Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2808/2022
13 июля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» в лице его конкурсного управляющего ФИО1: ФИО2 представителя по доверенности от 23.03.2022, сроком на один год;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю: ФИО3 представителя по доверенности от 22.12.2021, сроком до 31.12.2022;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО3 представителя по доверенности от 30.12.2021, сроком до 30.12.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» в лице его конкурсного управляющего ФИО1
на решение от 18.04.2022
по делу № А73-18523/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений от 30.07.2021 № 241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 30.07.2021 № 1 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,
о признании обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. прекращенной,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «ЛАН») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю межрайонная инспекция) о признании недействительными решения от 30.07.2021 № 241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.07.2021 № 1 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, о признании прекращенной обязанности по уплате НДС в размере 142 637 771 руб., отраженной по строке 160 раздела 6 декларации по НДС за 4 квартал 2017 года (номер корректировки 1) в связи с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю вынести решение об обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов на НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 792 432 063 руб., отраженной в декларации по НДС за 3 квартал 2020 года (номер корректировки 1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, Управление).
Решением суда от 18.04.2022 отказано в удовлетворении требований общества; с последнего в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «ЛАН» в лице его конкурсного управляющего ФИО1 обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: что ООО «ЛАН», выполняя требования законодательства о налогах и сборах, представило 31.12.2020 в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года (номер корректировки 1), в которой отразило налогообложение операций по реализации товаров, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), по налоговой ставке 18%, так как налогоплательщик не представил в налоговый орган в течение 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%; одновременно с декларацией по НДС за 4 квартал 2017 года (номер корректировки 1) на основании п. 9 ст. 165, п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ ООО «ЛАН» представило декларацию по НДС за 3 квартал 2020 года (номер корректировки 1) вместе с документами (их копиями), подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0% (копии контрактов налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС и электронный реестр таможенных деклараций), заявив к вычету сумму НДС, начисленную по ставке 18% по неподтвержденным ранее экспортным операциям;ООО «ЛАН» представило документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%, и налоговый орган факт представления документов подтверждает, претензий к составу, полноте и соответствию представленных сведений (документов) не предъявляет, соответственно он должен признать обязанность по уплате налога, начисленного по ставке 18%, в размере 142 637 771 руб. прекращенной в связи с представлением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0%, на основании подпункта 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ, так как в данном случае возникают обстоятельства, прекращающие обязанность по уплате налога; нарушение очередности платежей в рамках дела о банкротстве ООО "ЛАН", в данной ситуации не возникает, так как налоговый орган фактически не предоставляет вычет и возмещение налога, не производит зачет налогов, а признает обязанность по уплате НДС за 4 квартал 2017 года прекращенной в связи с представлением документов, подтверждающих ставку 0% по экспортным операциям.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
УФНС России по Хабаровскому краю, в представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, также просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании 29.06.2022 представителем ООО «ЛАН» в лице его конкурсного управляющего ФИО1 заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с поздним получением отзыва на апелляционную жалобу и необходимости подготовки своей мотивированной позиции.
ПредставительМежрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю данный вопрос оставили на усмотрение суда.
Судом на основании статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 06 июля 2022 года.
После перерыва судебное заседание продолжено в 13 часов 47 минуты 06 июля 2022 года в том же составе суда, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.
После перерыва от представителя конкурсного управляющего ООО «ЛАН» ФИО1 в суд поступило возражение на отзыв межрайонной инспекции на апелляционную жалобу.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю пояснила, что ознакомлена с данным возражением.
В судебном заседании представитель ООО «ЛАН» поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю поддерживает доводы, изложенные в отзывах на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, а также возражение на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела,Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, представленной ООО «ЛАН» 31.12.2020, по результатам проверки обществу отказано в праве на вычеты по НДС и возмещении налога на сумму 142 637 771 руб.
Указанные обстоятельства отражены в акте налоговой проверки от 14.04.2021 № 06-49/340, по результатам которой вынесено решение от 30.07.2021 № 241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также вынесено решение от 30.07.2021 № 1 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о том, что обществом неправомерно в нарушение пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 2 статьи 173 НК РФ заявлены суммы налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2020 года по реализации лесопродукции на экспорт, поскольку искусственно создана ситуация, дающая формально ООО «ЛАН» право претендовать на возмещение НДС из бюджета, источник которого в бюджете не сформирован.
ООО «ЛАН» не согласившись с вышеуказанными решениями, обратилось в УФНС России по Хабаровскому краю с жалобой на решения налогового органа.
Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 12.11.2021 № 13-09/21932@, жалоба ООО «ЛАН» оставлена без удовлетворения.
ООО «Лан» не согласившись с решениями Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю от 30.07.2021 № 241, от 30.07.2021 № 1 считая их незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, а также полагая, что обязанность по уплате НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб., является прекращенной, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что фактически ООО «ЛАН не уплачивало в бюджет сумму НДС за 4 квартал 2017 года, также, по мнению общества, документальное подтверждение налогоплательщиком экспортной операции по истечении 180 дней неизбежно влечет право на применение ставки 0 процентов, освобождает налогоплательщика от неисполненной обязанности уплатить недоимку по НДС по ранее неподтвержденным экспортным операциям, основания для взыскания с налогоплательщика НДС по ставке 18 процентов отсутствуют; оно считает, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации только на основании неуплаты налога по данным операциям, исчисленного по ставке 18 процентов; налоговый орган должен списать сумму неуплаченного налога, начисленного по ставке 18 процентов, в связи с представлением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, так как в данном случае возникают обстоятельства, прекращающие обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
На основании пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Так, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов организация экспортер обязана представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
23.10.2020 обществом в соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ была представлена первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2020 года (peг. № 1078987827) без суммы, исчисленной к уплате в бюджет; операции реализации в данной декларации ООО «ЛАН» отражены не были.
В соответствии со статьей 81 НК РФ после окончания камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020, обществом 31.12.2020 представлена уточненная (корректировка № 1) налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 с отражением вычетов суммы налога, ранее исчисленной по операциям реализации, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее не была документально подтверждена, в размере 142 637 771 руб., заявлен налог к возмещению в идентичной сумме. Вычет НДС заявлен в части отгрузок по 55 таможенным декларациям.
В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года обществом 31.12.2020 представлена с отражением в строке 030 раздела 6 суммы налога, исчисленной по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 3 статьи 164 НК РФ в размере 142 637 771 руб., в строке 030 раздела 6 отражены те же таможенные декларации, что и в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года.
Так, ООО «ЛАН» 31.12.2020 одновременно исчислен к уплате НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. по операциям реализации товаров, применение ставки 0 процентов по которым документально своевременно не подтверждено, по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018, а также заявлен в той же сумме налог к возмещению за 3 квартал 2020 года.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.
Кроме того, если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.
Если налогоплательщиком в 180-дневный срок не собран и не предоставлен налоговому органу полный комплект документов под экспортные операции, предусмотренные статьей 165 НК РФ, соответственно, то экспорт является неподтвержденным, в данном случае операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 НК РФ, сумма исчисленного налога подлежит уплате в бюджет.
В налоговом периоде, в котором собран комплект требуемых документов, подтверждающих совершение экспортной операции, суммы исчисленного и уплаченного НДС с неподтвержденной в установленный срок экспортной реализации в силу пункта 10 статьи 171 НК РФ признаются налоговыми вычетами.
Исходя из положений пункта 9 статьи 165 НК РФ, возможность налогоплательщика учесть указанные суммы в качестве налогового вычета при определении налоговой базы в том периоде, в котором налогоплательщиком собран пакет документов, подтверждающих совершенные им экспортные операции, неразрывно связана с обязанностью налогоплательщика уплатить налог в случае предоставления уточненной налоговой декларации (при отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих экспортные операции).
Так, указанные вычеты должны быть отражены в соответствующей декларации до истечения трех лет после окончания налогового периода, в котором была произведена отгрузка (передача) товаров (работ, услуг). В противном случае налогоплательщик лишается права на возврат из бюджета, уплаченного за свой счет НДС.
Как верно отметил суд, по истечении 180-дневного срока при отсутствии соответствующего пакета документов ООО «ЛАН» обязано было включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу периода отгрузки товаров, исчислить с нее сумму НДС и уплатить ее в бюджет, то есть представить уточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором товары были отгружены на экспорт.
Между тем, ООО «ЛАН» фактически НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. уплачен не был, то есть общество не выполнило предусмотренное пунктом 9 статьи 165 НК РФ условие для последующего вычета НДС, так у налогоплательщика возникла задолженность по НДС в соответствующей сумме по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ.
Более того, возврат налога, уплаченного по истечении 180-дневного срока, не представляет собой вычет по НДС, поскольку не подпадает под дефиницию, установленную пунктом 2 статьи 173 НК РФ, и не является положительной разницей между суммой налоговых вычетов и суммой налога. Основанием его возврата, в отличие от вычета налога, является последующее подтверждение обоснованности ставки 0 процентов по соответствующей операции. При этом возвращаемый налог уплачивался не поставщику, а в бюджет, поскольку в силу специального требования закона по истечении 180 дней не был собран необходимый по закону пакет документов.
Кроме того установленная в пункте 10 статьи 171 НК РФ норма служит лишь обоснованием соответствующего права налогоплательщика, но не меняющая правовой природы уплаченной в бюджет суммы, равно как и характера притязания налогоплательщика на ее возврат. Указанный платеж осуществляется ввиду презумпции отсутствия у операций экспортного или связанного с ним характера, которая при подтверждении впоследствии обоснованности применения ставки 0 процентов, оказывается опровергнутой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 № 17473/08).
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, согласно положениям пункта 1 статьи 134 и пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве являются текущими, погашаются вне очереди и могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Требования кредиторов по текущим платежам имеют приоритет над требованиями иных кредиторов и удовлетворяются за счет конкурсной массы вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве).
Под текущими платежами в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом; требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Из изложенного выше следует, что кредиторы, в том числе налоговые органы, не вправе в случае возбужденного процесса банкротства самостоятельно совершать какие - либо действия в отношении имущества должника, производить самостоятельно зачет сумм налогов, исчислять налоги, пеню, штраф, обращаться к должнику с требованием об уплате обязательных платежей в рамках отдельного производства.
Зачет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налогов в счет погашения недоимок по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам является ни чем иным, как погашением имущественных требований государства к налогоплательщику за счет средств налогоплательщика, излишне уплаченных в бюджет.
В связи с этим, порядок осуществления зачета, установленный статьей 78 НК РФ, в рамках дела о банкротстве подлежит применению только в пределах, установленных Законом о банкротстве.
Целью данного положения является исключение удовлетворения требований кредиторов в индивидуальном порядке вне установленной законом очередности.
Так, в данном случае, определением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2019 по делу № А73-10777/2019 принято заявление о признании ООО «ЛАН» несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.02.2020 (резолютивная часть от 12.02.2020) ООО «ЛАН» признано несостоятельным (банкротом), ведена процедура конкурсное производство.
Возникшая 31.12.2020 у ООО «ЛАН» задолженность по НДС по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018 является реестровой.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.05.2021 (резолютивная часть от 13.05.2021), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021, признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «ЛАН» требование налогового органа в общем размере 145 971 777, 39 руб., в том числе основной долг по НДС за 4 квартал 2017 года– 108 896 690 руб., пени по НДС 37 075 097,39 руб.
Кроме того, сумма налога по НДС в размере 33 741 081 руб. (142 637 771 руб. - 108 896 690 руб.), заявленная обществом в первичной налоговой декларации за 4 квартал 2017 года к возмещению из бюджета, на основании решения от 08.05.2018 № 1745 налогоплательщику возмещена; после представления уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2017 года, с суммой налога исчисленной к уплате в размере 108 896 690 руб., ранее возмещенная сумма НДС в размере 33 741 081 руб. в карточке расчета с бюджетом отражена, как излишне возмещено по решению о возмещении НДС по статье 176 НК РФ.
Таким образом, суд верно согласился с доводом Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю о том, что правовые основания для осуществления зачета сумм НДС в размере, заявленных ООО «ЛАН» 31.12.2020 одновременно к уплате и возмещению в уточненных налоговых декларациях по НДС за 4 квартал 2017 года и 3 квартал 2020 года, соответственно, то есть в счет погашения реестровой задолженности, у налогового органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку спорная сумма НДС в размере 142 637 771 руб., заявленная в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года к возмещению, ООО «ЛАН» не уплачена, источник возмещения в бюджете не сформирован, а также то, что ресурсами для погашения образовавшейся задолженности общество не обладает, то правовых оснований для возврата налогоплательщику указанной суммы НДС, не имеется.
Кроме того, нашел подтверждение факт того, что в состав налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 ООО «ЛАН» неправомерно включены 9 таможенных деклараций (10703070/021017/0017492; 10703070/031017/0017571; 10703070/041017/0017704; 10703070/041017/0017705; 10703070/041017/0017713; 10703070/051017/0017776; 10703070/051017/0017789; 10703070/061017/0017840; 10703070/061017/0017904), отгрузка по которым за пределы территории Российской Федерации фактически состоялась в 3 квартале 2017 года.
В данном случае, согласно федеральному информационному ресурсу «Таможня-Ф» к каждой из вышеуказанных таможенных деклараций ООО «ЛАН» в связи с отгрузкой товаров в 3 квартале 2017 года предшествующие (временные) таможенные декларации с отметками таможенного органа «выпуск разрешен», относящимися к 3 кварталу 2017 года; транспортные документы (коносаменты) также имеют дату 3 квартала 2017 года.
В связи с этим датой отгрузки (передачи) товаров, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставления счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю согласно позиций изложенных в Письмах Минфина России от 16.03.2020 № 03-07-08/19635, от 14.03.2019 № 03-07-11/16880, от 28.08.2017 № 03-07-11/55118.
Таким образом, в силу пункта 1.1 статьи 172 НК РФ общество должно было заявить к вычету НДС в размере 39 469 786 руб. с налоговой базы по неподтвержденному экспорту 219 276 587 руб., подлежащий уплате в связи с непредставлением в установленный срок пакета документов под применение ставки 0 процентов по экспортным операциям 3 квартала 2017 не позднее 30.09.2020.
Кроме того, на основании правил, установленных НК РФ, понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты НДС по операциям реализации (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 № 17473/08).
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ в случае пропуска срока, предоставленного для сбора пакета документов, подтверждающих экспорт товаров (работ, услуг), налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
ООО «ЛАН» указанные вычеты заявлены в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020года, представленной 31.12.2020, за пределами установленного законом трехлетнего срока.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю от 30.07.2021 № 241, от 30.07.2021 № 1 соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Также в части требования о признании обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 142 637 771 руб., отраженной по строке 160 раздела 6 декларации по НДС за 4 квартал 2017 (номер корректировки 1) в связи с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, прекращенной, у суда правовых оснований для его удовлетворения не имелось, поскольку случаи для возможности списания задолженности прямо регулируются НК РФ, и предполагаются только при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 59 НК РФ, которые в данном конкретном случае отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Приведенные в апелляционной жалобе и возражении доводы, не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, так как они не опровергают выводы, изложенные в решении суда, а лишь выражают несогласие с ними.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина в сумме 1500 руб., перечисленная заявителем жалобы 13.05.2022, подлежит возврату последнему из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 апреля 2022 года по делу № А73-18523/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЛАН» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 43 от 13.05.2022. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
А.П. Тищенко |