НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 27.04.2022 № А04-5506/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2022 года                                                                        № Ф03-1544/2022

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.

при участии:

от муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск»: Бондарь Н.Е., представитель по доверенности б/н от 26.12.2019;

от Управления Федерального казначейства по Амурской области: Филатова Е.В., представитель по доверенности от 27.12.2021 № 23-19-12/139;

от министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск»

на решение от 07.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022

по делу № А04-5506/2021 Арбитражного суда Амурской области

по заявлениюмуниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» (ОГРН 1082804000498, ИНН 2804013532, адрес: ул. Партизанская, д. 31А,                 г. Белогорск, Амурская область, 676850)

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области                        (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, адрес: ул. Ленина, д. 108,                            г. Благовещенск,  Амурская область, 675004)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, ИНН 2801168320, адрес:                           ул. Ленина, д. 135, г. Благовещенск, Амурская область, 675023)

о признании недействительным представления

установил: муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – управление, УФК по Амурской области) о признании недействительным представления от 09.06.2021 № 23-13-59/23-4465 в части возврата денежных средств.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Решением суда от 07.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 11 представления.

В обосновании своих требований приводит доводы о том, что отсутствуют оснований для возврата средств субсидии, поскольку не установлено нецелевого использования денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, допущенные получателем субсидии нарушения не носят существенный и неустранимый, исключительный характер.  Настаивает на том, что предписанные казначейством действия по возврату денежных средств не соответствуют целям и принципам бюджетного финансирования, установленным статьями 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), поскольку условия предоставления субсидии не нарушены, все работы по благоустройству дворовых территорий выполнены в полном объеме и оплачены после проверки и приемки данных работ.

Управление в отзыве на кассационную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

В судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители учреждения и управления поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и поступившем отзыве на нее.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 16.03.2021 № 108 УФК по Амурской области в отношении учреждения в период с 22.03.2021 по 27.04.2021 проведена плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», проверяемый период с 01.01.2020 по истекший период 2021 года.

Целью контрольного мероприятия являлось осуществление контроля за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за соблюдением условий договоров (соглашений)                         о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных (муниципальных контрактов), за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений)             о предоставлении средств бюджета.

В ходе проведения проверки выявлены и отражены в акте выездной проверки от 30.04.2021 нарушения бюджетного законодательства, а именно:

1. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпунктов «а», «б», «г» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся приложением № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила от 30.12.2017 № 1710), пункта 7.4 Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Амурской области на софинансирование мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», являющегося приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 (далее – Порядок №452), в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на 2018 – 2024 годы», утвержденную постановлением администрации города Белогорска от 13.10.2017 № 2493 (далее – муниципальная программа от 13.10.2017 № 2493), учреждением включены дворовые и общественные территории, физическое состояние которых ежегодно по состоянию на 1 марта не актуализировалось в соответствии с Порядком проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.07.2017 № 335, а именно инвентаризация после 2017 года не проводилась, указанная муниципальная программа не содержит мероприятий по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (пользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее последнего года реализации регионального проекта в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;

2. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта «а» пункта 11 Правил от 30.12.2017 № 1710, подпунктов «а», «б» пункта 7.4 Порядка № 452, учреждением адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, включенный в муниципальную программу от 13.10.2017 № 2493, определен без соблюдения очередности поступления предложений заинтересованных лиц;

3. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 7, подпункта «а» пункта 11 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 7.4 Порядка № 452, раздела 2 государственной программы Амурской области «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 31.08.2017 № 416, раздела 4 муниципальной программы от 13.10.2017 № 2493, учреждением не обеспечено благоустройство дворовых территорий, по адресам в                            г. Белогорск: ул. Кирова, д. 255 Б, пер. Вольный, д. 11, пер. Весенний, д. 2,  ул. Ленина, д. 40, ул. Кирова, д. 298/1, ул. Ленина, д. 95, исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий;

4. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 17 Порядка № 452, подпункта 4.3.7. соглашения от 16.01.2020 № 10710000-1-2020-003 о предоставлении субсидии из бюджета Амурский области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорск, учреждением допущено искажение отчетных данных, направленных в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, в части фактического значения результата реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» (Амурская область) по кодам строки 02-06;

5. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 16 Порядка № 452, пунктов 1.2, 4.3.3. соглашения от 16.01.2020                          № 10710000-1-2020-003 о предоставлении субсидии из бюджета Амурский области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорска (в редакции дополнительных соглашений), учреждением не обеспечено достижение значения результата регионального проекта по муниципалитету на 31.12.2020, предусмотренного указанным соглашением;

6. В нарушение пункта 1 статьи 72, пункта 5 статьи 161, подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 БК РФ, статей 309, 703, 711, 720, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктов 1.1, 5.2, 5.4, 5.6, 5.7, 7.1 муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству Площади им. 30-летия Победы от 06.05.2020 № Ф.2020.0051, учреждением за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), произведена оплата, выполненных                ООО «Жилищник» работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий при благоустройстве общественной территории Площади им. 30-летия Победы, стоимость которых завышена на сумму                 2 973,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

7. В нарушение пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «л» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 44 Порядка           № 452, пункта 2 раздела I, подпункта 1.9.3 пункта 1 раздела II Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 30.04.2019 № 625                 (в редакции постановления администрации города Белогорска от 21.09.2020 № 1107), учреждением на основании соглашения о предоставлении субсидии ООО «Управляющая компания Концепт-1» из бюджета г. Белогорск на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Белогорск, пер. Весенний, д. 2 в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 25.11.2020 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия) платежным поручением от 26.11.2020 № 1055 произведено возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству указанной дворовой территории в сумме 1 155 920,00 руб. при отсутствии платежных поручений, подтверждающих затраты ООО «Управляющая компания Концепт-1», связанные с выполнением данных работ, в том числе, произведено возмещение расходов, связанных с выполнением на основании договора подряда от 21.09.2020 с ИП Титовым Евгением Сергеевичем работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома по адресу: пер. Весенний, д. 2, стоимость которых завышена на сумму 2 259,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

8. В нарушение пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «л» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 11 Порядка           № 452, пункта 2 раздела I, подпункта 1.9.3 пункта 1 раздела II Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 30.04.2019 № 625                 (в редакции постановления администрации города Белогорска от 21.09.2020 № 1107), учреждением на основании соглашения о предоставлении субсидии ООО «Управляющая компания Концепт-2» из бюджета г. Белогорск на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова,             д. 225Б и ул. Кирова, д. 298/1 в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 25.11.2020 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), платежными поручениями от 26.11.2020 № 1056, № 1057 произведено возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству указанных дворовых территорий в общей сумме                      2 383 730,00 руб. при отсутствии платежных поручений, подтверждающих затраты ООО «Управляющая компания Концепт-2», связанные с выполнением данных работ, в том числе, произведено возмещение расходов, связанных с выполнением на основании договоров, подряда от 21.09.2020 с ИП Титовым Евгением Сергеевичем фактически невыполненных работ по благоустройству дворовых территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Кирова, д. 255Б на сумму 37 858,00 руб., работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий при благоустройстве указанной территории, стоимость которых завышена на сумму 1974,00 рублей, в связи с необоснованным применением расценки и произведено возмещение расходов при выполнении работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: ул. Кирова, д. 298/1, стоимость которых завышена на сумму 1 859,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

9. В нарушение пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «л» пункта 8 от 30.12.2017 № 1710, пункта 11 Порядка № 452, пункта 2 раздела I, подпункта 1.9.3 пункта 1 раздела II Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 30.04.2019 № 625            (в редакции постановления администрации города Белогорска от 21.09.2020.№ 1107), учреждением на основании соглашения                                     о предоставлении субсидии ООО «ЖСК» из бюджета г. Белогорск на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Белогорск, ул. Ленина, д. 40 в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 24.09.2020 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), платежным поручением от 25.09.2020 № 785 произведено возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству указанной дворовой территории в сумме 2 849 373,00 руб. при отсутствии платежных поручений, подтверждающих затраты ООО «ЖСК» связанные с выполнением данных работ, что подтверждено данными, полученными по результатам проведения встречной проверки ООО «ЖСК», в том числе, произведено возмещение расходов, связанных с выполнением на основании договора подряда от 03.08.2020 с ИП Афанасьевым Артемом Ивановичем работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома по адресу: ул. Ленина, д. 40, стоимость которых завышена на сумму 2 330,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

10. В нарушение пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «л» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 11 Порядка            № 452, пункта 2 раздела I, подпункта 1.9.3 пункта 1 раздела II Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 30.04.2019 № 625                (в редакции постановления администрации города Белогорска от 21.09.2020 № 1107), учреждением на основании соглашения о предоставлении субсидии ООО «ЖСК» из бюджета г. Белогорск на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Белогорск, пер. Вольный, д. 11 в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 24.09.2020 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), платежным поручением от 25.09.2020             № 788 произведено возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству указанной дворовой территории в сумме 3 553 655,00 руб. при отсутствии платежных поручений, подтверждающих затраты ООО «ЖСК» связанные с выполнением данных работ, что подтверждено данными, полученными по результатам проведения встречной проверки ООО «ЖСК», в том числе, произведено возмещение расходов, связанных с выполнением на основании договора подряда от 03.08.2020 с ИП Афанасьевым Артемом Ивановичем работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома по адресу: пер. Вольный, д. 11, стоимость которых завышена на сумму 5 399,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

11. В нарушение пункта 1 статьи 78, пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «л» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 11 Порядка              № 452, подпункта 1.9 пункта 1 раздела II Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 30.04.2019 № 625 (в редакции постановления администрации города Белогорска от 21.09.2020 № 1107), учреждением на основании соглашения              о предоставлении субсидии ООО «ЖСК» из бюджета г. Белогорск на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу ул. Ленина, д. 95, г. Белогорск, в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 24.09.2020 произведено возмещение расходов, связанных с выполнением на основании договора на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу:  ул. Ленина, д. 95 в г. Белогорск от 01.07.2020 с ИП Афанасьевым Артемом Ивановичем работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий, стоимость которых завышена на сумму 5 281,00 руб., в связи с необоснованным применением расценки;

12. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта «з» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 10 Порядка            № 452, пункта 3.2.1. соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорска от 16.01.2020 № 10710000-1-2020-003, учреждением не обеспечено представление в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих выполнение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 3.2 указанного соглашения;

13. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, подпункта «з» пункта 8 Правил от 30.12.2017 № 1710, пункта 10 Порядка           № 452, пунктов 3.2.1, 4.3.14 соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорска от 20.01.2021 № 10710000-1-2021-003, учреждением не обеспечено представление в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих выполнение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктами «а», «б» пункта 3.2 указанного соглашения.

Нарушение было устранено после проверки – письмом от 04.05.2021  № 1-8-1344 учреждение направило в адрес отдела № 1 УФК по Амурской области документы, предусмотренные пунктами 3.2.1, 4.3.14 соглашения              о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорска от 20.01.2021 № 10710000-1-2021-003;

14. В нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 12.1 муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству Площади им. 30-летия Победы от 06.05.2020                              № Ф.2020.0051, учреждением путем заключения дополнительного соглашения от 02.06.2020 изменены существенные условия указанного муниципального контракта, предусмотренные пунктом 6.2, в части уменьшения гарантийного срока на выполненные работы;

15. В нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 11 Правил от 30.12.2017 № 1710 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), учреждением не обеспечено наличие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018 – 2024 годы», утвержденной постановлением администрации города Белогорска от 13.10.2017 № 2493 положений, предусмотренных подпунктами «з», «и», «к», «л» указанных правил.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 30.04.2021 вынесено и направлено в адрес учреждения представление от 09.06.2021              № 23-13-59/23-4465 (далее – представление) с требованиями по пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 11 устранить нарушения, обеспечив возврат средств в доход соответствующего бюджета в соответствии с Правилами от 30.12.2017                     № 1710, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 60 календарных дней со дня получения Представления.

Не согласившись с вынесенным представлением в части требований по пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 11, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу, что управление доказало законность и обоснованность вынесенного им представления в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с выводами судов обеих инстанций с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:                         1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Следовательно, представление органами внутреннего государственного (муниципального) контроля выдается, в том числе при выявлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, условий договоров (соглашений) о представлении средств из соответствующего бюджета и заключенных во исполнение указанных договоров (соглашений) государственных (муниципальных) контрактов.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее – Положение) УФК по Амурской области является территориальным органом Федерального казначейства и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 утверждена государственная программа Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области на 2014 – 2020 годы» с изменениями и дополнениями (далее – Программа № 452).

Координатором Программы № 452 определено министерство жилищно-коммунального хозяйства области.

Между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и администрацией города Белогорска заключено соглашение от 16.01.2020 № 10710000-1-2020-003 о предоставлении субсидии из бюджета Амурской области Российской Федерации бюджету муниципального образования администрации города Белогорск с изменениями, предметом которого является предоставление из бюджета Амурской области в 2020 – 2022 годах бюджету городского округа города Белогорска субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках подпрограммы «Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения» государственной программы Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», государственной региональной программы Амурской области «Формирование современной городской среды» в общей сумме 33 990 563,91 руб.

В рамках Программы № 452 предусмотрен Порядок и условия предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий «Реализация программ современной городской среды» (приложение № 14 к Программе № 452).

Порядок № 452 определяет цели, условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Амурской области на софинансирование мероприятий муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Пунктом 6 Порядка № 452 установлены критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие в муниципальных образованиях.

Постановлением администрации города Белогорска от 13.10.2017                № 2493 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 – 2024 годы», в которую включены 472 дворовые территории и 17 общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве.

Координатором муниципальной программы от 13.10.2017 № 2493 определено муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск».

Участниками муниципальной программы от 13.10.2017 № 2493 являются муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», собственники помещений в многоквартирных домах, привлеченные организации.

Муниципальная программа от 13.10.2017 № 2493, действовавшая на момент предоставления заинтересованными лицами заявок на участие многоквартирного дома в благоустройстве прилегающей дворовой территории в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на 2018 – 2022 годы», включала минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий: ремонт дворовых проездов (асфальтирование); обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек, урн для мусора.

Вопреки доводам, заявленным в кассационной жалобе, судами установлено из материалов дела, что представленные к проверке заявки на благоустройство дворовых территорий не содержат в полном объеме весь минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий:            ул. Кирова, д. 255Б, ул. Кирова, д. 298/1, пер. Весенний, д. 2, в перечень работ по благоустройству дворовых территорий не включена позиция – обеспечение освещения дворовых территорий; ул. Ленина, д. 95, ул. Ленина,   д. 40, пер. Вольный, д. 11, в перечень работ по благоустройству дворовых территорий не включены работы обеспечение освещения дворовых территорий; установка скамеек, урн для мусора.

Дворовые территории по вышеуказанным адресам включены в адресный перечень муниципальной программы от 13.10.2017 № 2493 на выполнение работ по благоустройству, с учетом их физического состояния и подлежащих благоустройству в 2018-2022 годах.

Согласно протоколу от 28.02.2020 в рамках реализации муниципальной программы от 13.10.2017 № 2493 в 2020 году планируется выполнить благоустройство одной общественной территории, а именно территории Площади им. 30-летия Победы: устройство тротуарной плитки, устройство фонтана; благоустройство дворовых территорий: ул. Кирова, д. 255 Б (ремонт дворового проезда, оборудование (ремонт) тротуара (входы в подъезд); пер. Вольный, д. 11 (ремонт дворового проезда; оборудование (ремонт) тротуара (в том числе входы в подъезд); оборудование (ремонт) ливневой канализации); пер. Весенний, д. 2 (ремонт дворового проезда; оборудование (ремонт) тротуара (входы в подъезд); ул. Ленина, д. 40 (ремонт дворового проезда; оборудование (ремонт) тротуара (входы в подъезд); ул. Кирова,          д. 298/1 (ремонт дворового проезда; оборудование (ремонт) тротуара (входы в подъезд); ул. Ленина, д. 95 (ремонт дворового проезда; оборудование (ремонт) тротуара (входы в подъезд).

Муниципальным образованием города Белогорска в 2020 году средства субсидии в размере 33 990 563,91 руб., в том числе средства областного бюджета в размере 32 291 035,71 руб., предоставленные на основании соглашения от 16.01.2020 № 10710000-1-2020-003, были использованы на благоустройство шести дворовых и одной общественной территории.

Относительно нарушения, указанного в пункте 6 представления, судами установлено, что по данным акта о приемке выполненных работ от 10.06.2020 № 1 за отчетный период с 10.05.2020 по 10.06.2020 были использованы камни бортовые БР 100.30.15/бетон ВЗО (М400), объем 0,043 м3/ (ГОСТ 6665 - 91), расценка С403-8021 в количестве 311 шт., цена за единицу 516,41 руб., на сумму 160 603,51 руб. (позиция 14) и камни бортовые БР 100.20.8/ бетон В22,5 (МЗОО), объем 0,016 м3/ (ГОСТ 6665-91), расценка С403-8023, в количестве 54 шт., цена за единицу 217,64 руб. на сумму 11 752,56 руб. (позиция 15).

Для проведения работ по установке бордюрных камней применена одна позиция – 13 «Установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий, объем 311+54 расценка Е27-02-010-02 (постановление от 13.11.2010 № 633), единица измерения 100 м бортового камня, количеством 3,65 м, цена за единицу 48 658,77 руб. на сумму 177 604,52 руб.

Согласно пункту 3.9 таблицы 3 Технической части Сборника сметных норм и расценок на строительные работы, устройство бортовых камней сечением 100x200 мм: при других видах покрытий применяются понижающие коэффициенты: к расходу бетона класса В15 (марки М200) – 0,86 и к расходу раствора цементного – 0,33.

К таблице 3 «Коэффициенты к сметным нормам» Сборника сметных норм и расценок на строительные работы, имеется Примечание «Условия применения коэффициентов должны быть обоснованы проектом». Данное условие означает, что проектом предусматривается конкретная марка бордюрного камня.

В техническом задании к муниципальному контракту от 06.05.2020               № Ф.2020.0051 (в редакции дополнительного соглашения к нему от 10.06.2020) и локальной смете предусмотрено применение бордюрного камня марки БР 100.20.8/бетон В22,5 (МЗОО), объем 0,016 м3 (ГОСТ 6665-91).

Соответственно к данному виду бордюрного камня применяются понижающие коэффициенты к ресурсным объемам бетона и раствора.

Таким образом суды пришли к верному выводу, что управление обоснованно установило общую стоимость завышения выполненных работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий в размере 2 973 руб.

Относительно нарушения, указанного в пункте 7 представления, судами установлено, что по данным акта о приемке выполненных работ от 18.11.2020 № 1 за отчетный период с 21.09.2020 по 18.11.2020 к договору от 21.09.2020 были использованы камни бортовые БР 100.20.8/ бетон В22,5 (МЗОО), объем 0,016 м3/ (ГОСТ 6665-91), расценка С403-8023, в количестве 40 шт., цена за единицу 218,27 руб. на сумму 8 731 руб. (позиция 14).

Для проведения работ по установке бордюрных камней применена одна позиция – 13 «Установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий, расценка Е27-02-010-02 (постановление от 13.11.2010 № 633), единица измерения 100 м бортового камня, количеством 0,4 м, цена за единицу 54 082,32 руб. на сумму 21 633 руб.

Согласно пункту 3.9 таблицы 3 Технической части Сборника сметных норм и расценок на строительные работы (Сборник 27) устройство бортовых камней сечением 100x200 мм: при других видах покрытий применяются понижающие коэффициенты: к расходу бетона класса В15 (марки М200) – 0,86 и к расходу раствора цементного – 0,33.

К таблице 3 «Коэффициенты к сметным нормам» Сборника сметных норм и расценок на строительные работы (Сборник 27) имеется Примечание «Условия применения коэффициентов должны быть обоснованы проектом».

Указанным условием устанавливается, что проектом предусматривается конкретная марка бордюрного камня.

К договору от 21.09.2020 локальной сметой (позиция 14) предусмотрено применение бордюрного камня марки БР 100.20.8/бетон В22,5 (МЗОО), объем 0,016 м3 (ГОСТ 6665-91).

Соответственно к данному виду бордюрного камня применяются понижающие коэффициенты к ресурсным объемам бетона и раствора.

В связи с этим судами верно установлено, что с учетом накладных расходов, сметной прибыли и т.д., стоимость выполненных работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий с накладными расходами и сметной прибылью учреждением была завышена.

Аналогичные нарушения установлены судами, подтверждены материалами дела, и обоснованно отражены в пунктах 8 – 11 представления, где установлено, что к указанному виду бордюрного камня применяются понижающие коэффициенты к ресурсным объемам бетона и раствора, в связи с чем, учреждением неверно был применен понижающий коэффициент, что привело к необоснованному завышению стоимости выполненных работ.

Государственный заказчик при формировании начальной (максимальной) цены контракта обязан исходить из принципа эффективного использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 БК РФ.

Завышение начальной (максимальной) цены контракта ведет к неэффективному использованию бюджетных средств, а оплата завышенных (невыполненных) объемов работ расценивается как неправомерное использование бюджетных средств, при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Как установлено судом и следует из актов о приемке выполненных работ по благоустройству общественной территории Площади им. 30-летия Победы и благоустройству шести дворовых территорий многоквартирных домов, при укладке бортовых камней бетонных при других видах покрытий применен бортовой камень БР 100.20.8/ бетон В22,5 (МЗОО), объем 0,016 м3/ (ГОСТ 6665-91), в то время как согласно пункту 3.9 таблицы 3 Технической части Сборника сметных норм и расценок на строительные работы (Сборник 27) устройство бортовых камней сечением 100x200 мм: при других видах покрытий применяются понижающие коэффициенты: к расходу бетона класса В15 (марки М200) – 0,86 и к расходу раствора цементного – 0,33. К таблице 3 «Коэффициенты к сметным нормам» Сборника сметных норм и расценок на строительные работы (Сборник 27) имеется Примечание «Условия применения коэффициентов должны быть обоснованы проектом».

Таким образом, проектом предусматривается конкретная марка бордюрного камня.

Руководствуясь положениями статьи 72, пунктом 5 статьи 161, статьей 162 БК РФ, пунктом 2 раздела I Порядком предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденным постановлением Администрации города Белогорск от 30.04.2019 № 625, с учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу, что учреждением в нарушение установленных законом требований, произведена оплата выполненных работ по установке бортовых камней бетонных при других видах покрытий по завышенной стоимости в связи с необоснованным применением расценки; произведено возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в г. Белогорск при отсутствии платежных поручений, подтверждающих затраты, связанные с выполнением данных работ, а также произведено возмещение расходов, связанных с выполнением фактически невыполненных работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома по  ул. Кирова, 255Б.

Доказательств, опровергающих установленные в представлении нарушения, заявителем в материалы дела представлено не было, судами не установлено.

Согласно пункту 19 Порядка № 452, субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления, а также в случае несоблюдения муниципальным образованием обязательств, содержащихся в соглашении, подлежит возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления в результате проведения проверок в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка фактов представления муниципальным образованием недостоверных отчетов субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме независимо от степени достижения показателей результативности использования субсидии.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, судебные инстанции пришли к мотивированному выводу о том, что вынесенное представление с требованием по пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 11 об устранении нарушения, обеспечив возврат средств в доход соответствующего бюджета с целью последующего перечисления их в доход федерального бюджета в соответствии с Правилами от 30.12.2017 № 1710, является законным и обоснованным и не противоречит действующему законодательству, принято в пределах предоставленных управлению полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает незаконно на него какие-либо обязанности, не создает иные препятствия.

Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии учреждения с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых актов не выявлено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 по делу № А04-5506/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                   Л.М. Черняк

Судьи                                                                                            А.И. Михайлова

                                                                                                       Е.П. Филимонова