АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
февраля 2015 года № Ф03-6284/2014
Резолютивная часть постановления объявлена января 2015 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2015 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД» - Коваль С.В., представитель по доверенности от 12.01.2015 № 21-01/15; Крупин А.А., представитель по доверенности от 12.01.2015 № 22-01/15;
отФедерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» - Галынина Т.А., представитель по доверенности от 26.01.2015 № 20;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»
на решение от 28.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014
по делу № А51-14246/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.С. Турсунова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД»
к Федеральному государственному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»
о признании незаконным решения
закрытое акционерное общество «ОЛЬГЕРД» (далее - общество, ЗАО «ОЛЬГЕРД») (ОГРН 1052504409870, ИНН 2540112023, место нахождения: 690078, Приморский край, г. Владивосток, ул. Амурская, 1) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» (филиал г. Владивосток) (далее - ФКУ Дальуправтодор) (ОГРН 1022701405726, ИНН 2721144517, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136а) об отказе в выдаче на основании заявлений №№ 103/05, 104/05, 105/05, 106/05, 107/05, 108/05, 109/05, 110/05, 111/5 разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и обязании ФКУ Дальуправтодор (филиал г. Владивосток) выдать разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов на срок 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014, заявление общества удовлетворено: решение ФКУ Дальуправтодор (филиал г. Владивосток), выраженное в письме «О выдаче специальных разрешений» от 17.03.2014 №И-14/03-166, признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Приказу Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Суд первой инстанции обязал ФКУ Дальуправтодор (филиал г. Владивосток) в течение пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявления ЗАО «Ольгерд» о выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных тяжеловесных грузов №№103/05, 104/05, 105/05, 106/05, 107/05, 108/05, 109/05, 110/05, 111/05 от 11.03.2014 в порядке, установленном приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258.
Не согласившись с судебными актами, управление в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить. Заявитель кассационной жалобы указывает на ошибочность вывода судов о наличии у него полномочий по самостоятельному определению пути следования крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза. По мнению управления, реализация установленного судом полномочия приведет к нарушению статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает, что избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права не соответствует закону.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФКУ Дальуправтодор доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представители ЗАО «ОЛЬГЕРД» просили решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения по основаниям, указанным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что в ФКУ Дальуправтодор обратилось ЗАО «ОЛЬГЕРД» с заявлениями №№ 103/06, 106/08, 105/07, 104/06, 107/09, 108/10, 111/01, 109/11, 111/07 о получении разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дороге общего пользования Российской Федерации по маршруту 752 км – 12 км а/м М60 Владивосток - Хабаровск и обратно, на период с 25.03.2014 по 24.06.2014.
22.01.2014 письмом № И-1-14/01-106 ФКУ «Дальуправтодор» предложило ЗАО «Ольгерд» представить документы для устранения выявленных замечаний. В письме ФКУ «Дальуправтодор» указало на то, что заявленный маршрут движения начинается и заканчивается участками дорог, не имеющими оборудованных пунктов отправления и назначения, специальных площадок, баз, контейнерных терминалов и т.д., расположенных за пределами дорог для погрузки и разгрузки, указанных в заявлениях грузов, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и приводит к ДТП с участием данного вида транспорта; копии регистрационных документов транспортных средств не заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации; заявления на получение специальных разрешений рассматриваются уполномоченным органом не ранее чем за месяц до начала планируемых поездок.
ЗАО «ОЛЬГЕРД» в адрес ФКУ «Дальуправтодор» направлен запрос о предоставление информации по километровым отметкам на автодороге М60 «Уссури» в пределах заявленного маршрута движения, в котором указана начальная километровая отметка - 752 км а/д М60 «Уссури».
С учетом замечаний ФКУ «Дальуправтодор» общество повторно 11.03.2014 обратилось с заявлениями на получение разрешений для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дороге общего пользования Российской Федерации за №№ 103/05, 104/05, 105/05, 106/05, 107/05, 108/05, 109/05, 110/05, 111/5 по маршруту г. Владивосток ул. Успенского 62а – 752 км а/д М60км «Уссури» - 2-0 км съезда №1 а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 1-0км а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 708 км а/д М60 «Уссури» - 0-17 км а/д «обход п. Раздольное» - 691 км а/д М60 «Уссури» - 0-10 км а/д обход г. Уссурийска - 664-660 км а/д М60 «Уссури» (обход г. Уссурийска) - 12 км а/д М60 «Уссури» - г. Хабаровск пер. Промышленный 8 (площадка для выгрузки) и обратно по тому же маршруту.
17.03.2014 письмом № И-14/03-166 ФКУ «Дальуправтодор» указало на необходимость предоставить обществу пакет документов в соответствии с выявленными замечаниями, а именно: уточнить путь следования по маршруту движения - при выезде с начальной точки заявленного маршрута (г. Владивосток, ул. Успенского 62 а), транспортное средство (автопоезд) оказывается на 749 км федеральной автомобильной дороги A370 (М60) «Уссури» по направлению в г. Владивосток. Для разворота транспортного средства (автопоезда) в направлении г. Хабаровск может быть использована транспортная развязка на б. Лазурная, находящаяся на 751 км а/д A370 (М60) «Уссури». Разворот транспортного средства (автопоезда) на указанном в маршруте движения 752 км а/д A370 (М60) «Уссури» не представляется возможным, так как на данном километре автомобильной дороги проезжие части встречных направлений разделены барьерным ограждением. Также в письме указано на представление заявителем копий документов незаверенных в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.
Расценив данное письмо как отказ ФКУ «Дальуправтодор» в выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ФКУ «Дальуправтодор» предусмотренных пунктом 40 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляемого перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», пунктом 25 Приказа Минтранса России от 28.03.2013 № 107 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении» (далее - Административный регламент) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, при этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ.
Данной нормой установлено, что орган, выдающий специальное разрешение, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводятся согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, в том числе порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Действующий Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2012 № 258 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляемого перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее - Порядок № 258).
Пунктом 16 Порядка № 258 установлено, что согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, согласно приложению № 2 к указанному Порядку подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы (пункт 16 Порядка № 258).
В силу пункта 61 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, при рассмотрении представленных заявителем документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет:
1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту;
2) соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
4) соблюдение требований к перевозке делимого груза.
После регистрации заявления уполномоченный орган согласовывает маршрут с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 62 Административного регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения (пункт 13 Административного регламента).
Основания для отказа в выдаче специального разрешения указаны в пункте 40 Порядка № 258 и пункте 25 Административного регламента.
Из материалов дела следует, ЗАО «ОЛЬГЕРД» обратилось в ФКУ «Дальуправтодор» с заявлениями о получении разрешения для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дороге общего пользования. Возвращая заявление и документы общества, ФКУ «Дальуправтодор» указало на необходимость предоставления дополнительных документов и уточнения маршрута движения.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, обязанность по установлению пути следования по заявленному маршруту, а также по направлению в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, заявки на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, нормами действующего законодательства возложена на уполномоченный орган.
Указанная обязанность закреплена в пункте 17 Порядка № 258, согласно которому уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления: 1) устанавливает путь следования по заявленному маршруту; 2) определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута; 3) направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в которой указываются: наименование органа, направившего заявку, исходящий номер и дата заявки, вид перевозки; маршрут движения (участок маршрута); наименование и адрес владельца транспортного средства; государственный регистрационный знак транспортного средства; предполагаемый срок и количество поездок; характеристика груза (наименование, габариты, масса); параметры транспортного средства (автопоезда) (расстояние между осями, нагрузки на оси, количество осей, масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, габариты транспортного средства (автопоезда)); необходимость автомобиля прикрытия (сопровождения), предполагаемая скорость движения, подпись должностного лица (в случае направления заявки на бумажном носителе).
Таким образом, судами верно указано на то, что представленные обществом заявления и приложенные документы возвращены ЗАО «ОЛЬГЕРД» не обосновано, обжалуемое решение уполномоченного органа от 17.03.2014 № И-14/03-166 не содержит оснований для отказа, перечень которых установлен пунктом 25 Административного регламента и пунктом 40 Порядка № 258.
При изложенных обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемый обществом отказ противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с этим удовлетворили заявленные требования. Поскольку заявления общества фактически не рассматривались по существу, суд первой инстанции в качестве восстановления его нарушенных прав правомерно обязал ФКУ Дальуправтодор рассмотреть их повторно.
По существу доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражными судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в кассационной инстанции недопустимо.
Довод кассационной жалобы о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства подлежит отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельный.
Так как выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права судами не допущено, у кассационной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы ФКУ «Дальуправтодор» излишне уплачена государственная пошлина в размере 1 000 руб., она подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу А51-14246/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 21.11.2014 № 508142.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.В. Меркулова
Судьи Л.К. Кургузова
Е.П. Филимонова