Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6260/2021
08 декабря 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронцова А.И.
судей Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании суда:
от министерства финансов Хабаровского края: Шевченко М.П., представитель по доверенности от 06.08.2021;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 29.01.2021;
от Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: Смекалова О.В., представитель по доверенности от 30.04.2021 (посредством онлайн-заседания).
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
на решение от 10.09.2021
по делу № А73-6008/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д.71)
к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, ИНН 2704800381; адрес: 682800, г. Советская Гавань, ул. Ленина, д. 3)
о взыскании 548 299 645 руб. 83 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация, ответчик) о взыскании излишне полученной субвенции, предоставленной для осуществления переданных муниципальному образованию полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 548 299 645 руб. 83 коп.
Определением суда от 27.04.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено министерство финансов Хабаровского края.
Определением от 10.06.2021 принято уточнение исковых требований о взыскании с муниципального образования в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в бюджет Хабаровского края излишне полученной субвенции, предоставленной для осуществления переданных государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 548 299 645 руб. 83 коп.
Определением от 19.08.2021 принято уточнение исковых требований о взыскании с муниципального образования в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в бюджет Хабаровского края средств субвенции, предоставленных Министерством ЖКХ Хабаровского края Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края и неподтвержденные фактическим объёмом тепловой энергии, реализованной населению на отопление и горячее водоснабжение в период осуществления Советско-Гаванским муниципальным районом переданных государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 521 314 455 руб. 59 коп.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд взыскать с муниципального образования в лице Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в бюджет Хабаровского края средств субвенции, предоставленных Министерством ЖКХ Хабаровского края Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края и неподтвержденные фактическим объёмом тепловой энергии, реализованной населению на отопление и горячее водоснабжение в период осуществления Советско-Гаванским муниципальным районом переданных государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 647 148 руб. 84 коп.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 10.09.2021 суд удовлетворил уточненные требования истца.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что задолженность перед Министерством ЖКХ края по состоянию на 01.09.2021 года отсутствует. Предоставленный в материалы дела Акт сверки расчетов между Министерством ЖКХ края и Администрацией района по предоставленным субвенциям из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков,связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, не может являться единственным основаниям для удовлетворения исковых требований. В указанном документы отражены данные о перечислении из краевого бюджета размера субвенции Администрации района и данные о перечислении Администрацией субвенции получателям ресурсоснабжающим организациям. В этой связи, ссылаясь на решение по делу № А73-10393/2016, денежные средства в виде субвенции в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.07.2007 № 150 являются денежными средствами предприятий, а не денежными средствами Администрации района.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 07.10.2021.
В судебном заседании представитель Администрации настаивает на доводах апелляционной жалобы, просит отменить оспариваемый судебный акт.
Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края по доводам жалобы возражают. Просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона № 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Закон № 150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр (далее – Постановление № 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядком предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Частью 4 статьи 5, частью 1 статьи 8 Закона края № 150 установлено, что Порядок и условия предоставления субвенций, являющихся финансовым обеспечением государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 5 Закона края № 150) устанавливаются Правительством края.
Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр (далее – Порядок № 35-пр).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 35-пр субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) в соответствии с распределением Субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 №150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Как следует из вышеизложенного, органы местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края самостоятельно осуществляют расчет и компенсацию убытков теплоснабжающим организациям района. Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 01.06.2017 № 511 утвержден «Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее – Порядок № 511).
Указанный Порядок № 511 утратил силу с 01.10.2019 в связи с утверждением постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 24.09.2019 № 582 нового Порядка, который, в свою очередь утратил силу в связи с принятием постановления Администрации от 26.12.2019 № 877.
На реализацию Закона края № 150 в соответствии с Законом Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Советско-Гаванскому муниципальному району края были утверждены бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 641 928,02 тыс. рублей.
Законом Хабаровского края от 29.07.2020 № 82 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» размер субвенций на 2020 год муниципальному образованию на реализацию Закона № 150 уменьшен до 201 490,02 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 4.2. Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (утв. Постановлением № 35-пр) субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 25.03.2020 № 57 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и о внесении изменения в статью 1 Закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» осуществление органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации убытков прекращено с 01 июля 2020 года.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31 октября 2007 года № 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, обязаны использовать выделенные для осуществления государственных полномочий финансовые и материальные средства по целевому назначению и в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные финансовые и материальные средства.
Из Информации о суммах начисленной и перечисленной субсидии организациям на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, по Советско-Гаванскому району на 01.10.2020, подписанной главой Администрации Советско-Гаванского муниципального района Бухряковым Ю.И., сальдо по расчетам с организациями, осуществляющими деятельность по снабжению населения тепловой энергией составило, 548 299 645 руб. 83 коп., что свидетельствует о предоставлении ресурсоснабжающим организациям авансовых платежей за счет субсидии в указанном размере.
Исходя из двусторонне подписанного акта сверки между министерством и администрацией Советско-Гаванского муниципального района за 2020 год по состоянию на 01.10.2020 муниципальное образование получило аванс за счет средств субвенции в размере 548 299 645 руб. 83 коп.
Министерством в адрес Администрации 15.04.2021 направлено письмо о возврате средств краевого бюджета. На указанное письмо Администрацией направлен ответ от 19.04.2021 № 1-13-1212 об отказе возврата денежных средств.
Неисполнение ответчиком требований о возврате ранее предоставленных денежных средств субвенции в бюджет Хабаровского края послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил уточненные требования истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Из положений статей 1, 2 БК РФ следует, что бюджетные правоотношения, в том числе по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях (часть 2 статьи 140 БК РФ).
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункт 1 статьи 158 БК РФ).
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр.
Согласно пункту 2.1 Порядка № 35-пр, субвенции предоставляются Министерством ЖКХ края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
В силу пункта 2.5 Порядка № 35-пр по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов министерством ЖКХ края между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Судом установлено, что в период с 2005 по 2020 год муниципальное образование Советско-Гаванский муниципальный район в лице главного распорядителя бюджетных средств, в целях выполнения государственной функции Хабаровского края по предоставлению организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, заключал с ресурсоснабжающими организациями соответствующие соглашения, на основании которых производилось перечисление денежных средств субсидии, полученных в виде межбюджетных трансфертов в форме субвенции края.
Состояние расчетов муниципального образования с ресурсоснабжающими организациями ежегодно отражалось в двусторонне подписываемых актах.
Так же судом установлено, что в 2016 году за счет средств краевого бюджета профинансировано (предоставлено субсидии РСО) на сумму 354 124 058,00 руб.; в 2017 году за счет средств краевого бюджета профинансировано (предоставлено субсидии РСО) на сумму 315 731 860,00 руб.; в 2018 году за счет средств краевого бюджета профинансировано (предоставлено субсидии РСО) на сумму 756 133 850,00 руб., возвращено в краевой бюджет неиспользованное финансирование в размере 190 937,71 руб.; в 2019 году за счет средств краевого бюджета профинансировано (предоставлено субсидии РСО) на сумму 747 592 920,00 руб.; в 2020 году за счет средств краевого бюджета профинансировано (предоставлено субсидии РСО) на сумму 201 194 746,90 руб. Возвращено в краевой бюджет неиспользованное финансирование в размере 34,43 рублей.
В результате, по состоянию на 01.10.2020 муниципальное образование было профинансировано авансовым порядком в форме субвенций в размере 548 299 645 руб. 83 коп., что следует из двусторонне подписанного акта сверки между министерством и администрацией Советско-Гаванского муниципального района за 2020 год по состоянию на 01.10.2020. Доказательства, что акт сверки подписан сторонами в нарушение пункта 2.5. Порядка № 35-пр без рассмотрения отчетов и иных документов, ответчиком в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Пунктом 7.6 Порядка № 511 предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств вправе при наличии задолженности получателя субсидии за поставленное топливо производить авансовые платежи по субсидии в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах средств, рассчитанных получателю субсидии на год.
Однако, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание правовая позиция Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 01.06.2021 № Ф03-2334/2021 по делу № А73-11741/2020 при толковании закона № 57 от 25.03.2020 согласно которой, в силу нормы, предусматривающей, что при прекращении осуществлении органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий остатки субвенций, предоставленных бюджету муниципального образования для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет, с момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право по перечислению средств субсидии организациям в целях компенсации неполученных (выпадающих) доходов, что не свидетельствует об утрате права по осуществлению деятельности, в том числе связанной с возвратом ранее переплаченных ими (неизрасходованных) средств субсидии в целях их дальнейшего возврата в бюджет Хабаровского края.
Перечисление денежных средств ресурсоснабжающим организациям без факта оказания организациями услуг по теплоснабжению в размере соразмерном предоставленной субсидии, судом расцениваются, как не использование денежных средств субвенции.
Обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии несут органы местного самоуправления. В случае невозможности взыскания с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии органы местного самоуправления производят возврат указанных средств в областной бюджет за счет собственных средств местного бюджета.
Согласно статье 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие доказательств возмещения сумм излишне перечисленной субвенции, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела Министерство ЖКХ края скрыло информацию о перечислении средств субвенции в период с 2010 года по 2012 год в счет погашения бюджетных кредитов, что повлекло за собой неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не подлежит оценке апелляционным судом, поскольку ответчик в суде первой инстанции по существу заявленного довода вопросы не ставил и данный вопрос не был предметом исследования в суде первой инстанции и не свидетельствует о неправильном применении судом по настоящему делу норм материального права, принимая во внимание разъяснения истца и третьего лица в отношении существующей в тот период времени типовой схемы централизованного завоза топлива в районы Хабаровского края.
Заявителем в обоснование указанного довода к апелляционной жалобе были приложены дополнительные документы (копии платежных поручений и уведомлений).
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Учитывая вышеизложенное, а также, что апелляционная жалоба мотивированного ходатайства о приобщении дополнительных доказательств не содержит, на уважительные причины их непредставления при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем не указано, какие-либо доказательства уважительности таких причин не представлены, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 29 постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», не находит оснований для их приобщения и отказывает в их принятии.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2021 по делу № А73-6008/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.И. Воронцов |
Судьи | Е.В. Гричановская |
Т.Д. Козлова |