НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2015 № А73-13140/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2015 года                                                                  № Ф03-3270/2015

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2015 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Л.К. Кургузовой

Судей: Н.В. Меркуловой, И.В. Ширяева

при участии:

от МУП «Горводоканал»: Сорокин С.С., представитель по доверенности от 24.08.2015 № 1891; Пророкова Е.А., представитель по доверенности от 01.06.2015 б/н; Пудров Ю.А., представитель по доверенности от 12.03.2015 б/н;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Максимов К.В., представитель по доверенности от 27.02.2015 № 04-24/002950;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края

на решение от 10.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015

по делу №   А73-13140/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г.; в суде апелляционной инстанции судьи: Харьковская Е.Г., Вертопрахова Е.В., Пескова Т.Д

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» (ОГРН 1022700524637, ИНН 2727080370, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 24)

кИнспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1042700034585, ИНН 2703003087,                             место нахождения: 681027, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре,                 ул. Кирова, 68)

о признании недействительными решений

Муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее – ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, инспекция) от 30.04.2014 № 4529, № 822 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), начислении соответствующих пеней, налоговых санкций и отказе в возмещении НДС.

Решением от 10.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015, заявление удовлетворено. Оспариваемые решения признаны недействительными как несоответствующие налоговому законодательству.

В кассационной жалобе ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное истолкование судами норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Инспекция полагает, что спорные работы оплачены  за счет  средств федерального бюджета, предоставленных в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Данный вывод подтвержден Арбитражным судом Дальневосточного округа при рассмотрении дела № А73-7805/2014 Арбитражного суда Хабаровского края, в связи с чем предъявление к вычету НДС, уплаченного за счет средств федерального бюджета, является необоснованным, поскольку влечет двойное возмещение НДС из бюджета.

Факт выделения из федерального бюджета денежных средств с учетом НДС, по утверждению инспекции, подтверждается государственными контрактами, дополнительными соглашениями к контрактам, согласно которым стоимость работ определяется по сметным расчетам с НДС. Данные расходы, включая НДС, в соответствии с Инвестиционной программой, являются бюджетными расходными обязательствами.

Кроме того, инспекция полагает ошибочными выводы судов   о том, что при налоговой проверке инспекция не определила раздельно суммы НДС, оплаченные за счет бюджетных средств и собственных средств предприятия, и отсутствии оснований для применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ по рассматриваемому делу.

В отзыве на жалобу МУП «Горводоканал» указывает на  несостоятельность доводов кассационной жалобы, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.

По мнению предприятия, налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления денежных средств. Более того, выделенные денежные средства являются бюджетными инвестициями, предоставленными из местного бюджета, в связи с чем возмещение НДС должно производится на общих основаниях.

Предприятие также указывает на реализацию инвестиционной программы за счет собственных средств; необоснованное применение инспекцией расчетного метода при определении сумм НДС оплаченных за счет средств федерального бюджета и перечислении бюджетных средств без НДС.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей инспекции и общества, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решениями ИФНС России по                        г. Комсомольску-на-Амуре от 30.04.2014 № 822, № 4529, принятыми по материалам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2013, представленной                                      МУП «Горводоканал», с учетом материалов  дополнительных мероприятий налогового контроля, отказано в возмещении НДС в сумме 2 145 429 руб., доначислен НДС в сумме  17 616 944 руб., начислены пени в сумме 664 809 руб. и штраф в сумме 1 761 694 руб.

Основанием для отказа в возмещении НДС, доначисления налога и соответствующих сумм пеней и штрафа, послужил вывод инспекции о завышении предприятием налоговых вычетов в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2013 года на сумму 19 762 373 руб. по счетам-фактурам, предъявленным подрядными организациями по выполненным работам по строительству объектов основных средств: комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте (г.Комсомольск-на-Амуре) и реконструкции канализации в г. Комсомольске-на-Амуре, поскольку выполненные работы оплачены управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре через расчетные счета предприятия за счет средств федерального  бюджета, в связи с чем предъявление к вычету НДС приводит к повторному возмещению налога из бюджета. Кроме того, инспекция указала на то, что МУП «Горводоканал» является посредником между администрацией, финансирующей строящиеся объекты, и подрядными организациями. Построенные и реконструированные объекты являются собственностью администрации г.Комсомольска-на-Амуре.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 27.06.2014 № 13-10/196/11660 (далее – УФНС России по Хабаровскому краю) решения инспекции оставлены без изменения.

Не согласившись с решениями инспекции, предприятие оспорило их в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что с момента поступления бюджетных инвестиций на расчетный счет МУП «Горводоканал», они утрачивают свой целевой характер и переходят в хозяйственное ведение предприятия.

Факт финансирования Инвестиционной программы из местного бюджета подтверждён, как указал суд, управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре, по сообщению которой субсидии из федерального бюджета для финансирования Инвестиционной программы, полученные бюджетом Хабаровского края в форме межбюджетных трансфертов и предоставленные администрации г. Комсомольска-на-Амуре, учтены администрацией в составе собственных доходов местного бюджета. НДС, уплаченный  за счет средств местного бюджета, подлежит возмещению  на общих основаниях в соответствии со статьями 171, 172 НК РФ. МУП «Горводоканал» является заказчиком спорных работ. Объекты основных средств приняты к учету, находятся в хозяйственном ведении предприятия и фактически используются в хозяйственной деятельности.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Кроме того, апелляционный суд указал на недоказанность выделения бюджетных средств с НДС; на несоответствие метода расчета доначисленного налога положениями НК РФ и отсутствие разграничения сумм НДС, приходящихся на средства бюджета и собственные средства предприятия. Оснований для применения положений подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ апелляционным судом не установлено.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2014 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» МУП «Горводоканал» разработана инвестиционная программа «Развитие коммунальных систем водоснабжения и водоотведения г. Комсомольска-на-Амуре на 2007-2010 г.г. и до 2013 г.», утвержденная решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.09.2006 № 57 «Об утверждении технического задания и инвестиционной программы «Развитие коммунальных систем водоснабжения г. Комсомольска-на-Амуре на 2007-2010 г.г. и до 2013 г.», включающая мероприятия по реконструкции существующих и строительству новых объектов основных средств: «Комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте (г. Комсомольск-на-Амуре) и «Реконструкция канализации в                   г. Комсомольске-на-Амуре, которая является бюджетным обязательством.

Согласно договору от 10.01.2013 № 05/000/13-01, заключенному между управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре (главного распорядителя бюджетных средств) и МУП «Горводоканал», дополнительному соглашению к договору от 22.04.2014 г. управление обеспечивает финансирование объектов, включенных в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Зайбакалья на период до 2013 года», за счет средств местного бюджета , включая средства межбюджетных субсидий,  МУП «Горводоканал» - исполняет функции по строительству (реконструкции) объектов водопровода и канализации, включенных в указанную программу, и  сдаёт управлению  результаты работ.

Распоряжением губернатора Хабаровского края от 15.06.2004 № 433-р «Об определении заказчиков-застройщиков по объектам коммунального хозяйства, финансируемым за счет средств федерального, краевого бюджетов» МУП «Горводоканал» определено на весь период действия проектирования и строительства объектов: комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте (г. Комсомольск-на-Амуре) и реконструкции канализации в г. Комсомольске-на-Амуре, заказчиком-застройщиком.

Во исполнение обязательств по договору от 10.01.2013 № 05/00013-01 предприятие заключило договоры с ЗАО «Спецстроймеханизация-2», ЗАО «Дар/Водгео»   на осуществление подрядных работ и разработку проектной (рабочей) документации. Оплата работ осуществлялась с открытых предприятию лицевых счетов.

Получаемые бюджетные средства учитывались предприятием как целевое финансирование, отражались в бухгалтерском учете на счете 86 «целевое финансирование» и не облагались налогом на прибыль и НДС в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 146 и подпункта 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ. Данные обстоятельства отражены в акте проверки, решениях инспекции и УФНС России по Хабаровскому краю.

Согласно письму управления ЖКХ от 28.03.2014 № 2-2-49/154 (т. 17 л.д. 109-112) финансирование строительства и реконструкции спорных объектов в 1-4 кварталах 2013 года проводилось за счет целевого бюджетного финансирования, в том числе из федерального бюджета, с указанием конкретных сумм финансирования. 

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 № 122 «О местном бюджете на 2013 год», приложением № 3 к долгосрочной целевой инвестиционной программе Хабаровского края на период до 2013 в рамках реализации федеральных целевых программ, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2008 № 286-пр, в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 01.04.2011 № 84-пр, определены смета расходов, объем и источники финансирования, в том числе субсидии из федерального бюджета на софинансирование целевых расходов на капитальное строительство и реконструкцию краевой и муниципальной собственности (пункты 16, 18- комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора г. Комсомольске-на-Амуре; реконструкция канализации в г. Комсомольске  -на-Амуре) с разбивкой по годам.

Указанные обстоятельства судами не исследовались и оценка представленным инспекцией доказательствам, с учётом положений статей 129, 130, 132, 179 Бюджетного кодекса, не дана.

Суд апелляционной инстанции, сославшись на недоказанность выделения бюджетных средств с НДС, не мотивировал свой вывод ссылками на доказательства. Доводы инспекции о финансировании спорных работ за счет средств федерального бюджета с НДС, что подтверждается, по мнению инспекции, государственными контрактами, дополнительными соглашениями к контрактам, сметными расчетами, не рассмотрены. Немотивированы и выводы суда о несоответствии метода расчета инспекцией доначисленного налога положениям НК РФ и отсутствии разграничения сумм НДС, приходящихся на средства бюджета и собственные средства бюджета.

При таких обстоятельствах вывод судов  об отсутствии оснований для применения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ, предусматривающего обязанность налогоплательщика восстановить суммы НДС, принятые к вычету, в случае получения  в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретённых товаров (работ, услуг), с учётом НДС и отсутствии правовых оснований для доначисления спорных сумм НДС, пеней и штрафа, отказа в возмещении НДС,  является преждевременным.                

Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению не новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и с учетом установленного определить реальный размер налоговых обязательств по НДС за 3 квартал 2013 года.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.12.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2015 по делу №  А73-13140/2014 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                Л.К. Кургузова     

Судьи                                                                                         Н.В. Меркулова     

                                                                                                   И.В. Ширяев