НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 11.10.2017 № 06АП-5004/17

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5004/2017

18 октября 2017 года

г. Хабаровск

         Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
         Полный текст  постановления изготовлен октября 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  России № 3 по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 30.12.2016 № 04-36/000997;

от Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России: ФИО2 представитель по доверенности от 06.06.2017 № 106;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России

на решение от  03.08.2017

по делу № А73-7715/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Манником С.Д.

по  заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   России № 3 по Хабаровскому краю

к Федеральному государственному казённому учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России

о  взыскании задолженности по земельному налогу

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (далее - истец, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений, в соответствии со статьей 49 АПК РФ, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (далее - ответчик, ФГКУ «ДВТУ ИО МО»), о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме 66 313 012,91 руб., в том числе: 66 290 488 руб. - земельный налог, 22524,91 руб. - пени.

 Решением от 08.08.2017 суд заявленное Инспекцией требование  удовлетворил.

 Не согласившись с решением суда, ФГКУ «ДВТУ ИО МО» заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Представитель ФГКУ «ДВТУИО МО» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что Учреждением 31.01.2017 в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2016 год, 03.05.2017 представлена третья уточненная декларация, вместе с тем результаты проведенной налоговым органом камеральной проверки Учреждением не получены.

  Инспекция, в представленном отзыве, представитель в судебном заседании  отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.  

 Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, в оперативном управлении ФГКУ «ДВТУИО МО» находятся земельные участки, расположенные на территории Хабаровского края, в связи с чем Учреждение является плательщиком земельного налога по земельным участкам, которые не ограничены в обороте.

Исполняя обязанность налогоплательщика, ФГКУ «ДВТУИО МО» 31.01.2017 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, по которой исчислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 66 966 811 руб., в том числе:

- 496 536 руб. начислено по сроку уплаты 21.02.2017;

- 173 774 руб. начислено по сроку уплаты 01.03.2017;

- 6 290 501 руб. начислено по сроку уплаты 10.03.2017.

Налоговой инспекцией начато проведение камеральной проверки налоговой декларации со сроком окончания 31.04.2017. В связи с подачей налоговой декларации исчисленный налог принят инспекцией во внимание и включен в лицевой счет налогоплательщика к уплате в бюджет.

В дальнейшем, по лицевому счету налогоплательщика инспекцией установлено, что исчисленный налог по срокам уплаты до 21.02.2017, 01.03.2017  в бюджет не перечислен. В этой связи налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика выставлены требования:

- от 02.03.2017 № 3871 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 31.03.2017 добровольно перечислить в бюджет задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 496 536 руб. и пени в сумме 9907,62 руб.;

- от 10.03.2017 № 4072 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 07.04.2017 добровольно перечислить в бюджет задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 173774 руб. и пени в сумме 7443,59 руб.

В связи с отсутствием оплаты по требованиям № 3871, № 4072, инспекцией 14.04.2017 в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю были направлены решения о взыскании задолженности с лицевых счетов должника № 224, № 225 в сумме 670 310 руб.

В установленном налоговым законодательством порядке указанные требования и решения инспекции налогоплательщиком не обжалованы.

Впоследствии ФГКУ «ДВТУИО МО» представлялись в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за налоговый период 2016 год.

Согласно последней уточненной налоговой декларации по земельному налогу (корректирующий № 3), представленной 03.05.2017, сумма земельного налога за 2016 год подлежащая уплате в бюджет исчислена в сумме 66960798 руб. по срокам уплаты налога 01.02.2017. 01.03.2017, 10.03.2017.

По лицевому счету налогоплательщика Инспекцией установлено, что исчисленный налог по сроку уплаты до 10.03.2017 в бюджет не перечислен.

В этой связи Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено требование от 23.03.2017 № 4189 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 20.04.2017 добровольно перечислить в бюджет задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 66 296 501 руб., а также пени в сумме 22 524,91 руб. за несвоевременную уплату земельного налога. В установленном налоговым законодательством порядке требование налогоплательщиком не обжаловано.

 Поскольку в установленный срок требование Инспекции от 23.03.2017 № 4189 налогоплательщиком  исполнено не было, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

 Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

По истечении налогового периода на основании пункта 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) представляют налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Таким образом, налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики-организации, у которых возникает обязанность уплачивать этот налог (авансовые платежи по налогу).

В силу пункта 1 статьи 397 и пункта 1 статьи 398 НК РФ исчисленный земельный налог за 2016 год подлежит уплате до 01.02.2017 или позже в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

 Из материалов дела следует, что  Инспекцией в соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ 31.01.2017 начата камеральная налоговая проверка по представленной первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по которой исчислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 66 966 811 руб., который в соответствии с пунктом 1 статьи 397 и пунктом 1 статьи 398 НК РФ подлежал уплате в сроки до 21.02.2017, 01.03.2017, 10.03.2017.

  Самостоятельно исчисленный налогоплательщиком налог включен Инспекцией в лицевой счет налогоплательщика к уплате в бюджет.

В связи с не перечислением Учреждением в бюджет исчисленного налога по сроку уплаты до 21.02.2017, 01.03.2017, Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлены требования: от 02.03.2017 № 3871 о добровольной уплате в срок до 31.03.2017 задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме 496 536 руб. и пени в сумме 9907,62 руб., от 10.03.2017 № 4072 о добровольной уплате в срок до 07.04.2017 задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме 173774 руб. и пени в сумме 7443,59 руб.

14.04.2017  Инспекцией, в связи с отсутствием оплаты по требованиям № 3871, № 4072,  в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю были направлены решения о взыскании задолженности с лицевых счетов должника № 224, № 225 в сумме 670 310 руб.

  Инспекцией, по лицевому счету налогоплательщика, также установлено, что исчисленный налог по сроку уплаты до 10.03.2017 в бюджет не перечислен. В этой связи  Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлено требование от 23.03.2017 № 4189 о добровольной уплате в срок до 20.04.2017 задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме 66 296 501 руб., а также пени в сумме 22 524,91 руб.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Учреждения о несоблюдении  Инспекцией досудебного порядка и не направления требования об уплате налога, поскольку опровергается материалами дела.

Так, требование от 23.03.2017 № 4189 направлено налогоплательщику заказным письмом 03.04.2017, что  подтверждается списком почтовых отправлений.

Указанные обстоятельства послужили правомерным основанием для обращения Инспекции за взысканием исчисленного и неуплаченного налога 66 296 501 руб., а также пени в сумме 22 524,91 руб. в судебном порядке.

Как установлено судом, Инспекцией в соответствии с пунктом 9.1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка по первичной налоговой декларации прекращена и начата камеральная налоговая проверка по уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год. Срок окончания камеральной налоговой проверки по уточненной налоговой декларации (корректировка № 3) по земельному налогу за 2016 год (подана 03.05.2017) на дату обращения инспекции с иском в суд первой инстанции (07.06.2017) не истек.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции пояснил, что камеральная проверка завершена 03.08.2017 решение по камеральной   не принималось.

В соответствии с частью 1 статьи 100 НК РФ НК в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Поскольку нарушений по поданным Учреждением декларациям Инспекцией установлено не было, акт не составлялся, решение не выносилось.

 С учетом приведенных обстоятельств, довод Учреждения об обязательном принятии Инспекцией решения по итогам камеральной проверки, является несостоятельным.

Кроме этого, как верно указал суд первой инстанции, предметом рассмотрения по заявленному иску являются не требования о взыскании недоимки по результатам камеральной проверки, а требование о взыскании земельного налога за 2016 год, исчисленного по налоговой декларации и не уплаченного налогоплательщиком по сроку уплаты до 10.03.2017.

Материалами дела, в том числе по скорректированной налоговой декларации подтверждается задолженность ФГКУ «ДВТУИО МО» по земельному налогу за 2016 год в сумме 66 290 501 руб., подлежащей уплате в бюджет до 10.03.2017.

Учреждение не представило доказательств об уплате самостоятельно исчисленного налога.  

В соответствии с пунктом 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

Как следует из требования от 23.03.2017 № 4189 по состоянию на 10.03.2017, и представленному расчету ФГКУ «ДВТУИО МО» начислены пени в сумме 22 524,91 руб. за несвоевременную уплату исчисленного земельного налога.

Доказательств об  уплате пени или контррасчет пени Учреждением не представлено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного Инспекцией требования.

          При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

      решение Арбитражного суда Хабаровского края от  03.08.2017 по делу № А73-7715/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

      Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

       Е.А. Швец

Судьи

     И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская