ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 апреля 2021 года | Дело № А56-109639/2020 |
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9468/2021 ) Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу № А56-109639/2020(судья Грачева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга
к ООО "Стандарт"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Стандарт» (далее – заинтересованное лицо, Общество) о взыскании убытков в сумме 5096 руб. 63 коп., возникших в связи с несвоевременным представлением сведений за октябрь 2019 в Пенсионный фонд Российской Федерации и повлекшие незаконную выплату пенсии в завышенном размере ФИО1 за период с 0101.2020 по 31.01.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 01.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено 11.02.2021.
Управление, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является сотрудником Общества и получателем пенсии в УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга.
Протоколом от 12.02.2020 № 47 УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии ФИО1 за период с 01.01.2020 по 31.01.2020 в сумме 5096,63 руб.
Во исполнение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ООО «Стандарт», работодателю пенсионерки, необходимо было представить сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2019 до 15.11.2019. Сведения представлены с нарушением сроков, а именно 09.12.2019.
В связи с отсутствием сведений о занятости пенсионерки Управлением, на основании положений части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, в декабре 2019 принято решение о выплате ей пенсии с учетом индексации (увеличения) с 1 января 2020 согласно пункту 6 Закона № 350-ФЗ. С учетом части статьи 26.1. Закона 400-ФЗ, части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсия с учетом индексации (увеличения) начислена и выплачена пенсионерке за период с 01.01.2020 по 31.01.2020.
При получении сведений от страхователя 09.12.2019 и их обработки Управлением сделан вывод о том, что ФИО1 не прерывала трудовую деятельность, в связи с чем, оснований для выплаты ей пенсии с учетом индексации (увеличения) не имелось, а также принято решение об отмене выплат проиндексированных сумм пенсий с 01.02.2020 согласно части 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Как указывает заявитель, несвоевременное представление работодателем пенсионерки, ООО «Стандарт», сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2019 повлекло неправомерную выплату ей пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у Пенсионного фонда.
УПФР в Кировском районе Санкт-Петербурга в целях досудебного урегулирования спора письмом от 12.02.2020 № 06-06-304/682 уведомило страхователя о возникшем ущербе. Действий страхователя по возмещению убытков не последовало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает основания для отмены решения.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Для наступления гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда необходимо установить факт неправомерного поведения лица, причинившего убытки; причинно-следственную связь между неправомерным поведением и понесенными убытками; вину лица, причинившего убытки, а также документально подтвердить наличие убытков и размер подлежащих возмещению убытков. При этом причинно-следственная связь между фактом причинения вреда (убытками) и действиями причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо наличие всей совокупности указанных выше фактов. Бремя доказывания, т.е. обязанность по доказыванию указанных выше обстоятельств, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на лицо, требующее взыскание убытков.
Доказыванию подлежит каждый элемент убытков, отсутствие либо неподтвержденность хотя бы одного из указанных выше условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет недоказанность обоснованности требований о взыскании убытков и отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом ПФР ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ) без заявления пенсионера.
Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности осуществляется с 1 января 2019 года на основании п. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (Закон № 350-ФЗ). Размер страховой пенсии в 2019-2024 годах корректируется с 1 января каждого года (п. 6 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).
Частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ определено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Согласно ч. 6 ст. 6.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять в Пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.
Согласно п. 35 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (Инструкция N 766н) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем.
Выплата производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение (ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
ООО «СТАНДАРТ» во исполнение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ надлежало представить в ПФР по месту регистрации сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2019 не позднее 15.11.2019. Такие сведения были представлены страхователем несвоевременно, 09.12.2019.
С учетом п. 35 Инструкции N 766н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вносит поступившие от страхователя сведения на лицевые счета застрахованных лиц в течение месяца со дня их получения. Таким образом, поступившие 15.11.2019 сведения должны быть внесены на лицевые счета застрахованных лиц до 15.12.2019, поступившие 09.12.2019-до 09.01.2020.
При этом следует учесть, что размер страховой пенсии в 2019-2024 годах, согласно п. 6 ст. 10 Закона № 350-ФЗ, корректируется с 1 января каждого года. Для получения пенсионером пенсии с учетом корректировки с 01.01.2020, следовательно, должны быть оценены сведения, представленные за октябрь 2019 до 15.11.2019, размещенные в автоматизированном режиме на лицевых счетах до 15.12.2019.
Поскольку сведения о работе пенсионерки в установленный срок в ПФР не поступили и Управлением при ежемесячной обработке сведений факта осуществления ею трудовой деятельности не выявлено, с учетом положений ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, в декабре 2019 принято решение о выплате ФИО1 как неработающей суммы пенсии с учетом индексации с 01.01.2020.
По мнению суда первой инстанции, Пенсионный фонд располагал сведениями о работе ФИО1, т.к. в силу п. 1 ст. 11.1 Закона 27-ФЗ должен был получить от налогового органа расчет по форме РСВ-1.
Однако, согласно п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Пунктом 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 11.1. Закона № 27-ФЗ налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:
1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование;
2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;
3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;
4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Из вышеуказанного следует, что налоговый орган не представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже застрахованных лиц. Поступающие из налогового органа сведения о сумме дохода застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы, для целей выплаты пенсии с учетом индексации значения не имеют.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате пенсии с учетом повышения выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором Пенсионным фондом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (СЗВ-М), форма РСВ-1 при этом не упомянута.
Принятие решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации, таким образом, поставлено в зависимость от представления страхователями отчетности, представляемой в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона 27-ФЗ.
После поступления сведений 09.12.2019 и их обработки Управлением было выявлено, что пенсионерка трудовую деятельность не прерывала и права на получение пенсии с учетом индексации не имела.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 28 Закона № 400-ФЗ).
Принимая во внимание вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2021 по делу № А56-109639/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга убытков в сумме 5096, 63 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Л.П. Загараева | |