НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 30.11.2023 № Ф03-5730/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

04 декабря 2023 года № Ф03-5730/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от сторон представители не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области

на решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023

по делу № А37-2536/2022

Арбитражного суда Магаданской области

по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области

о признании недействительным решения

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 685000, <...>; далее – Управление, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 685000, <...>; правопреемник государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области; далее – Отделение) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.10.2022 № 059S19220001937, которым Управление привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), в виде штрафа в размере 148 000 руб.

Решением суда от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023, требования Управления удовлетворены: признано недействительным решение Отделения от 10.10.2022 № 059S19220001937 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Не согласившись с решением и постановлением, Отделение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Настаивает на том, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства: Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативно-правовыми актами. Отделение полагает, что платежные поручения об уплате дополнительного тарифа, представленные заявителем в судебном заседании, на основании которых суд делает вывод об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении 296 застрахованных лиц за 2021 год, не подтверждают начисление и уплату дополнительного тарифа страховых взносов в отношении тех 296 конкретных лиц, по которым неправомерно сданы сведения со специальным стажем, так как проверка сумм начисленных в отношении данных лиц выплат и соответствие их размера сумме дополнительного тарифа, отраженного в платежном поручении, судами не осуществлялась. Поскольку страхователь не представил в расчете по взносам информацию по конкретным застрахованным лицам, в отношении которых им произведено начисление и уплата сумм дополнительного тарифа, то при проведении сверки данных представленных сведений по форме СЗВ-СТАЖ выявлен факт необоснованного отражения кода льготных условий, о чем страхователь уведомлялся.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд (рег. номер 059-001-036366).

24.02.2022 заявитель представил в Отделение сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 572 застрахованных лиц.

Отделением проведена сверка между сведений, в ходе которой выявлено несоответствие между представленными сведениями о страховом стаже застрахованных лиц и индивидуальными сведениями, имеющимися у ПФР: в отношении 319 застрахованных лиц при наличии информации в разделе «Льготный стаж» о кодах особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), сведения о начислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу отсутствуют.

Результаты проверки отражены в акте от 06.09.2022 № 059S18220001813.

Решением Управление привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.10.2022 № 059S19220001937 в виде штрафа в сумме 148 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приёма на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Данные сведения представлялись по форме СЗВ-СТАЖ вместе с формой ОДВ-1, которые утверждены постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01 2017 № 3п».

Согласно пункту 2.3.8 код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается за периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Также пунктом 2.3.10 определено, что графы 9 «Особые условия труда (код)», 12 «Основание (код)» и 13 «Дополнительные сведения» раздела не заполняются, если особые условия труда не подтверждены документально либо занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных документов, либо уплата страховых взносов по дополнительному тарифу или пенсионных взносов в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отсутствует.

Согласно пункту 6.6.10 при отсутствии в Пенсионном фонде России данных об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, или при отсутствии в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц сведений об уплате пенсионных взносов в соответствии с пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключённого в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, за отчётный период, за который страхователем представляется форма СЗВ-СТАЖ, указание кодов особых условий труда (графа 9) или кодов условий досрочного назначения страховой пенсии (графа 12 таблицы раздела 3), не допускается. Исключение составляют периоды с кодами «ДЕКРЕТ», «ВРНЕТРУД», «ВАХТА», «ДЛОТПУСК», «МЕСЯЦ», «МЕДНЕТРУД», непосредственно примыкающие без перерывов к периодам работ с особыми условиями труда.

19.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР (получено страхователем 20.04.2022).

В ходе проверки выявлено, что несоответствие между представленными страхователем сведениями о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 год и индивидуальными сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении 319 застрахованных лиц устранены в разделе «Льготный Стаж», дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, в отношении 23 застрахованных лиц (сведения о начислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу) 01.04.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за 2021 год (в отношении 23 застрахованных лиц, указанных в протоколе проверки), которые приняты территориальным органом ПФР и учены на индивидуальных лицевых счетах. При этом несоответствия, выявленные проверкой в отношении остальных 296 застрахованных лиц, страхователем в пределах установленного законодательством срока не были устранены.

Отделением установлено, что представленные страхователем сведения в соответствии с п. 2. ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 296 застрахованных лиц являются недостоверными.

Решением от 10.10.2022 заявитель привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении 296 застрахованных лиц в связи с отсутствием в Отделении сведений об исчислении и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу ввиду непредставления заявителем в налоговый орган по месту учёта (УФНС России по Магаданской области) расчетов по страховым взносам за соответствующие периоды (2021 год).

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На основании списка должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, установлены занимаемые должности при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ: водитель (шофер) автомобиля (пожарного), пожарный (боец, респираторщик), дежурный оперативного отряда (по отряду), диспетчеры пожарной части (старшие) центрального пункта пожарной связи, отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста; командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, мастера газодымозащитной службы пожарной части, части пожарной охраны; начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части, начальник отряда и его заместители; начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.

Согласно представленным заявителем документов в отношении лиц, перечисленных в приложении к акту о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18220001813, названные лица занимают должности, включенные в список должностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437. Следовательно, они имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях.

В силу части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В рассматриваемом случае установлено, что Управлением представлены платежные поручения, согласно которым им в 2021 году перечислены за лиц, имеющих право на досрочное назначении пенсии, страховые взносы по дополнительному тарифу за 2021 год.

При подтверждении факта занятия соответствующих должностей и уплаты страховых взносов суды сочли достоверными сведения о наличии у перечисленных в приложении к акту лиц права на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

По единому мнению судов, отсутствие в Пенсионном фонде России данных об уплате страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении застрахованных лиц, занятых на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, не свидетельствует о фактической недостоверности сведений и не влечет ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку обусловлен не фактической неуплатой страховых взносов за таких лиц заявителем, а непредставлением заявителем в налоговый орган по месту учёта расчётов по страховым взносам за отчётные периоды 2021 года, предусмотренных статьей 431 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответственность за указанное правонарушение непредставление расчета по страховым взносам предусмотрена частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, а не законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете.

С учётом установленных обстоятельств суды сделали правильный вывод о том, что Управлением верно отражен в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 296 перечисленных в акте ответчика застрахованных лиц код особых условий труда «27-ПЖ», и, как следствие, удовлетворили заявленные требования.

Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки сделанных выводов у суда округа в силу предоставленных полномочий не имеется.

Доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судом первой инстанции и апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы процессуального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба – удовлетворению, а судебные акты – отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по делу № А37-2536/2022 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова