НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 28.04.2022 № А24-3884/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

апреля 2022 года                                                                      № Ф03-1588/2022

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.,

при участии:

от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск - Камчатская городская поликлиника № 1» - представитель не явился;

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края – ФИО1, представитель по доверенности               от 04.04.2022 № 7-30; ФИО2, представитель по доверенности                  от 02.02.2022 № 7-8;

от Министерства здравоохранения Камчатского края - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск - Камчатская городская поликлиника № 1»

на решение от 03.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022

по делу № А24-3884/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск - Камчатская городская поликлиника № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683003, Камчатский край,                г. Петропавловск -  Камчатский, ул. Ленинградская, 114)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск -  Камчатский, просп. Карла Маркса,                   д. 35)

третье лицо: Министерство здравоохранения Камчатского края                           (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683040, Камчатский край,                 г. Петропавловск -  Камчатский, площадь им. В.И. Ленина, 1, 536)

о признании недействительным решения

   УСТАНОВИЛ:

         Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск - Камчатская городская поликлиника № 1» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее – фонд) о признании недействительным решения, выраженного в акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования за 2019-2020 годы от 28.05.2021 в части пункта 1 абзаца 1 раздела «Выводы по проверке» и пункта 1 раздела «Требования по проверке» в части восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 1 015 404,39 руб.,  и штрафа в размере 101 540,46 руб. (с учётом принятых судом уточнений).

         К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Камчатского края (далее – министерство).

         Решением суда от 03.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Учреждение в жалобе, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209н                    (далее – Порядок № 209н), Порядок осуществления выплаты единовременного пособия работникам государственных образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию, утверждённого Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2009 № 511-П «О расходных обязательствах Камчатского края по выплате единовременного пособия работникам государственных образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию» (далее - Порядок № 511-П) настаивает, что единовременное пособие при выходе на пенсию является выплатой, социального характера, но зависит от размера оклада и стажа работы в учреждении, то есть непосредственно связано с заработной платой работника, следовательно, входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, и поэтому может быть выплачено за счет средств ОМС.

Учреждение, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Фонд в отзыве и его представители в судебном заседании суда округа выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, настаивали на законности принятых по делу судебных актов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

         Из материалов дела судами установлено, что фондом на основании приказа от 29.04.2021 № 14-р в отношении учреждения проведена плановая комплексная проверка поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

28.05.2021 по результатам проверки составлен акт комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, согласно которому за проверяемый период выявлены факты использования учреждением средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 1 123 037,68 руб. не по целевому назначению, в том числе, осуществлена выплата единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС в общей сумме 1 015 404,57 руб., из которых: в 2019 году -  723 376,39 руб., в 2020 году - 292 028,18 руб.

Учреждению предложено восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в общей сумме 1 123 037, 68 руб. на расчетный счет фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 112 303,77 руб. в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

На основании акта проверки фондом выставлено требование от 11.06.2021 № 8, которым учреждению в срок до 25.06.2021 включительно предписано возвратить в бюджет фонда средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 1 123 037,68 руб. и уплатить штраф в размере 112 303, 77 руб.

Не согласившись с требованием фонда от 11.06.2021 в части нецелевого использования средств ОМС, связанных с выплатой единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС в общей сумме 1 015 404, 39 руб., из них: в 2019 году - 723 376,39  руб.,                        в 2020 году - 292 028,18 руб., и назначением штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, согласившись с установленным  фактом нецелевого использования учреждением средств бюджета фонда, отказал заявителю в удовлетворении требований.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом № 326-ФЗ.

Частью 1 статьи 3 Закона № 326-ФЗ определено, что обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.                                              

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

Частью 6 статьи 14, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 38 Закона                                        №326-ФЗ определено, что получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками средства являются целевыми.

         В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона № 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Пунктом 2 статьи 28 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены Территориальной программой ОМС.

Частью 2 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи указана в Правилах обязательного медицинского страхования, регулирующих правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона № 326-ФЗ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила № 108н).

Согласно пункту 192 Правил № 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Из подпункта 1 пункта 193 Правил № 108 следует, чтов составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (подпункт 6 пункта 105 Правил № 108).

Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Пунктом 1 статьи 85 БК РФ закреплено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Камчатского края от 28.12.2009                                   № 511-П «О расходных обязательствах Камчатского края по выплате единовременного пособия работникам государственных образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию» утверждён Порядок № 511-П.

В соответствии с пунктом 6 Порядка №511-П выплата единовременного пособия осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Суды установили, что учреждение является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии, и включено в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

         В ходе проверки поступления и целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования фонд выявил нецелевое использование учреждением средств ОМС в общей сумме 1 015 404,57 руб. из-за выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию за счет средств ОМС.

         Признавая доказанным факт нецелевого расходования денежных средств в указанной сумме, суды, учитывая положения Порядка № 511-П, правомерно исходили из того, что единовременное пособие работникам здравоохранения при выходе на пенсию должно выплачиваться за счет и в пределах средств, предусмотренных на данные цели в краевом бюджете, а не за счет средств фонда.

         Ссылка учреждения на положения статьи 14 БК РФ, пункта 3 части 5 статьи 26 Закона №326-ФЗ, которыми предусмотрено, что бюджет территориального государственного внебюджетного фонда может использоваться для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, обоснованно отклонена судами, поскольку в рассматриваемом случае Порядком №511-П предусмотрен конкретный источник финансирования указанных расходов – краевой бюджет.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что единовременное пособие при выходе на пенсию является социальной выплатой, но обусловленной наличием трудовых отношений и статуса медицинского работника, зависит от размера оклада и стажа работы в учреждении, то есть непосредственно связано с заработной платой работников, следовательно, может выплачиваться за счет средств ОМС, мотивированно отклонён судами.

Суды, исследовав положения Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019                       № 108н, Порядка № 209н установили, что действительно размер единовременного пособия при выходе на пенсию определяется исходя из размера должностного оклада и стажа работы. Однако данная выплата не связана с оплатой работ, выполненных по трудовым договорам, а выплачивается при выходе работника на пенсию как дополнительная социальная гарантия и компенсация, предусмотренная коллективным договором. В связи с чем, определение размера пособия с учетом оклада и стажа не является основанием для включения единовременного пособия при выходе на пенсию в состав фонда оплаты труда.

Следовательно, по верным выводам судов, единовременное пособие работникам здравоохранения, начисляемое при выходе работника на пенсию как дополнительная мера социальной поддержки, осуществляемой за счет средств бюджета Камчатского края и не связанной с оплатой работ (услуг), выполненных работниками по трудовым договорам, не является затратами медицинской организации, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления,  не входит в структуру тарифа на ОМС и не может выплачиваться за средств бюджета ОМС.

         При таких обстоятельствах, вывод фонда и судов о нецелевом использовании учреждением средств ОМС в размере 1 015 404,39 руб., суд округа признаёт правомерным.

         Размер штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств бюджета ОМС, судами проверен и признан обоснованным, начисленным в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

На основании изложенного, приведенные обществом в кассационной жалобе доводы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

         Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

         решение от 03.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу № А24-3884/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                   

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         И.В. Ширяев