НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 05.12.2017 № 06АП-6118/17

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6118/2017

11 декабря 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Тищенко А.П.,

судей Жолондзь Ж.В., Козловой Т.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,

при участии  в заседании:

от ОАО «РЖД»: ФИО1 по доверенности от 15.09.2017 № ДВОСТНЮ-163/Д,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от  08.09.2017

по делу № А73-8158/2017

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьейБукиной Е.А.

по иску общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт»

коткрытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт» (далее – истец, ООО ПКФ «Вуд Экспорт») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик, ОАО «РЖД») о взыскании неосновательного обогащения в размере 52 411 руб. 78 коп. в результате списания с лицевого счета денежных средств при расчете сбора за подачу/уборку вагонов по завышенному тарифу, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 094 руб. 31 коп. за период с 03.01.2017 по 31.05.2017.

Решением суда от 08.09.2017 иск был удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ООО ПКФ «Вуд Экспорт» в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы заявитель сослался на начисление перевозчиком за спорный период сбора  за подачу и уборку вагонов согласно условиям договора, подписанием истцом без разногласий накопительных ведомостей и ведомостей подачи и уборки вагонов, правомерное применение ответчиком при расчете тарифов коэффициента 1,6 в соответствии с Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 № 49 Ургальскому сельскому поселению.

ООО ПФК «Вуд Экспорт» отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечил явку представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ООО ПФК «Вуд Экспорт».

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» поддержал доводы  апелляционной жалобы в полном объеме, считает решение суда незаконным и необоснованным, потребовал решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО ПКФ «Вуд-Экспорт» (пользователь) заключен договор № 790 на подачу и уборку вагонов, на основании которого, ОАО «РЖД» оказывает услуги по подаче уборке вагонов ООО ПКФ «Вуд Экспорт».

26.07.2017 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО ПКФ «Вуд Экспорт» (пользователь) заключался договор на подачу и уборку вагонов, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузка и уборка вагонов с железнодорожного пути, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к железнодорожному пути № 9 станции Этыркэн Дальневосточной железной дороги через стрелку № 103, локомотивом перевозчика.

Пользователь обязался оплачивать сбор за подачу и уборку вагонов согласно Тарифному руководству № 3 (далее – ТУ № 3) с учетом индексации (пункт 17 договора).

По накопительным ведомостям №№ 050901, 061003, 121001, 051106, 111201 ответчиком с лицевого счета истца были списаны денежные средства за подачу/уборку вагонов.

Посчитав, что сумма взысканных ответчиком сборов за подачу/уборку вагонов неосновательно завышена, истец 03.02.2017 в адрес ответчика направил претензию о возврате излишне взысканных средств.

Отказ ответчика на претензию явилось основанием для обращения ООО ПКО «Вуд Экспорт» в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

В силу положений статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статье 790 ГК, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта и Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).

Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта, статье 8 Федеральный закон № 17-ФЗ, плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.

Постановлением ФЭК от 19.06.2003 № 35/15 утверждено Тарифное руководство № 3, которым установлены размеры сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.

Согласно разделу 2.8. ТУ, на станциях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате и доплаты за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к ставкам сборов за хранение, взвешивание, подачу и уборку вагонов, в том числе маневровую работу и пробег локомотивов в зависимости от установленных коэффициентов, применяются коэффициенты доплат к отдельным сборам, приведенные в таблице № 13 Тарифного руководства.

Коэффициент доплат к отдельным сборам по таблице № 13 Тарифного руководства определяется исходя из суммы, полученной от сложения действующих для данного места коэффициентов к заработной плате и доплат за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2.8.2 ТУ).

Например, при районном коэффициенте к заработной плате 1,2 и коэффициенте доплаты за работу в районе Крайнего Севера 1,8 сумма учитываемых коэффициентов составит: 1 + 0,2 + 0,8 = 2. В связи с чем, коэффициент доплат к сборам по таблице № 13 настоящего Тарифного руководства равен 1,5.

Согласно статье 2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1), перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12.

Согласно данному постановлению, Верхнебуреинский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Сервера.

В соответствии со статьей 10 Закона № 4520-1, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона № 4520-1, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.04.2006 № 216, до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Госкомтруда СССР ВЦПС от 04.09.1969 № 380/П-18, в перечень районов, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40 среди прочих включен Хабаровский край - сельские районы: Аяно-Майский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), Тугуро-Чумиканский; промышленные районы: имени Полины Осипенко и Ульчский; города: Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов.

Согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.02.1960 общий размер выплачиваемых работнику надбавок во всех случаях не может быть выше: в районах Крайнего Севера 80 процентов заработка и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 50 процентов заработка.

Таким образом, 1 + 0,4 (районный коэффициент) + 0,5 (коэффициент доплаты за работу в районах Крайнего Севера) = 1,9.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при расчетах должен применяться коэффициент, установленный в таблице № 13 в графе показателей от 1,81 до 1,9, и этот коэффициент равен 1,4.

Правомерно отклонен довод ОАО «РЖД» о том, что постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 № 49 Ургальскому сельскому поселению (местонахождение железнодорожного пути необщего пользования истца, на который осуществлялась подача/уборка вагонов) предоставлено право ввести с 01.01.1992 районный коэффициент 1,7 к заработной плате рабочих и служащих на всех отделениях Байкало-Амурской железной дороги.

Согласно части 2 статьи 10 Закона № 4520-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Данный Закон от 19.02.1993 г., т.е. принят позднее постановления главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992.

В постановлении имеется ссылка на Постановление Совмина РСФС от 04.02.1991.

Согласно пункту 13 Постановления Совмина, предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Таким образом, речь идет о расходных обязательствах предприятий.

В пункте 2 Постановления главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 № 49 указано, что затраты осуществляются за счет средств предприятий Байкало-Амурской железной дороги.

Т.е. речь идет о повышающих коэффициентах для работников отдельных предприятий, которые и компенсируются указанными предприятиями (в данном случае РЖД).

В ТУ же речь идет о районных коэффициентах и доплатах к заработной плате ан федеральном уровне и всем работникам, независимо от ведомственной принадлежности.

Согласно статье 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для применения коэффициента 1,6, то излишне полученные им денежные средства в размере 52 411 руб. 78 коп. являются его неосновательным обогащением.

В силу положений пункта 2 статьи 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ установлено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Поскольку материалами дела на стороне ОАО «РЖД» подтверждается неосновательное денежное обогащение в сумме 52 411 руб. 78 коп., то на данную сумму подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 094 руб. 31 коп. за период с 03.01.2017 по 31.05.2017.

Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, которые бы повлияли на результат рассмотрения дела.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.

 Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 08.09.2017 по делу № А73-8158/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Ж.В. Жолондзь

Т.Д. Козлова