НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 06.10.2022 № 06АП-4374/2022

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№06АП-4374/2022

12 октября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Брагиной Т.Г.

судей  Волковой М.О., Воронцова А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.

при участии  в заседании:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края - Буданова В.С., представитель по доверенности от 19.08.2022 №05.1-12-4910,Ефремова А.Ю., представитель по доверенности от02.03.2022 №05.1-12-1290;

от ООО  «Сергеевское» - Савенко М.Г., представитель по доверенности от 24.06.2022;

от третьих лиц: Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, ООО  «Хорская Бурёнка» - представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края

на решение от  27.06.2022

по делу №А73-8289/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края

к обществу с ограниченной ответственностью  «Сергеевское»

о  взыскании 33 000 000 руб.

третьи лица: Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью  «Хорская Бурёнка»

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, переименовано в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью  «Сергеевское» (ОГРН 1092720000691, ИНН 2720039284, далее - ответчик, общество,                          ООО «Сергеевское»)  о  взыскании 33 000 000 руб., суммы  субсидии.

Решением суда от 16.11.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2021 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.11.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу №А73-8289/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края. Направляя дело на новое рассмотрение,   суд кассационной инстанции указал суду первой инстанции  на  необходимость установления значения  показателей для исчисления размера суммы гранта, подлежащей возврату в бюджет края, в том числе в связи с не достижением результативности, оценив при этом возможность устранения нарушений в части не соблюдения иных условий, названных истцом в требовании от 06.02.2020 №5-11-1043 о возврате средств субсидии оснований, и в зависимости от этого разрешить спор по существу с принятием законного и обоснованного решения.

При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края и общество с ограниченной ответственностью  «Хорская Бурёнка».

Решением суда  от  27.06.2022  иск удовлетворён частично.  С общества в пользу Минсельхоз края  взысканы средства гранта в размере 2 640 000 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Министерство не согласилось с принятым по результатам нового рассмотрения судебным актом и обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить полностью.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом не выполнены указания суда кассационной инстанции,  поскольку судом  не дана  оценка требованиям Министерства о взыскании средств субсидии в связи с нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, а именно: о наличии задолженности по заработной плате перед работниками по состоянию на 01.07.2018; не достижении уровня среднемесячной заработной платы работников не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в крае; не подтверждена достоверность сведений о наличии у ответчика чистой прибыли за 2017 год; не соблюдено условие об оплате за счет собственных средств не менее 20 процентов стоимости приобретаемого племенного КРС; не соблюдено условие о наличии в обществе племенного КРС, приобретенного за счет средств гранта.

Кроме того, Министерство считает, что судом не дана оценка доводам истца о том, что фактически КРС находился во владении ООО «Хорская Бурёнка»; о мнимом (притворном) характере договора от 01.10.2018 на содержание КРС.

ООО «Сергеевское» в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании указывают на несостоятельность изложенных  в ней доводов, мотивированно возражают, просят жалобу оставить без  удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Пунктом 3 указанной статьи БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 10.11.2017                  №443-пр утверждён Порядок и условия предоставления из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края грантов в форме субсидий на сохранение или наращивание поголовья крупного рогатого скота (далее - Порядок №443-пр).

Как  установлено судом и материалам дела не противоречит, между Министерством и обществом заключено Соглашение №235 от 15.08.2018, предметом которого является предоставление получателю гранта в 2018 году из краевого бюджета гранта в форме субсидии на сохранение или наращивание поголовья крупного рогатого скота (пункт 1.1).  

Согласно пункту 1.2 Соглашения, грант предоставляется в целях  финансового обеспечения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на сохранение или наращивание поголовья крупного рогатого скота.

Размер гранта, предоставляемый  из краевого бюджета, в соответствии с настоящим Соглашением, составляет  в 2018 году 33 000 000 руб.

Соглашение подписано на условиях, предусмотренных Порядком и условиями предоставления из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края грантов на сохранение или наращивание поголовья крупного рогатого скота, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края  от 10.11.2017  №443-пр.

Пунктом 1.6 Порядка №443-пр, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, установлены условия предоставления гранта: выполнение сельскохозяйственным товаропроизводителем края условий, установленных в графе 2 приложения №1 к настоящему Порядку и условиям; использование гранта в порядке, установленном разделом 3 настоящих Порядка и условий; проведение дезинфекции; приобретение племенного крупного рогатого скота (далее - КРС) за счет гранта в племенных стадах, зарегистрированных в государственном племенном регистре; достижение сельскохозяйственным товаропроизводителем края значений показателей результативности использования гранта, предусмотренных соглашением о предоставлении гранта, заключаемым между министерством и сельскохозяйственным товаропроизводителем края; представление сельскохозяйственным товаропроизводителем края в министерство сведений о наличии остатка гранта, не использованного в срок, установленный пунктом 3.2 раздела 3 настоящих Порядка и условий (далее - остаток гранта), отчетов об использовании гранта, о достижении значений показателей результативности использования гранта, о расходовании гранта, отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в соответствии пунктом 4.1 раздела 4 настоящих Порядка и условий; согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя края на проведение министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения сельскохозяйственным товаропроизводителем края условий, целей и порядка предоставления гранта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края; включение в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств по соглашению, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления гранта; не приобретение сельскохозяйственным товаропроизводителем края за счет полученных средств гранта иностранной валюты.

В силу пункта 3.4 Порядка №443-пр, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, племенной КРС, приобретенный получателем гранта за счёт средств гранта, должен использоваться в хозяйстве получателя гранта и не подлежит продаже, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации не менее одного года после освоения средств гранта.

Актом плановой выездной  проверки соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления гранта из краевого бюджета от 27.11.2019 №6 выявлены нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, в том числе установлено наличие задолженности по заработной плате перед работниками по состоянию на 01.07.2018; ответчиком не обеспечена среднемесячная заработная плата работников не ниже размера минимальной заработной платы, установленной в крае; не подтверждена достоверность сведений о наличии у ответчика чистой прибыли за 2017 год; не соблюдено условие об оплате за счет собственных средств не менее 20 процентов стоимости приобретаемого племенного КРС; не соблюдено условие о наличии в обществе племенного КРС, приобретенного за счет средств гранта; не подтверждено достижение значений показателя результативности по состоянию на 31.12.2019, а также условия о необходимости согласования в договорах (соглашениях), заключаемых в целях исполнения обязательств по соглашению, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), на осуществление министерством и органными государственного финансового контроля края проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта.

Кроме того Министерством в ходе проверочных мероприятии установлен факт несвоевременного представления отчетов об использовании гранта.

Отклоняя доводы  Министерства о том, что полученные средства гранта подлежат возврату в полном объёме, суд первой инстанции  исходил из того, что  основная цель предоставления гранта достигнута, обществом приобретён племенной крупный рогатый скот в количестве 300 голов.

План расходов гранта, являющийся неотъемлемой частью  Соглашения,  предусматривал приобретение ООО «Сергеевское» племенного крупного рогатого скота в количестве 300 голов, в том числе с использованием собственных средств в размере 8 250 000 руб.

Судом установлено, что по УПД от 19.09.2018 общество приобрело у ООО «Производственная компания «Молоко» 227 голов КРС (дата поступления в хозяйство 04.10.2018),  по УПД  от  20.11.2018 - 73 головы (дата поступления в хозяйство 25.12.2018).

По акту приема-передачи племенного КРС от 08.10.2018 б/н 227 голов  племенного КРС переданы на хранение и обслуживание ООО «Хорская буренка», по акту приема-передачи племенного КРС от 04.12.2018 б/н передано 73 головы.

Доводы истца о мнимом характере договора содержания КРС от 01.10.2018, заключенного между ООО «Сергеевское» и ООО «Хорская Бурёнка», отклонены судом первой инстанции, как несостоятельные, поскольку в силу статьи 170 ГК РФ мнимой является сделка, совершенная сторонами лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Материалами дела подтверждено, что отношения между                                        ООО «Сергеевское» и ООО «Хорская Бурёнка» носили взаимный характер, услуги по договору содержания оплачивались  путём проведения взаимозачётов  в счёт поставки ООО «Сергеевское» (поставщик) ООО «Хорская буренка»             (покупатель) молока,  за период с 2019 года по 2020 год по двум договорам   исчислен и уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость в размере                  5 834 729 руб. и 3 935 787 руб., соответственно.

Оправданность  заключения договора от 01.10.2018 подтверждается, в том числе достижением показателя результативности использования гранта  «снижение  уровня инфицированности стада крупного рогатого скота вирусом лейкоза»        (справки КГБУ «Хабаровская райСББЖ»,  КГБУ «Вяземская райСББЖ»).

Обстоятельства несохранности голов племенного КРС (забой и утилизация) расценены судом в качестве обстоятельств, препятствующих достижению значений показателей результативности использования гранта, в связи с чем признал требования Министерства подлежащими удовлетворению в части,  как это предусмотрено пунктом  4.4 Порядка №443-пр.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции  не имеет.

Что касается доводов Министерства о нарушении обществом условий предоставления субсидии, установленных в графе 2 приложения №1 к Порядку №443-пр, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.

В приложении №1 изложены условия предоставления гранта и перечень документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями Хабаровского края для подтверждения соответствия условиям предоставления гранта.

Как следует из акта плановой выездной проверки соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления гранта из краевого бюджета от 27.11.2019 №6, право на получение субсидии ответчиком подтверждено документами в соответствии с установленным перечнем.

В ходе проверки должностные лица, уполномоченные на её проведение, пришли к выводам о несоблюдении отдельных условий  предоставления гранта, согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3, 3.3, 10.1,10.3,10.10  не соблюдено условие об отсутствии задолженности по заработной плате на 01.07.2018, не обеспечена среднемесячная заработная плата не ниже МЗП, установленной в  крае,  на дату подачи заявки.

       Вместе с тем, выявленные нарушения не подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, выводы о просроченной задолженности по заработной плате основаны на выборочной проверке кассовых документов и выписок по лицевому счёту  путём их сопоставления с отдельными трудовыми договорами. Вывод о начислении заработной платы ниже МРОТ основан на счётных ошибках расчётчика заработной платы.

          Между тем,  счётные ошибки, дефекты заполнения платежных ведомостей на выплату заработной платы при отсутствии данных государственной статистической и налоговой отчётности, как это предусмотрено  Постановлением Минтруда России, Госналогслужбы России, Госкомстата России, Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и Минэкономики России от 08.08.1997  № 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1,  доказательствами просроченной задолженности,  не являются.

По пункту 2.3, 10.3 акта проверки - доказательства направления информации по признакам административного правонарушения в  материалы дела не представлены.

Нарушения, отраженные в пунктах 3.3, 10.10 акта проверки, как установлено судом первой инстанции, устранены получателем гранта, что Министерством не опровергнуто.

При изложенных обстоятельствах, оснований для вывода о возврате субсидии по основаниям несоответствия получателя гранта критериям, установленным  в графе 2 приложения №1 к Порядку №443-пр,  также не имеется.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  27.06.2022 по делу №А73-8289/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

      Т.Г. Брагина

Судьи

        М.О. Волкова

         А.И. Воронцов