НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 30.08.2018 № А51-1117/18

57/2018-18368(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: 

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:

от заявителя: ИП ФИО1 – представитель не явился;  от администрации Находкинского городского округа – представитель не  явился; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации  Находкинского городского округа 

на решение от 05.04.2018, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 08.06.2018 

по делу № А51-1117/2018 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.М. Черняк; в суде  апелляционной инстанции судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, 

Г.Н. Палагеша

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 

к администрации Находкинского городского округа (ОГРН <***>,  ИНН <***>, место нахождения: 692904, Приморский край, г.Находка,  пр-т.Находкинский, 16) 

о признании незаконными действий


Индивидуальный предприниматель Тимочук Сергей Михайлович  (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края  с заявлением к администрации Находкинского городского округа (далее -  администрация) о признании незаконными действий, направленных на  взимание платы за возмещение вреда за проезд негабаритной самоходной  машины по автомобильным дорогам общего пользования Находкинского  городского округа, как с транспортного средства, осуществляющего  перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего  пользования местного значения Находкинского городского округа,  выразившихся в представлении расчетов от 02.11.2017 на общую сумму  176 693,05 руб. 

Решением суда от 05.04.2018, оставленным без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018,  требования удовлетворены: оспариваемые действия администрации,  признаны незаконными как противоречащие Федеральному закону от  08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности  в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ). 

Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация  обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной  жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм  материального права и несоответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять  по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных  требований. 

В жалобе администрация, указывая на то, что эксплуатация  транспортного средства подразумевает не только его использование для  перевозки пассажиров и грузов, но и установленного на нем оборудования  для дорожных, строительных, сельскохозяйственных, мелиоративных и иных  работ, выражает несогласие с выводами судов о том, что автогрейдер не  является транспортным средством. Считает, что судами также не учтено, что  фактически платы за возмещение вреда за проезд негабаритной самоходной  машины с предпринимателя не производилось, так как администрацией было  принято решение об отказе в выдаче разрешения на движение данного  автогрейдера по автомобильным дорогам общего пользования в связи с  истечением сроков, предусмотренных Регламентом предоставления  муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по  автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего  перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», утвержденным  постановлением администрации Находкинского городского округа от  04.07.2013 № 1352. В связи с чем полагает, свои действия законными, не  нарушающими права предпринимателя. 


Предприниматель в отзыве с доводами жалобы не согласен, считает,  принятые судебные акты обоснованными и не подлежащими отмене. 

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о начале  судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы, в том числе посредством размещения  соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в  судебное заседание явку представителей не обеспечили, что в силу части 3  статьи 284 АПК не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их  отсутствие. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва  на нее, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, суд кассационной инстанции не установил  оснований к отмене принятых по делу судебных актов. 

ул. Красноармейская – Находкинский проспект – ул. Пирогова –  ул. Крабовая, 2 (г. Находка). 

На основании представленных предпринимателем материалов  администрация установила, что, параметры автогрейдера HBM-NOBAS,  государственный регистрационный знак ВН 8585, соответствуют  тяжеловесному и крупногабаритному транспортному средству, так как: масса  автогрейдера – 23 000 кг, при допустимой массе транспортного средства 25  000 кг; нагрузки на оси автогрейдера - на первую ось 6000 тонн, на вторую  ось 8500 тонн, на третью ось 8500, при допустимой нормы нагрузки на  первую ось - 5,500 тонны, вторую ось - 5,0 тонн, третью ось - 5,0 тонн; длина  автогрейдера - 9,0 метров, ширина - 2,936 метра, высота - 3,16 метра, что  превышает предельно допустимые габариты транспортного средства (длина12 метров, ширина - 2,55 метра, высота - 4 метра). 


Не согласившись с действиями администрации по выставлению платы  за возмещения вреда за проезд самоходной машины - автогрейдера,  предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный  суд, который удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том,  что автогрейдер, являясь самоходной машиной, которая по своим  характеристикам не может осуществлять перевозку тяжеловесных грузов, не  является объектом правоотношений, касающихся порядка взимания  соответствующей платы. Выводы суда первой инстанции поддержаны  апелляционным судом. 

Суд округа соглашается с судами, которые исходили из следующего. 

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных  дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной  деятельности в Российской Федерации регулируются Законом № 257-ФЗ. 

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по  автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо  транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов,  относящихся согласно Европейскому соглашению о международной  дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной  опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специальных  разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи. 

Согласно части 9 данной статьи порядок выдачи специального  разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, включая порядок  согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего  перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного  контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного  контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе  маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со  специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии  с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных  средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти. 

Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 утвержден Порядок  выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам  транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или)  крупногабаритных грузов (далее – Порядок № 258), который определяет  правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального 


разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного  средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или)  крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче)  указанного специального разрешения. 

В силу пункта 2 названного Порядка специальное разрешение на  движение по автомобильным дорогам транспортного средства,  осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных  грузов, выдается уполномоченными органами, указанными в части 6 статьи  31 Закона № 257-ФЗ. 

Так, выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2  статьи 31 Закона № 257-ФЗ осуществляется, в том числе органом местного  самоуправления городского округа самостоятельно либо через  уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если  маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного  значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам  федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам  таких автомобильных дорог (пункт 6 части 10 статьи 31 Закона № 257-ФЗ). 

Постановлением администрации Находкинского городского округа от  04.07.2013 № 1352 утвержден Административный регламент предоставления  муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по  автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего  перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее -  Регламент). 

В соответствии с пунктом 1.1 Регламента Управление благоустройства  администрации Находкинского городского округа наделено полномочиями  по осуществлению выдачи специального разрешения на движение  транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или)  крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования  местного значения Находкинского городского округа. 

По правилам части 12 статьи 31 Закона № 257 порядок возмещения  вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок  определения размера такого вреда устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009   № 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными  средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее -  Правила № 934), которые устанавливают порядок возмещения владельцами  транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по 


автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого  автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок  определения размера такого вреда. 

При этом в силу положений пункта 3 части 13 статьи 31 Закона

 № 257- ФЗ, в случае движения тяжеловесного транспортного средства по  автомобильным дорогам местного значения, размер вреда, причиняемого  указанным транспортным средством, определяется органами местного  самоуправления. 

Решением Думы Находкинского городского округа от 24.12.2014

 № 588-НПА «О порядке определения размера вреда, причиняемого  тяжеловесными транспортными средствами при движении таких  транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования  местного значения Находкинского городского округа» установлено, что  порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными  транспортными средствами при движении таких транспортных средств по  автомобильным дорогам общего пользования местного значения  Находкинского городского округа осуществляется в соответствии с  Методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными  транспортными средствами (приложение к Правилам № 934). 

Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного  платежа основано на выборе способа транспортировки груза  специализированным грузовым транспортом. 

Рассматривая спор по существу, суды пришли к выводу о том, что в  данном случае вышеназванные нормы неприменимы ввиду того, что  автогрейдер, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, не  является по своей конструктивной особенности, техническому оснащению и  функциональной направленности транспортным средством,  осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, в связи с чем он не  является объектом правоотношений, касающихся порядка взимания  соответствующей платы, установленной вышеназванными нормативными  актами. 

При этом суды, делая данный вывод, исходили из следующего.

Согласно пункту 1 Правил № 934 под транспортным средством,  осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное  средство, в том числе специализированное и специальное транспортное  средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого  с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств  и (или) допустимые осевые нагрузки. 


Вместе с тем, спорный автогрейдер под указанные критерии не  подпадает. 

Так, в силу пункта 4.1 ГОСТ 27535-87 (ИСО 7134-85) «Машины  землеройные. Автогрейдеры. Термины, определения и техническая  характеристика для коммерческой документации» автогрейдером является  самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным  между передними и задними колесами, которая режет, перемещает и  распределяет материал обычно в целях профилирования. 

В силу пункта 4.9 ранее действующего ГОСТ Р ИСО 6165-99 «Машины  землеройные. Классификация. Термины и определения» и принятого взамен  ему ГОСТ Р ИСО 6165-2010 «Машины землеройные. Классификация.  Термины и определения» автогрейдер - это самоходная колесная машина с  регулируемым отвалом, расположенным между передней и задними осями.  ФИО2 может быть также оборудована передним отвалом или рыхлителем,  установленным между передней и задними осями. Автогрейдер предназначен  главным образом для профилирования, срезания склонов, засыпки канав и  рыхления материалов при движении машины вперед. 

Согласно пункту 2 Правил допуска к управлению самоходными  машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста),  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  12.07.1999 № 796, под самоходными машинами понимают тракторы,  самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные  безрельсовые механические транспортные средства с независимым  приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб.  сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за  исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам  общего пользования автомототранспортных средств, имеющих  максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой  самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других  войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области  обороны и безопасности государства). 

Принятый и введенный в действие 01.01.2016 Приказом Росстандарта  от 12.12.2014 № 2018-ст «Общероссийский классификатор основных фондов  ОК 013-2014 (СНС 2008)» разделяет понятия транспортных средств и  самоходных машин. 

В частности, самоходная техника относится к группировке «Прочие  машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь» - код ОКОФ  330.00.00.00.000. В нее включены и грейдеры самоходные под кодом ОКОФ  330.28.92.22.110. 


Транспортные средства согласно Общероссийскому классификатору  основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) имеют код ОКОФ  310.00.00.00.000. 

В связи с изложенным суды пришли к выводу, что между самоходными  машинами и специализированными или специальными транспортными  средствами существуют определенные различия, которые, в первую очередь,  заключаются в том, что самоходные машины больше предназначены не для  передвижения, а для выполнения определенных работ, поэтому они  регистрируются в органах государственного надзора за техническим  состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской  Федерации (органы Гостехнадзора), что предусмотрено пунктом 2  Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938  «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других  видов самоходной техники на территории Российской Федерации». 

Транспортные же средства, даже специальные и специализированные, в  той или иной мере используются для перевозки грузов и пассажиров на  различные расстояния, поэтому регистрируются в подразделениях  Государственной инспекции безопасности дорожного движения  Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД). 

При этом основным документом транспортного средства является  паспорт транспортного средства (ПТС). В свою очередь, спорный  автогрейдер паспорта транспортного средства или свидетельства о  регистрации транспортного средства, которые в силу пункта 9 Порядка №  258, необходимо приложить к заявлению на получение специального  разрешения, не имеет. 

Как следует из материалов дела, основным документом самоходной  машины - автогрейдер HBM-NOBAS государственный регистрационный  знак ВН 8585, является паспорт самоходной машины и других видов техники   № ВВ 665452 от 20.11.2013, на основании которого предпринимателем  получено свидетельство о регистрации машины № СВ 926035 от 20.03.2017. 

Вместе с этим судами отмечено, что автогрейдер, являясь самоходной  машиной для планировки и профилирования площадей и откосов,  разравнивая и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных  материалов, по своим характеристикам не может осуществлять перевозку  каких-либо грузов вообще и тяжеловесных грузов в частности, поскольку  назначением такой техники является осуществление конкретного вида работ,  не предполагающих перевозку грузов. 


Учитывая вышеизложенное, суд округа соглашается с судами, которые  пришли к выводу о том, что спорный автогрейдер, в отношении которого  предпринимателем подано заявление на получение специального разрешения  от 30.10.2017 № 28, не относится к транспортным средствам, в том числе  специализированным и специальным, предназначенных для перевозки  тяжеловесных грузов, и поэтому взимание платы с самоходной машины как с  транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов  по автомобильным дорогам общего пользования местного значения  Находкинского городского округа, со стороны администрации является  неправомерным. 

При установленных обстоятельствах, суды правомерно признали  оспариваемые действия незаконными и нарушающими права и законные  интересы предпринимателя, и поэтому удовлетворили заявленные  требования. 

Доводы администрации, изложенные в жалобе, выводы судов не  опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных  судами фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием  для отмены или изменения судебных актов. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.04.2018, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 08.06.2018 по делу № А51-1117/2018 Арбитражного  суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи С.Ю. Лесненко

 И.В. Ширяев