НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 06.10.2022 № 06АП-5322/2022

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5322/2022

06 октября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                 Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от Государственного учреждения Хабаровское региональное отделение фонда Социального страхования Российской Федерации: Степико С.А. по доверенности от 03.01.2022 № 13;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Новоселов В.И. по доверенности от 01.12.21 № 7/12045;

от третьего лица :общества с ограниченной ответственностью «Металлэксперт»: явка представителя не обеспечена;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

на решение от  22.07.2022

по делу № А73-10983/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по  заявлению  Государственного учреждения Хабаровское региональное отделение фонда Социального страхования Российской Федерации

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о   признании незаконными решения, предписания

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Металлэксперт»

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заявитель, Отделение ФСС) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) о признании незаконными решения от 23.05.2022 № 7-1/97, предписания от 23.05.2022 № 30.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Металлэксперт» (далее – ООО «Металлэксперт», третье лицо).

Решением от 22.07.2022 суд заявленные Отделением ФСС требования удовлетворил.

Не согласившись с решением суда, Хабаровское УФАС России заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование жалобы антимонопольный орган указал, что поскольку установление Заказчиком условия о месте выполнения работ - Северо-Западный Федеральный округ, не обусловлено защитой прав и законных интересов граждан Российской Федерации, не связано с потребностью заказчика, расположенного на территории Хабаровского края, поэтому свидетельствует о территориальном ограничении самостоятельной деятельности участников закупки по производству необходимого товара и является требованием о необходимости такого производства на конкретной территории.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.

Отделение ФСС в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просили решение суда первой инстанции оставить в силе, как законное и обоснованное.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие  в заседании суда не принимало. Жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствие с частью  5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Отделением ФСС 05.05.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено Извещение № 0222100000222000098 о проведении электронного аукциона. Объект закупки: выполнение работ по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 760 000 руб. Источник финансирования: за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Дата начала срока подачи заявок: 05.05.2022. Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.05.2022 в 07:00. Дата подведения итогов определения поставщика: 18.05.2022.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 17.05.2022 № 0222100000222000098 победителем электронного аукциона признан единственный участник закупки № 111841047, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

На основании поступившей жалобы ООО «Металлэксперт» на действия заказчика – Отделение ФСС, Хабаровским УФАС России была проведена проверка, в ходе которой комиссия пришла к выводу о том, что требование о месте выполнения работ - Северо-Западный Федеральный округ, противоречит требованиям части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам проверки комиссией Хабаровского УФАС России принято решение от 23.05.2022 № 7-1/97, в соответствии с которым жалоба ООО «Металлэксперт»   признана обоснованной в части доводов о неправомерном установлении требования к месту выполнения работ (пункт 1); заказчик – Отделение ФСС признан нарушившим требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе (пункт 2); решено выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе (пункт 3); решено передать материалы дела № 027/06/106-637/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Выданным на основании решения предписанием от 23.05.2022 № 30 Заказчику предписано в срок до 23.06.2022 устранить допущенные нарушения Закона оконтрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве (извещение №0222100000222000098) путем:

1.1. Аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки;

1.2. Внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, с учетом замечаний, изложенных в решении Комиссии Хабаровского УФАС России от 23.05.2022 № 7-1/97;

1.3. Продолжения осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (при наличии потребности заказчика).

2. Оператору электронной торговой площадки - РТС Тендер: обеспечить возможность исполнения настоящего предписания заказчиком путем предоставления доступа заказчику для возможности отмены протоколов, составленных в ходе торгов № 0222100000222000098; доступа для возможности внесения изменений в извещение о закупке; уведомить участников закупки об отмене протоколов; возвратить заявки участникам закупки, в связи с чем прекратить блокировку денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, по специальным счетам участников закупки.

3. Уведомить Хабаровское УФАС России об исполнении предписания в
3-дневный срок после его исполнения с приложением подтверждающих документов.

Не согласившись с решением и предписанием, считая их незаконными и необоснованными, Отделение ФСС обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции,   удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

  Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно материалам дела, основанием для вменения Отделению ФСС нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе послужил вывод комиссии Хабаровского УФАС России о том, что заказчиком неправомерно установлено территориальное ограничение в части места выполнения работ (оказание услуг)  - Северо-Западный Федеральный округ.  

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, антимонопольный орган не учел  следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и  ортезов.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 № 286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Положение № 286).

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения № 286 дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов.

Пунктом 5 Положения № 286 установлено, что решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу и оплаты отпуска застрахованного лица, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее - программа реабилитации пострадавшего).

В соответствии с пунктом 33(1) Положения № 286 предоставление информации о протезах, протезно-ортопедических изделиях, ортезах, технических средствах реабилитации, рекомендуемых в программе реабилитации пострадавшего, осуществляется посредством обращения застрахованного лица (его доверенного лица) к электронному каталогу технических средств реабилитации (изделий), ведение которого предусмотрено Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

Согласно пункту 34 Положения № 286 оплата расходов на изготовление, ремонт и замену протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт осуществляется страховщиком на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности (далее - отобранные в установленном порядке организации).

Пунктом 35.1 Положения № 286 установлено, что оплата расходов на ремонт протеза, протезно-ортопедического изделия, ортеза, технического средства реабилитации осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и заключения медико-технической экспертизы. Медико-техническая экспертиза осуществляется страховщиком в порядке, установленном для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае объектом закупки являлось выполнение работ для обеспечения инвалида по изготовлению в 2022 году протезов нижних конечностей для лечения застрахованного лица Сухонос А.С., получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве. Количество изготавливаемых изделий (протезы для застрахованного) - 2 шт.

Техническое задание и условия закупки сформированы на основании документов, представленных застрахованным лицом, а именно:

- заявление от 15.09.2021 на изготовление протеза бедра для купания;

- заявление от 25.02.2022 на изготовление протеза бедра модульного;

- заявление от 25.02.2022 о протезировании в г. Санкт-Петербурге;

-программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № 13.8.25/2022 от 04.02.2022 (далее - ПРИ);

- акт № 143 от 09.02.2022 медико-технической комиссии по проблемам протезирования, ортезирования и технических средств реабилитации. Согласно ПРП № 13.8.25/2022 от 04.02.2022 и акту № 143 от 09.02.2022 медико-технической комиссии Сухонос А.С. нуждается в обеспечении протезами, а именно:

- протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии;

- протез бедра для купания.

Согласно заявлению от 25.02.2022 Сухонос А.С. просит провести протезирование в г. Санкт-Петербурге, поскольку с 2015 года протезируется только там, привык к протезированию этими протезами и не желает протезироваться в другом месте.

В ходе подготовки документации на закупку, Отделение ФСС размещен на www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе (ЕИС) запрос от 12.02.2022 № 12-04/07-720 (в ЕИС № 0222100000222000110) о предоставлении информации о стоимости работ по изготовлению протезов нижних конечностей для застрахованного лица в количестве 2 шт. с местом выполнения работ: Российская Федерация, Северо-Западный Федеральный округ.

В ответ  получены три коммерческих предложения о стоимости работ по изготовлению протезов от организаций (предпринимателей):

- ООО «Сколиолоджик.ру», предложение № СКЛ-254 от 14.02.2022;

-ООО «Торговый дом «Гипромед», предложение № ГПМ-19 от 14.02.2022;

-Индивидуальный предприниматель Павлов Иван Викторович, предложение № 1-32 от 14.02.2022.

Кроме того, Отделением ФСС проводилось изучение рынка предложений от организаций (предпринимателей) расположенных Северо-Западном Федеральном округе, осуществляющих изготовление протезов для инвалидов.

Согласно имеющейся в сети Интернет информации, помимо вышеуказанных организаций, изготовлением протезов занимаются:

- ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Минтруда России, расположенное в г. Санкт-Петербурге;

- Ottobock в Санкт-Петербурге;

- ООО «Свобода ОРТО»;

-Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России.

В вышеуказанном перечне отражена часть организаций, расположенных в г. Санкт-Петербург. Количество организаций, расположенных в Северо-Западном Федеральном округе значительно больше.

Объектом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения одного застрахованного лица.

Пунктом 6.2 извещения о доведении электронного аукциона и пунктом 2.1.2. проекта государственного контракта (приложение № 4 к извещению о проведении электронного аукциона) выполнение работ предполагает прием заказов, снятие мерок (приемка, индивидуальная подгонка (доработка) (при необходимости), а также выдача готовых изделий, которые должны осуществляться в городе Санкт-Петербурге.

Требование о месте выполнения работ, установлено исходя из представленных Сухонос А.С. документов (заявление, акт медико-технической комиссии № 143 от 09.02.2022, ПРП № 13.8.25/2022 от 04.02.2022), необходимости выполнения работ в установленные сроки с учетом снятия мерок (приемки, индивидуальной подгонки работки) изделий с участием застрахованного лица являющегося инвалидом и сведений о наличии в Северо-Западном федеральном округе организаций, выполняющих работы по изготовлению протезов нижних конечностей.

С учетом приведенных обстоятельств, установление в Извещении о проведении электронного аукциона выполнения работ, включающих снятие мерок (приемка, индивидуальная подгонка (доработка) (при необходимости), выдачу готовых изделий - Северо-Западный Федеральный округ связано с потребностью заказчика, защитой прав и законных интересов застрахованного лица, направлено на достижение наиболее благоприятного реабилитационного эффекта для застрахованного лица в установленные сроки.

Кроме этого установлен короткий  для выполнения работ срок, не более 60 календарных дней с момента обращения получателя к исполнителю с направлением, выданным государственным заказчиком.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установленное требование само по себе не свидетельствует о создании для участников закупки неравных условий и ограничения конкуренции и не противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 Поскольку принятыми решением и предписанием нарушены права и законные интересы Отделения ФСС как государственного заказчика, выполняющего функции по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного лица по несению расходов на изготовление   протезов для этого лица, а также для самого застрахованного, суд первой инстанции законно удовлетворил заявленные требования.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  22.07.2022 по делу № А73-10983/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

          Е.А. Швец

Судьи

         И.А. Мильчина

Е.И. Сапрыкина