НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 01.07.2010 № 06АП-2619/2010

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2619/2010

01 июля 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.

Полный текст  постановления изготовлен июля 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети»: представитель Гордейчик А.В. по дов. от 01.01.2010 № 1;

от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: представитель Ларионова М.Н. по дов. от 17.05.2010 № 4-3-7/1602

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети»

на решениеот 18 мая 2010 года

по делу № А73-4041/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Чаковой Т.И.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети»

о признании недействительным решения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.03.2010 и обязании установить для общества индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на 2010 год

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Электрические сети» (далее – ООО «Электрические сети», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о  признании недействительным решения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет по ценам и тарифам) от 26.03.2010 и обязании установить для общества индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на 2010 год.

Решением суда от 18.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось в суд апелляционной инстанции  с жалобой, в которой просит его отменить. Как считает заявитель жалобы, судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании представитель ООО «Электрические сети» настаивал на доводах заявленной жалобы. Просил решение суда отменить.

Представитель Комитета по ценам и тарифам поддержала позицию представленного отзыва. Просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

ООО «Электрические сети» обратилось в Комитет по ценам и тарифам с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2010 год.

Распоряжением от 26.03.2010 № 24 обществу отказано в открытии дела об установлении тарифов по основаниям отсутствия части предусмотренных законодательством материалов.

Не согласившись с отказом, общество обжаловало его в суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал, сочтя отказ законным и обоснованным.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное регулирование тарифов осуществляется в целях:

защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

создания экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности);

обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

Статьей 6 указанного закона установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее – Правила государственного регулирования тарифов).

Согласно пункту 4 Правил государственного регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) (далее - тарифы).

Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6). Установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7).

Пунктом 10 Правил государственного регулирования тарифов определено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Порядок рассмотрения дел об установлении тарифов установлен Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э (далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя.

К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил регулирования тарифов.

Согласно пункту 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.

Как видно из материалов дела, ООО «Электрические сети», обращаясь в Комитет по ценам и тарифам, не представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 10 Правил государственного регулирования тарифов, а именно расчет полезного отпуска электрической энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (подпункт 6 пункта 10 Правил).

Представленный обществом расчет, составленный инженером-электриком самого общества не мог быть принят Комитетом по ценам и тарифам как обоснованный, поскольку согласно пункту 64 Основ ценообразования величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче электрической энергии, определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.

Доводы ООО «Электрические сети» о том, что положения указанного пункта обращены к самому Комитету по ценам и тарифам, а не к обществу, подлежат отклонению. Из буквального толкования пункта 64 Основ ценообразования следует, что расчет нормативов технологических потерь, представляемый соискателями индивидуальных тарифов должен быть утвержден Министерством энергетики Российской Федерации как экспертным органом. Порядок утверждения нормативов технологических потерь утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 № 326, и именно данные, утвержденные Министерством, могут быть использованы при установлении индивидуальных тарифов.

При таких обстоятельствах Комитет по ценам и тарифам обосновано требовал у общества приказ Министерства энергетики Российской Федерации об утверждении нормативов технологических потерь, поскольку представленные расчеты общества ничем не обоснованы.

Также является правомерным требование Комитета по ценам и тарифам о предоставлении договоров с контрагентами, поскольку индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии используются для взаиморасчетов пары сетевых организаций за оказанные друг другу услуги и рассчитываются по формулам, учитывающим, в том числе, применяемые схемы расчетов за услуги по передаче электрической энергии, определяемой на основании заключенных договоров.

Доводы общества в указанной части подлежат отклонению, поскольку пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, на который оно ссылается, ставит в зависимость от установления тарифа фактическое оказание услуг, а не заключение договора.

При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО «Электрические сети».

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 мая 2010 года по делу № А73-4041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Электрические сети» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

А.И. Михайлова

Судьи

Е.В. Гричановская

Е.И. Сапрыкина