ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 ноября 2021 года | Дело № А56-44699/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Чирикова Н.В. по доверенности от 09.09.2020 (до перерыва, онлайн), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)
от заинтересованного лица: Зобнина К.А. по доверенности от 04.02.2021 (до перерыва), Самсонова Е.В. по доверенности от 12.11.2021 (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-31584/2021 )ООО "Вектор Медикал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу № А56-44699/2021 , принятое
по заявлению ООО "Вектор Медикал"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании отказа во внесении изменений в ДТ
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Вектор Медикал» (ОГРН: 1077759942809, адрес: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, корп. 1, пом. LXXXIV; далее - ООО "Вектор Медикал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 12.04.2021 № 08-16/05319 Северо-Западной электронной таможни (ОГРН: 1207800051909, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1; далее – таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о внесении изменений в ДТ № 10228010/191120/0077314; об обязании Северо-Западной электронной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 545657, 86 рублей и обязании осуществить начисление и выплату процентов со дня, следующего за днем их взыскания по день фактического возврата.
Решением от 02.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Вектор Медикал" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 09.11.2021 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. В судебном заседании объявлен перерыв до 16.11.2021.
Судебное заседание продолжено 16.11.2021 в том же составе суда, представитель таможни поддержал ранее изложенную позицию по делу.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд после перерыва не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО «Вектор Медикал» во исполнение внешнеэкономического контракта от 03.06.2009 № 03/06-FM-09-1, заключенного с компанией «FLEXICARE MEDICAL LIMITED» (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни с использованием ДТ № 10228010/191120/0077314 (далее – ДТ) задекларировало товар: устройство ручное для искусственной вентиляции легких RESUSCITATOR BAGS с принадлежностями (изделия медицинской жизненно необходимой техники), код ОКП 94 4460, код ОКПД 2 32.50.21.121:
- устройстворучноедляИВЛ/ADULT RESUSCITATOR BAG WITH MASK +02 LINE + RESERVOIR BAG (no 5 шт. * 2 кор), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарныйзнак: FLEXICARE, артикул: 038-71-940, кол-во - 10.00 шт.;
- принадлежности: абсорбент (стартовый Haбop)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4,5 KG CONTAINERS) (no 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарныйзнак: VENTISORB, артикул: 038-05-604, кол-во - 3120 шт. (далее - товар).
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9019 20 000 0: «Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура», ставки ввозной таможенной пошлины - 0 %, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20 % .
В графе 36 ДТ заявлены сведения об особенностях исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - «ОООО-ХТ» (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
В графе 44 ДТ под кодом «07012» в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, указано регистрационное удостоверение от 10.02.2014 № РЗН 2013/1311.
20.11.2020 Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара № 1 «принадлежности: абсорбент (стартовый набор)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4.5 KG CONTAINERS) (по 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: VENTISORB, артикул: 038-05-604» и выделении указанной части товара в отдельный товар (далее - товар № 2).
В связи с принятием решения об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара № 1 решением от 22.11.2020 в ДТ внесены соответствующие изменения (дополнения), сформирована корректировка декларации на товары, сумма НДС в отношении товара № 2 в размере 542 187, 86 руб. списана с Единого лицевого счета декларанта.
23.11.2020 товары, задекларированные по ДТ, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
18.01.2021 в Северо-Западную электронную таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 12.01.2021 б/н (вх. таможни от 18.01.2021 № 00376) (далее - заявление от 12.01.2021) в части возврата суммы НДС в отношении товара № 2 с приложением подтверждающих документов.
Письмом таможни от 22.01.2021 № 08-16/00728 заявление от 12.01.2021 возвращено Обществу без рассмотрения.
Письмом от 19.02.2021 № б/н Общество обратилось в Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ). Указанное обращение перенаправлено в таможню письмом ЦТУ от 05.03.2021 № 7840/5922 (вх. от 15.03.2021 № 02990) для рассмотрения по принадлежности.
12.04.2021 по результатам рассмотрения обращения Общества от 19.02.2021 № б/н Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, формализованное в письме от 12.04.2021 № 08-16/05319, в связи с отсутствием документов, подтверждающих вносимые изменения.
Не согласившись с указанным решением Северо-Западной электронной таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности отказа таможни, выраженного в письме от 12.04.2021 № 08-16/05319 , в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Согласно регистрационному удостоверению от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311 медицинское изделие «Устройство ручное для искусственной вентиляции легких ResuscitatorBagsс принадлежностями», подтверждает регистрацию товара в качестве изделия медицинского назначения (л.д.23-24), следовательно, на территорию Российской Федерации совместно с самим изделием может ввезено любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей.
При этом в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Соответственно, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
В Приложении к регистрационному удостоверению от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311 указаны принадлежности к медицинскому изделию, в том числе, «Абсорбент (стартовый набор)» (пункт 11).
Таким образом, заявителем выполнены в полном объеме требования, установленные ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, путем представления документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществление возврата излишне уплаченного НДС.
В данном случае, задекларированный Обществом товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем Общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара. Право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Аналогичная правовая позиция изложены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу №А40-133386/20-2-668, в рамках которого Обществом оспаривался аналогичный отказ таможенного органа в предоставлении льготы по уплате НДС при ввозе медицинских изделий с принадлежностями на территорию Российской Федерации.
Оспариваемый отказ таможенного органа мотивирован тем, что в обращении Общества отсутствует мотивированное обоснование ввоза медицинских изделий в количестве, превышающим количество ввозимых медицинских изделий, а также отсутствием документального подтверждения понятия «Абсорбент (стартовый набор)» (л.д.12-14).
Вместе с тем согласно разъяснению, изложенному в Письме Росздравнадзора от 28.08.2007 №04-16491/07 «О регистрации изделий медицинского назначения», при написании в регистрационном удостоверении «с принадлежностями» в приложении к регистрационному удостоверению указывается максимально возможный перечень принадлежностей к данному изделию, которые прошли все необходимые испытания, связанные в процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения, и ввозиться на территорию Российской Федерации совместно с самим изделием может любое количество из указанных в приложении к регистрационному удостоверению позиций принадлежностей, которое формируется в соответствии с требованиями заказчика (медицинского учреждения), для которого ввозится указанное изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) (л.д.62).
Законодательный запрет на ввоз большего количества принадлежностей к изделию медицинского назначения отсутствует. Кроме того, таможенный органом не обоснована возможность использования товара «Абсорбент (стартовый набор)» отдельно от медицинского изделия «устройство ручное для искусственной вентиляции легких», на которое выдано регистрационное удостоверение Росздравнадзора от 10.02.2014 3РЗН 2013/1311.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа Обществу в удовлетворении требований о признании незаконным отказа таможенного органа, выраженного в письме от 12.04.2021 № 08-16/05319 о внесении изменений в ДТ № 10228010/191120/0077314.
Ссылка таможенного органа на письмо ФТС России от 07.03.2014 N 05-17/10390 "О направлении информации", подлежит отклонению, поскольку при представлении регистрационного удостоверения, в котором поименованы принадлежности без указания количества единиц каждого наименования, но при этом наименование каждой принадлежности указано в единственном числе и позволяет идентифицировать их с фактически декларируемым товаром, возможно применение порядка льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении ввозимого с принадлежностями изделия медицинской техники, в случае ввоза поименованных в регистрационном удостоверении принадлежностей в единственном экземпляре к одному изделию медицинской техники.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной процессуальной нормы таможенным органом не доказана и не обоснована законность оспариваемого Обществом отказа, изложенного в письме от 12.04.2021, в связи с чем указанный отказ признается апелляционным судом незаконным в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Согласно п. 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в частности указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Спор относительно размера уплаченного Обществом налога на добавленную стоимость между сторонами отсутствует, в связи с чем требование заявителя об обязании таможни осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 545 657 руб. 86 коп. подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Учитывая изложенное, заявленное Обществом требование о начислении и выплате процентов со дня, следующего за днем их взыскания по день фактического возврата, также подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Государственная пошлина по первой инстанции в размере 3000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит взысканию с таможенного органа в пользу Общества в порядке статьи 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная государственная пошлина по первой инстанции в размере 10913 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 августа 2021 года по делу № А56-44699/2021 отменить.
Признать незаконный отказ Северо-Западной электронной таможни, выраженный в письме от 12.04.2021 №08-16/05319 , во внесении изменений в ДТ № 10228010/191120/0077314.
Обязать Северо-Западную электронную таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Вектор Медикал» излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 545657 руб. 86 коп.; начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с даты, следующей с даты взыскания, по дату фактического возврата платежей.
Взыскать с Северо-Западной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вектор Медикал» государственную пошлину по первой инстанции и по апелляционной жалобе в размере 4500 руб.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Вектор Медикал» излишне уплаченную государственную пошлину по первой инстанции в размере 10913 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Н.И. Протас О.В. Фуркало |