АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
02 июля 2019 года № Ф03-2602/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: И.М. Луговой, Л.М. Черняк
при участии:
от Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – Власенко М.В., представитель по доверенности от 25.07.2018 № 100;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю – Божок К.К., представитель по доверенности от 24.06.2019 № 05-13/26; Шишкина Т.А., представитель по доверенности от 25.12.2018 № 05-13/36; Михновец О.П., представитель по доверенности от 18.04.2019 № 05-13/26;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019
по делу № А51-25550/2018
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Л.А. Бессчасная, А.В. Пяткова
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, место нахождения: 680038, Хабаровский край, город Хабаровск, улица Ханкайская, 27)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (ОГРН 1042502167278, ИНН 2511015850, место нахождения: 692519, Приморский край, город Уссурийск, улица Чичерина, 93)
о признании недействительным решения
федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений») обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 23.07.2018 № 54449 в части доначисления земельного налога в сумме 1 450 975 руб., пеней в сумме 101 243 руб.
Решением от 05.02.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019, учреждению в удовлетворении требований отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о правомерности доначисления земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:14:040201:57 исходя из 12 месяцев. Утверждает, что фактически учреждение владело спорным земельным участком в течение 10 месяцев. В отношении земельных участков под номерами 25:14:000000:85 и 25:18:020102:1 настаивает на том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2017 году, поэтому новая кадастровая стоимость должна быть учтена со следующего налогового периода. Полагает возможным применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях снижения пеней по земельному налогу.
Возражая на доводы кассационной жалобы, инспекция в представленном отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, настаивает на отмене обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции дали пояснения согласно доводам отзыва; просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве к ней, заслушав представителей, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» решением инспекции от 23.07.2018 №54449 доначислен земельный налог за 2017 год в сумме 1 450 975 руб., пени в сумме 101 243 руб.
Основанием для доначисления земельного налога, пеней послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком занижен земельный налог за 2017 год на сумму 1 450 975 руб. за земельные участки, правообладателем которых учреждение являлось в проверяемом периоде.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 10.10.2018 №13-09/36266@ решение инспекции от 23.07.2018 № 54449 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 23.07.2018 № 54449, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверяя на соответствие закону решение налогового органа, руководствуясь положениями статей 5, 388, 389, 390, 391, 396, 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 131 ГК РФ, Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», Постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 № 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края», Постановления Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.10.2016 г. № 4-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края» (далее - Постановление 4-П), в редакциях, действующих в проверяемый период, с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд пришел к выводу о наличии у учреждения обязанности по уплате земельного налога ввиду зарегистрированного за ним права бессрочного владения (пользования) спорными земельными участками. Расчет суммы земельного налога за 2017 год, соответствующих пеней, произведенный налоговым органом, признан судом верным.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ нагоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.10.2016 г. № 4-П утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края.
Постановление №4-П опубликовано в официальном издании «Приморская газета», специальный выпуск от 26.10.2016 и вступило в силу со дня его официального опубликования. Соответственно сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных данным постановлением, подлежат применению для исчисления земельного налога с 1-го числа очередного налогового периода, то есть с 01.01.2017.
Рассматривая настоящий спор, суды установили, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» являлось правообладателем земельного участка с кадастровым номером 25:14:040201:57, который находился в 2017 году в постоянном (бессрочном) пользовании у учреждения, с даты государственной регистрации права - 17.11.2016 по дату государственной регистрации прекращения права - 28.12.2017 в соответствии с кадастровой выпиской ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю.
Доводы учреждения о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:14:040201:57 был передан в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судебными инстанциями, со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих совершение действий по изменению данных регистрации перехода прав собственности в октябре 2017 года.
Также суды пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:18:020102:1 и 25:14:000000:85 при исчислении земельного налога за 2017 год применяется кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением №4-П.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения инспекция пришла к правильному выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2017 год, в связи с неверным применением учреждением кадастровой стоимости земельных участков под номерами 25:18:020102:1 и 25:14:000000:85, и неверным определением количества полных месяцев владения земельным участком под номером 25:14:040201:57, что послужило основанием для доначисления спорных сумм земельного налога и пеней.
Выводы судов о законности оспариваемого решения инспекции и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов учреждения являются обоснованными, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы заявителя жалобы о применении статьи 333 ГК РФ, в целях снижения пеней по земельному налогу являлись предметом рассмотрения в судах и им дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что налоговый орган не приложил к оспариваемому решению документы, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется.
Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2019 по делу № А51-25550/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи И.М. Луговая
Л.М. Черняк