НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 07.10.2020 № Ф03-897/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2020 года                                                                     № Ф03-897/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Филимоновой Е.П.

при участии: от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка П.И., представитель по доверенности от 09.01.2020            № 17-08; Морозова О.В., представитель по доверенности от 09.01.2020                 № 29-08;

от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре): Беляева О.С., представитель по доверенности б/н от 09.01.2020; Соловьева А.Р., представитель по доверенности б/н от 21.10.2019;

от третьих лиц - акционерного общества «Страховая компания «Согаз-Мед», общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование: представители не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019

по делу №   А73-13378/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69)

к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре) (ОГРН 1022700528443, ИНН 2727026728, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре,                                   ул. Уссурийская, 5)

третьи лица: акционерное общество «Страховая компания «Согаз-Мед» (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, адрес: 107045, г. Москва, пер. Уланский, д. 26, пом. 3.01,), общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование (ОГРН 1177746612581, ИНН 9723030797,                           адрес: 115432, г. Москва, пр. Южнопортовый 2-й, д. 27А, стр. 1)

о взыскании 11 132 888,51 руб.

   УСТАНОВИЛ:

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о взыскании с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Онкологический диспансер» министерства здравоохранения Хабаровского края (г. Комсомольск-на-Амуре) (далее – КГБУЗ «ОД», учреждение) в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 9 821 403 руб. 73 коп., штрафа в сумме 982 140 руб. 37 коп., пени в сумме 329 344 руб. 41 коп. за период с 17.05.2019 по 30.09.2019.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью ВТБ медицинское страхование (далее – ООО ВТБ МС) и Акционерное общество «Страховая компания «Согаз-Мед» (далее – АО «СК «Согаз-Мед»).

Решением от 07.10.2019 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, ХКФОМС обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить решение суда первой инстанции в силе.

В отзыве на кассационную жалобу КГБУЗ «ОД» просит постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебном заседании, представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.

Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

         Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа ХКФОМС от 05.03.2019 № 58 Фондом проведена внеплановая тематическая проверка КГБУЗ «ОД» на предмет соблюдения требований ведения раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) и отдельным вопросам использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

По результатам проверки составлен акт от 29.03.2019 № 9т, согласно которому выявлено следующее:

1. В нарушение части 6 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010    № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС), пункта 14 части 1 статьи 251 Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом казначейства России от 19.07.2013 №11н, Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Казначейства России от 17.10.2016    № 21н, пункта 5.11 типовой формы договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, утвержденной приказом Минздрава России от 24.12.2012 № 1355н, заключенных договоров со страховыми медицинскими организациями (АО «СК «Согаз-Мед» от 20.11.2018 № 49 (ранее – ООО «Страховая Компания «ДАЛЬРОСМЕД») от 03.11.2017 № 49, пролонгированного на 2018 год; ООО ВТБ МС от 29.12.2017 № 049118 на 2018 год, пролонгированного на 2019 год), учреждением не соблюдено требование обособленного учета поступления и расходования целевых средств ОМС по случаям оказания медицинской помощи сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, признанных решениями Арбитражного суда Хабаровского края страховыми и подлежащими оплате за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС, в том числе:

- по АО «СК «СОГАЗ-Мед» в сумме 5 799 630 руб. 84 коп. (списано с расчетного счета страховой компании № 40701810642090000585 по инкассовому поручению от 18.10.2018 № 2715 на сумму 5 799 630 руб. 84 коп. на лицевой счет учреждения № 20226Ш99010);

- по ООО ВТБ МС в сумме 4 021 772 руб. 89 коп. (списано с расчетного счета страховой компании № 40701810700020107060 по инкассовому поручению от 31.01.2019 № 531 на сумму 4 064 881 руб. 89 коп., в том числе - 4 021 772 руб. 89 коп. за оказанную медицинскую помощь, 43 109 руб. возмещение расходов по государственной пошлине на лицевой счет бюджетного учреждения № 20226Ш99010.

В нарушение требований обособленного учета средств ОМС, установленного пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС, учреждением вышеуказанные средства зачислены на лицевой счет, не предназначенный для учета средств ОМС.

Согласно планам финансово-хозяйственной деятельности учреждения неправомерно зачисленные средства ОМС в рамках территориальной программы ОМС приняты учреждением для финансового обеспечения по доходам и расходам по графе «Поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от приносящей доход деятельности» по коду финансового обеспечения «2 – приносящая доход деятельность» (собственные доходы учреждения) в объеме за 2018 год по строке 120 «Доходы от оказания услуг (работ)» - 9 821 403,73 руб., в том числе на сумму 5 799 630 руб. 84 коп., за 2019 год по строке 134 «Доходы от компенсации затрат» - 4 021 772 руб. 89 коп.

2. В нарушение пункта 93 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждении, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н начисление учреждением доходов по программе обязательного медицинского страхования на счете 7 205 32 «Доходы от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования» производится путем фактического поступления денежных средств ОМС, а не методом начисления фактического оказания медицинских услуг в рамка ОМС, что не отображает реальной задолженности за оказанную медицинскую помощь между Организацией и страховой медицинской организацией.

3. В нарушение порядка представления форм федерального статистического наблюдения № 14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями», утвержденного приказом Росстата от 17.04.2014 № 258 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования», отчетные данные показателей строки 02 «Поступило средств за отчетный период – всего» раздела II «Поступление средств ОМС» за 2018 год не соответствуют неучтенной сумме средств, поступивших от страховой медицинской организации за оказанную медицинскую помощь на сумму 5 799,6 тыс. руб., направленных Хабаровским филиалом АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» за счет целевых средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС.

По результатам проверки Фонд направил в адрес учреждения требование от 15.04.2019 № 05-1272/9 об устранении выявленных нарушений и возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 9 821 403 руб. 73 коп., уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 982 140 руб. 37 коп.

В связи с неисполнением требования в установленный срок, Фонд начислил пени в сумме 110 490 руб. 79 коп. и обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании вышеуказанных сумм.

         Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требований заявителя, наличия факта нецелевого использования денежных средств Фонда.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав на отсутствие в действиях учреждения состава вменяемого ему правонарушения со ссылкой на обстоятельства, установленные судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренным делам № А73-5157/2018, № А73-5155/2018, которыми со страховых организаций в пользу учреждения было взыскано в счет оплаты медицинской помощи, оказанной в 2017 году сверх плановых объемов.

Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом об ОМС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В силу пунктов 6, 7 статьи 38, пункта 6 статьи 39 Закона об ОМС, пунктов 110, 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158-н, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.

Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об ОМС, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Проведенной ХКФОМС проверкой установлено, что КГБУЗ «ОД» денежные средства в сумме 9 821 403 руб. 73 коп., поступившие на расчетный счет учреждения по случаям оказания медицинской помощи сверх объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, неправомерно учитывались на лицевом счете, не предназначенном для учета средств ОМС, а именно на счете финансового обеспечения по доходам и расходам по графе «Поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от приносящей доход деятельности». Также данные средства неправомерно отражались в отчетности.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются учреждением.

Обосновывая правомерность такого учета денежных средств, КГБУЗ «ОД» ссылается на то, что указанные денежные средства поступали на счет учреждения по исполнительным листам, выданным во исполнение судебных актов, принятых по делам № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 Арбитражного суда Хабаровского края о взыскании в его пользу с АО «СК «СОГАЗ-Мед» 5 799 630 руб. 84 коп. и с ООО ВТБ МС 4 021 772 руб. 89 коп.

С доводами учреждения согласился суд апелляционной инстанции, указав, что в рамках дел № А73-5157/2018, № А73-5155/2018 установлено, что медицинские услуги в 2017 году оказаны КГБУЗ «ОД» с превышением объема предоставления медицинской помощи, установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС. Учреждение обращалось в названную комиссию с письмами, однако ответа не последовало, в связи с чем оно было вынуждено взыскать сумму превышения объема оказанных услуг со страховых медицинских организаций. Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на неопределенность в части порядка учета денежных средств, поступающих медицинскому учреждению по исполнительным листам, отсутствие в них указания на то, что перечисляются средства по территориальной программе обязательного медицинского страхования, пришел к выводу о том, что спорные суммы не были израсходованы КГБУЗ «ОД» вопреки целям их предоставления по программе ОМС. В связи с чем учреждение денежные средства, поступившие по исполнительным листам, правомерно зачисляло на свой лицевой счет. Следовательно, в действиях учреждения отсутствует вина в допущенных нарушениях, а также сам факт нецелевого расходования средств ОМС и, соответственно, состав правонарушения, предусмотренного пунктом 9 статьи 39 Закона об ОМС.

Действительно, из данных судебных актов следует, что денежные средства в сумме 5 799 630 руб. 84 коп. (дело № А73-5155/2018) и 4 021 772 руб. 89 коп. (дело № А73-5157/2018) подлежат оплате учреждению за фактически оказанные застрахованным лицам медицинские услуги в рамках программы ОМС по тарифам 2017 года с превышением объема предоставления медицинской помощи, установленного комиссией по разработке территориальной программы ОМС.

Между тем, наличие права учреждения на получение спорных денежных средств не влияет на правомерность их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Несмотря на то, что непосредственно медицинскому учреждению средства ОМС на оказание услуг медицинской помощи сверх объема, установленного в 2017 году комиссией по разработке территориальной программы ОМС, не выделялись, указанные денежные средства по своей сути являются средствами ОМС, подлежащими оплате за оказанную учреждением в рамках программы обязательного медицинского страхования и действующих договоров медицинскую помощь, что было установлено судебными актами, в связи с чем они должны быть учтены на соответствующих счетах учета средств обязательного медицинского страхования.

Порядок отражения средств ОМС, полученных в рамках целевого финансирования, их раздельный учет, определены пунктом 14 части 1 статьи 251 НКРФ, пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС, пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, которые, вопреки утверждению суда апелляционной инстанции, не содержат неопределенности в части порядка учета денежных средств, поступающих медицинскому учреждению за оказанные в рамках заключенных договоров по ОМС услуги, хотя и по исполнительным листам.

По этим же основаниям подлежат отклонению доводы учреждения о правомерности отражения им поступивших по исполнительным листам суда денежных средств на счете «2», как средств, поступивших в счет оплаты долга, со ссылкой на Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, поскольку назначение данных денежных средств как целевых средств ОМС подтверждается судебными актами по делам № А73-5157/2018 и                     № А73-5155/2018.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 № 1648-О в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Следовательно, отражение спорных денежных средств на иных счетах, в частности на счете 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения) приводит к отвлечению средств ОМС и осуществлению расходов, не соответствующих целям их получения, которыми являются оплата расходов медицинского учреждения на оказание бесплатной медицинской помощи (оплата труда медицинским работникам, персоналу, оплата за использованные материальные запасы, питание, лекарственное обеспечение).

Кроме того, зачисление целевых средств ОМС на лицевой счет бюджетного учреждения, не связанный с деятельностью по ОМС, приводит к искажению первичных учетных данных бухгалтерского учета, что влечет представление медицинской организацией в территориальный фонд ОМС недостоверных данных статистической отчетности.

В этой связи судом первой инстанции сделаны правомерные выводы о совершении КГБУЗ «ОД» нарушения в виде нецелевого использования денежных средств в общей сумме 9 821 403 руб. 73 коп., что свидетельствует о законности требований Фонда.

Также является обоснованным требование о взыскании с учреждения штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, что составляет 982 140 руб. 37 коп. и пени за период с 17.05.2019 по 30.09.2019 в размере 329 344 руб. 41 коп.

На основании изложенного, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2019 по делу № А73-13378/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2019 по данному делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            А.И. Михайлова                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         Е.П. Филимонова