АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2020 года № Ф03-4949/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М.,Ширяева И.В.
при участии:
от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: Полоухина С.Ю., представитель по доверенности от 26.07.2019 № 313-Др;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Краденых Р.Г., представитель по доверенности от 10.01.2020 № 19-20/00256; Бондаренко С.В., представитель по доверенности от 10.01.2020 № 19-20/00257;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
от ликвидационной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук»: Якоб П.И., представитель по доверенности б/н от 31.07.2020;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 03.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020
по делу № А73-24269/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690, ИНН 9710062939, адрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1, 4)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Станционная, д. 18)
третьи лица: инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска (ОГРН 1042700168741, ИНН 2721031295, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57); ликвидационная комиссия Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук» (ОГРН 1022700926885, ИНН 2721028214, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 54); Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1); Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
опризнании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее – ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) от 31.07.2019 № 12255А об отказе в государственной регистрации ликвидации Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук» (далее – ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», учреждение).
Определением суда от 18.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска (далее – ИФНС России по Центральному району города Хабаровска), ликвидационная комиссия ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю).
Решением суда от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020, заявленные министерством требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение налогового органа от 31.07.2019 № 12255А незаконным, обязал регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации прекращения деятельности ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» в связи с его ликвидацией.
Воспользовавшись правом на кассационное обжалование принятых по делу судебных актов, ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска в жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Минобрнауки России требований. Заявитель жалобы полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По утверждению подателя жалобы, в заявлении о ликвидации по форме № Р16001 от 24.07.2019 за вх. № 12255А указаны недостоверные сведения о порядке проведения процедуры ликвидации учреждения, поскольку ликвидационный баланс составлен до завершения расчетов с кредиторами, что противоречит положениям пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в связи с чем инспекцией правомерно вынесено решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ). Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 62 ГК РФ, пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ, пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ и пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, настаивает, что имеющаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации, в частности Минобрнауки России. Кроме того, указывает, что при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые по ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) применяется порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ (подпункт «а» пункта 5 указанной статьи). Также считает, что судами необоснованно не принята во внимание ссылка регистрирующего органа на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 24.10.2019 № 5-1087/2019-7 и решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 12.12.2019 № 12-1016/2019 в отношении Рассказова И.Ю. по делу об административном правонарушении.
ИФНС России по Центральному району города Хабаровска, УФНС России по Хабаровскому краю в отзывах на кассационную жалобу поддержали изложенные в ней доводы; ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Минобрнауки России, ликвидационная комиссия ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» в отзывах на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласились, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Обращают внимание суда кассационной инстанции на то, что постановлением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 № 16-2596/2020 отменены постановление мирового судьи судебного участка № 7 Железнодорожного судебного района города Хабаровска Хабаровского края от 24.10.2019 № 5-1087/2019-7 и решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Хабаровского края от 12.12.2019 № 12-1016/2019.
В судебном заседании представители ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, Минобрнауки России и ликвидационной комиссии ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на нее в полном объеме, дав соответствующие пояснения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального законодательства, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Из материалов дела следует, ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» (ИНН 2721028214) зарегистрировано в качестве юридического лица 31.10.1997 за основным государственным регистрационным номером 1022700926885; единственным учредителем которого является Минобрнауки России.
26.10.2017 Федеральным агентством научных организаций, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее – ФАНО), издан приказ № 729 о ликвидации ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», создании ликвидационной комиссии, председателем которой утвержден Рассказов И.Ю., о чем 07.11.2017 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи.
Сведения о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» от 22.11.2017 часть 1 № 46 (660).
07.03.2018 приказом ФАНО № 112 утвержден промежуточный ликвидационный баланс ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», согласно которому размер кредиторской задолженности на 23.01.2018 составляет 10 719 549,81 руб.
29.03.2018 в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска председателем ликвидационной комиссии ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» представлено уведомление формы № Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 05.04.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Впоследствии срок ликвидационных мероприятий на основании приказов ФАНО от 04.05.2018 № 350, Минобрнауки России от 06.07.2018 № 213, 09.10.2018 № 745 продлялся.
18.07.2019 приказом Минобрнауки России № 514 утвержден ликвидационный баланс ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», согласно которому размер кредиторской задолженности на 01.06.2019 составляет 51 339 291,58 руб.
24.07.2019 ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» подало в налоговый орган документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе ликвидационный баланс на 01.06.2019 и документ об уплате государственной пошлины от 24.07.2019.
Рассмотрев полученные документы, инспекцией принято решение от 31.07.2019 № 12255А об отказе в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ, в связи с нарушением порядка проведения процедуры ликвидации – ликвидационный баланс составлен до завершения расчетов с кредиторами.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 08.10.2019 № 13-12/204/20844 жалоба председателя ликвидационной комиссии ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» оставлена без удовлетворения.
Настаивая на незаконности решения инспекции от 31.07.2019 № 12255А об отказе в государственной регистрации, Минобрнауки России обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное министерством требование и признавая оспариваемое решение инспекции недействительным, суды исходили из того, что ликвидационной комиссией ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» при обращении в регистрирующий орган представлены все необходимые для государственной регистрации ликвидации учреждения документы с соблюдением установленного законом порядка проведения процедуры ликвидации организации.
Суд округа соглашается с судебными инстанциями, которые правомерно приняли во внимание следующее.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также порядок ликвидации юридического лица регулируются статьями 20 – 22 Федерального закона № 129-ФЗ и статьями 61 – 64 ГК РФ.
В силу подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 названного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Согласно частям 1 – 3 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Из пункта 4 статьи 62 ГК РФ следует, что если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 – 63 ГК РФ, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица, в частности требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом).
В силу пункта 1 статьи 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Следовательно, банкротство учреждения не допустимо.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Как усматривается из материалов дела, 24.07.2019 ликвидационной комиссией ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» в инспекцию подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением, в том числе ликвидационного баланса на 01.06.2019, который содержит сведения о наличии задолженности перед ИФНС России по Центральному району города Хабаровска, ПАО «Ростелеком», АО «ДГК», МУП города Хабаровска «Водоканал», КГУП «Недвижимость», АО «Хабаровскэнерго», АО «Спецавтохозяйство» г. Хабаровска, ХАБ «Энерго-сервис ЛПЛ», ОО «Дальсофт», ИП Ложкиным Д.А., ГУ – Хабаровское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ПАО «ДГК». По итогом рассмотрения заявления регистрирующий орган, придя к выводу о нарушении ликвидационной комиссией ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» порядка проведения процедуры ликвидации, что выразилось в составлении ликвидационного баланса до завершения расчетов с кредиторами, принял решение об отказе в государственной регистрации, в качестве основания такого решения сослался на подпункт «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.
Межу тем судами установлено и обоснованно принято во внимание, что на момент проведения ликвидационных мероприятий учреждение не имело имущества достаточного для погашения требований кредиторов, и на которое может быть обращено взыскание. При этом не исполненной осталась только обязанность по уплате налогов, сборов, пеней в бюджет, которая не подпадает под субсидиарную ответственность собственника имущества бюджетного учреждения.
С учетом установленного, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что ликвидационной комиссией ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» представлены все документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации учреждения с указанием достоверных сведений как в ликвидационном балансе о наличии кредиторской задолженности, так и в заявлении по установленной форме о том, что расчеты с кредиторами завершены, поскольку в силу положений гражданского законодательства такие требования считаются погашенными.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, судебные инстанции с учетом установленных конкретных обстоятельств настоящего дела пришли к обоснованному выводу, что в данном случае регистрирующий орган не доказал правомерность отказа в государственной регистрации и правомерно удовлетворили заявленные Минобрнауки России требования.
В целом все доводы налогового органа свидетельствуют о несогласии его с той оценкой, которую арбитражные суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом тщательного и надлежащего исследования в судах предыдущих инстанций и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Учитывая установленные по настоящему делу фактические обстоятельства, исходя из отсутствия нарушений материальных и процессуальных норм, в том числе влекущих согласно части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу № А73-24269/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи И.М. Луговая
И.В. Ширяев