НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2021 № А56-390/2021

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 мая 2021 года

Дело № А56-390/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Загараевой Л.П.

судей  Будылевой М.В., Горбачевой О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Борисенко Т.Э.

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность от 18.11.2020

от ответчика (должника): ФИО2 – доверенность от 29.12.2020

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8790/2021 )  Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2021 по делу № А56-390/2021 (судья Лебедева И.В.), принятое

по иску Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

к  Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

3-е лицо:  Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга»

о взыскании

установил:

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (ОГРН: <***>; далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОГРН: <***>; далее – ответчик, Учреждение, ОПФР) суммы излишне выплаченных безработным гражданам денежных средств в размере 339 941,93 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» (ОГРН: <***>; далее – СПб ГАУ ЦЗН).

Решением суда от 18.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Учреждение, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы  ответчик ссылается на отсутствие платежных документов, подтверждающих произведенные выплаты.  Также, по мнению Учреждения, Комитетом не доказан состав убытков. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом неправомерно отклонен довод Учреждения о совпадении должника и кредиторам  в одном лице.

От Комитета поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы Учреждения.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

СПб ГАУ ЦЗН, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направил. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ОПФР) с одной стороны и Комитетом и СПб ГАУ ЦЗН с другой стороны 09.11.2018 заключено соглашение № 10/27 с целью организации защищённого электронного документооборота между ОПФР и СПБ ГАУ ЦЗН в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения является предоставление по запросам СПБ ГАУ ЦЗН сведений о гражданах предпенсионного возраста в электронной форме с использованием программного комплекса VIPNet с использованием средств криптографической защиты информации с функциями шифрования и усиленной квалифицированной электронной подписи (пункт 2.1 Соглашения).

В соответствии с пунктами 4.1.1 и 4.1.2 Соглашения СПб ГАУ ЦЗН направляет по защищённым каналам связи в ОПФР запросы о представлении сведений в электронной форме один раз в день в виде одного файла формата Excel согласно приложению 1 к Соглашению и получает сведения о гражданах предпенсионного возраста по защищённым каналам связи в электронном виде в формате Excel согласно приложению 2 к Соглашению.

В свою очередь, ОПФР в случае поступления запросов, указанных в пункте 4.1.1 Соглашения, направляет не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса органов в области содействия занятости населения сведения, указанные в пункте 4.1.2 Соглашения (пункт 4.2.1 Соглашения).

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) с 01.01.2019 установлены дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста, в том числе, особый размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице, ежегодно определяемый Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 34.2 Закона о занятости).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 1375 во исполнение вышеназванной нормы Закона о занятости установлены следующие размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год:

для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона о занятости, минимальная величина пособия по безработицы – 1500 рублей, максимальная – 8000 рублей;

для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона о занятости, минимальная величина пособия по безработице – 1500 рублей, максимальная – 11280 рублей.

В соответствии с Соглашением в период с 01.01.2019 по 18.02.2019 СПб ГАУ ЦЗН направлены ОПФР запросы, в том числе, об отнесении 49 граждан к категории лиц предпенсионного возраста.

Направленными в результате обработки указанных запросов сведениями ОПФР подтвердил отнесение указанных 49 граждан к категории лиц предпенсионного возраста.

На основании сведений, полученных от ОПФР, указанным гражданам СПб ГАУ ЦЗН начислены, а Комитетом как реализующим переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам выплачены суммы пособия по безработице с применением статьи 34.2 Закона о занятости, то есть исходя из максимальной величины пособия по безработице в размере 11280 рублей.

Письмом от 10.04.2019 № 23/10032 в адрес Комитета ОПФР сообщило, что Пенсионным фондом Российской Федерации уточнена практика применения норм Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и, в связи с некорректным предоставлением сведений о статусе «Предпенсионер», формируемых из Единой государственной информационной системы социального обеспечения по гражданам ДД.ММ.ГГГГ г.р. (мужчины) и ДД.ММ.ГГГГ г.р. (женщины), рекомендовало повторно отправить запросы на указанных граждан, направленные ОПФР до 19.02.2019.

СПб ГАУ ЦЗН были направлены повторные запросы в ОПФР в отношении вышеназванных 49 граждан.

Направленными в результате обработки указанных запросов сведениями ОПФР не подтвердил отнесение указанных граждан к категории лиц предпенсионного возраста.

Расхождение ОПФР в ответах на первичные и повторные запросы по одним и тем же гражданам подтверждается представленной официальной перепиской между ОПФР и Комитетом.

На основании полученных от ОПФР сведений, не совпадающих с поступившими ранее, СПб ГАУ ЦЗН внесены изменения в приказы о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице с установлением, соответственно, новых (меньших) размеров и сроков выплаты пособия по безработице, определённых без применения статьи 34.2 Закона о занятости.

Копии первичных приказов в отношении 49 лиц, а также приказов, вносящих изменения в первичные приказы в связи с поступлением от ОПФР новых сведений, представлены Комитетом в качестве доказательств по делу.

В результате предоставления ОПФР некорректных сведений об отнесении 49 граждан к категории лиц предпенсионного возраста общая сумма излишне выплаченных безработным гражданам денежных средств составила 339 941,93 руб. (триста тридцать девять тысяч девятьсот сорок один рубль девяносто три копейки) (в т. ч., пособия по безработице 335 286,45 руб. (триста тридцать пять тысяч двести восемьдесят шесть тысяч рублей сорок пять копеек) и стипендии 4 655,48 руб. (четыре тысячи шестьсот пятьдесят пять рублей сорок восемь копеек)), чем Комитету причинён ущерб.

Неоплата образовавшихся убытков послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву и размеру.

Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, усматривает основания для отмены решения.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно статье 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

По смыслу гражданско-правового регулирования отношений сторон в сфере подряда и согласно сложившейся в правоприменительной практике, акты выполненных работ являются не единственным средством доказывания выполнения подрядчиком работ (оказания услуг), наличие акта приемки работ, не препятствует заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ с одновременным представлением доказательств обоснованности этих возражений.

Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Отделением во исполнение принятых на себя обязательств в рамках соглашения, передавала необходимые сведения, что подтверждается материалами дела.

Довод суда о предоставлении заведомо ложных сведений, не соответствующих действительности и не отвечающих предмету и условиям Соглашения, а также о нарушении Отделением своих обязательств по заключенному между Отделением, Комитетом и СПб ГАУ ЦЗН Соглашению является неверным и не соответствует представленным в дело доказательствам и обстоятельствам по делу.

Согласно п. 10 ст. 10 Федерального Закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (Далее-Закон № 350-ФЗ), вступившего в силу 1 января 2019 года обмен информацией между Пенсионным Фондом РФ и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста. осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

По состоянию на 01.01.2019 года Комитету не был предоставлен доступ к видам сведений ПФР, размещенных в промышленном окружении СМЭВ 3.0, что подтверждается письмом Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга №15-02/19-0 от 09.01.2019, письмом ПФР от 09.01.2019 № 16-24/59, в связи с чем, по рекомендации Пенсионного Фонда РФ между Отделением, Комитетом и СпбГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» (далее - СПБ ГАУ ЦЗН) было заключено Соглашение об информационном взаимодействии № 10/27 от 09.11.2018 (далее-Соглашение)

Права и обязанности, ответственность сторон, а также порядок разрешения споров закреплены соответственно в пунктах 5,6,7 Соглашения.

В рамках заключенного Соглашения Отделение по каналам связи Vip Net начиная с 1 января 2019 года получало запросы Спб ГАУ ЦЗН о предоставлении сведений о предпенсионерах, и на основании действовавшей на тот момент версии программного комплекса «Запросы» в автоматизированном режиме формировало сведения о лицах, достигших предпенсионного возраста, в виде таблицы в формате Excel, с приложением к таблице справок, в которых указывались Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, предоставляемых на каждое физическое лицо, указанное в таблице.

Стоит отметить, что Пенсионным Фондом РФ, с целью предоставления органам государственной власти информации по предпенсионерам согласно п. 10 ст. 10 Закона № 350-ФЗ, в срочном порядке в программном комплексе «Запросы» был разработан новый раздел о предоставлении сведений о гражданах, относящихся к предпенсионерам. По состоянию на 01.01.2019 года обновленный программный комплекс «Запросы» не был до конца протестирован, дорабатывался в процессе обмена информацией, в связи с чем, возникали ошибки.

14.02.2019 в Отделение поступила обновленная версия ПК «Запросы», по которой был доработан алгоритм отнесения граждан к предепенсионерам и, начиная с 14.02.2019 года, сведения об отнесении граждан к предпенсионерам формировались по отработанному алгоритму.

С целью корректировки поданных ранее сведений, необходимость в которой возникла в связи с некорректным предоставлением сведений из ЕГИССО по гражданам ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мужчины) и     ДД.ММ.ГГГГ года рождения (женщины), и в связи с обновлением ПК

«Запросы», письмом от 10.04.2019 № 23/10032 Отделение обратилось к Истцу с рекомендациями направить повторно запросы на граждан указанных выше годов рождения с целью подтверждения выданной ранее информации.

Истец обратился повторно с запросом о проверке полученных ранее сведений относительно граждан, на которых были поданы сведения за период с 01.01.2019 по 19.02.2019.

При повторном формировании сведений с использованием обновленной версии ПК «Запросы» по указанным запросам Комитета, ранее подтвержденный статус некоторых граждан подтвержден не был, о чем были направлены соответствующие сведения.

В действиях Отделения отсутствует факт противоправности действий и вины, поскольку Отделение при исполнении своих обязанностей по Соглашению передавало информацию своевременно, по установленным каналам связи, формировало информацию четко на основании получаемых запросов из СПбГАУ ЦЗН в автоматизированном режиме, согласно технологическому процессу, описание которого в электронном виде было доведено до всех Отделений ПФР письмом Пенсионного Фонда РФ от 18.12.2018 № 15-24/2533.

При этом дополнительная проверка сформированных сведений сотрудниками Отделения Технологическим процессом не предусмотрена, что исключает возможность искажения предоставляемой информации в результате нарушения сотрудниками Отделения своих должностных обязанностей.

При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.

В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 18.02.2021 по делу №  А56-390/2021   отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

М.В. Будылева

 О.В. Горбачева