администрацией отчету о достижении значений показателей результативности муниципальным образованием – получателем субсидии бюджету городского округа «Город Хабаровск» по состоянию на 01.01.2019 (по форме, установленной приложением № 2 к соглашению) у города имеется просроченная кредиторская задолженность в размере 1 837 960 руб.

Согласно сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности за 2017 год в администрации по состоянию на 01.01.2018 просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

В связи с указанными обстоятельствами Минфин края пришел к выводу о несоблюдении администрацией условий предоставления субсидии в связи с недостижением показателя результативности в части необеспечения снижения (отсутствия) общего объема просроченной кредиторской задолженности бюджета по итогам 2018 года; в соответствии с пунктом 86 Правил объем субсидии, утвержденный на текущий финансовый год и плановый период, был уменьшен на 10 179 950 руб.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.06.2019, по результатам рассмотрения которого мэру города Хабаровска внесено представление от 05.07.2019 № 36 о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, с требованием провести служебное совещание по итогам проверки; разработать и утвердить план мероприятий по снижению (недопущению) просроченной кредиторской задолженности.

На основании уведомления от 03.07.2019 № 15, в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Минфином края издан приказ от 30.07.2019 № 325П «О применении бюджетных мер принуждения» в виде сокращения предоставления субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований края по реализации отдельных расходных обязательств в соответствии со статьями 15 и 16 Закона № 131-ФЗ в объеме 10 179 950 руб.

Уведомлением от 31.07.2019 № 7061 департамент проинформирован об уменьшении суммы межбюджетного трансферта (субсидии) в 2019 году на 10 179 950 руб.

Департамент, не согласившись с указанными приказом от 30.07.2019              № 325П и уведомлением от 31.07.2019 № 7061 Минфина края, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Признавая оспариваемые  приказ и уведомление недействительными, судебные инстанции правомерно руководствовались положениями статей 135, 139, 306.1, 306.3, 306.8  БК РФ, а также вышеупомянутых правовых норм и исходили из того, что  кредиторская  задолженность  в  размере 1837954 руб. отражена в отчете в связи с неперечислением Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края субсидии из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств на выполнение кадастровых работ в рамках заключенного соглашения                     от 22.03.2018 № 1.

Факт неправомерного неперечисления Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края субсидии в размере    1 837 960 руб. установлен вступившим 17.05.2019 в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2018 по делу                                       № А73-15797/2018.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что просроченная кредиторская задолженность перед ООО «Сеть плюс» в размере 1 837 960 руб., отраженная в отчете об использовании субсидии, не связана с действиями администрации, которая в соответствии с пунктом 3.3 соглашения принимала все возможные меры по обеспечению достижения показателей результативности использования субсидии, направленные на обеспечение снижения (отсутствие) общего объема кредиторской задолженности бюджета городского округа по итогам 2018 года.

Доводы министерства о том, что администрация могла не допустить образования просроченной кредиторской задолженности по итогам 2018 года со ссылкой на положения Закона № 131-ФЗ и пункт 3 статьи 139 БК РФ, судами правомерно отклонены.

Так, в соответствии с пунктом 43 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, части 2 статьи 42.2 Федерального Закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», пункта 3 статьи 139 БК РФ финансирование проведения комплексных кадастровых работ может одновременно осуществляться за счет средств бюджета городского округа и средств бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидии, выделенной муниципальному образованию в целях софинансирования.

Условием предоставления субсидии, в том числе, является наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии.

Из представленной в материалы дела выписки из решения Хабаровской городской Думы от 24.04.2018 № 793 «О внесении изменений в решение Хабаровской городской Думы от 19.12.2017 № 723 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» следует, что в бюджете муниципального округа «Город Хабаровск» на 2018 год учтены бюджетные ассигнования на расходные обязательства муниципального образования на проведение комплексных кадастровых работ на территории города в полном объеме, необходимом для выполнения указанных работ - 3 131 103 руб., в том числе за счет средств муниципального образования - 1 293 143 руб., за счет средств субсидии края – 1 837 960 руб.

Вступившим 28.01.2019 в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.11.2018 по делу № А73-15421/2018 установлено, что 04.04.2018 произведена оплата за проведенные кадастровые работы в размере 1 293 143 руб. – доля городского округа. Таким образом, обязательства муниципальным образованием исполнены в полном объеме.

Получив отказ Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края в выплате субсидии, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании неполученной субсидии.

Судами также учтено, что на момент проведения проверки Минфину края было известно о конкретных обстоятельствах отражения в сведениях по форме 369 и пояснительной записке (форма 0503360) просроченной кредиторской задолженности перед ООО «Сеть плюс» за проведение кадастровых работ; о выполнении соглашения со стороны администрации и бездействии Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, выразившемся в неперечислении бюджетных средств их получателю.

Оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о незаконности приказа и уведомления министерства, обоснованно признали оспариваемые ненормативные акты недействительными.

Довод заявителя о том, что производство по делу в части требования о признании недействительным уведомления подлежало прекращению, рассмотрен судебными инстанциями и правомерно отклонен по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных актах, не согласиться с которыми у суда округа оснований не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на правильность выводов судов; несогласие с судебными актами, соответствующими имеющимся в деле доказательствам, не может являться основанием для их отмены. Нарушение норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.10.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 по делу № А73-14586/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    Е.П. Филимонова         

                                                                                         Л.М. Черняк