НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 26.05.2022 № Ф03-2194/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

27 мая 2022 года № Ф03-2194/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик «Жилкапинвест» - представитель не явился;

от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик «Жилкапинвест»

на решение от 15.11.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.11.2021), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022

по делу № А51-13947/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик «Жилкапинвест» (ОГРН 1037714021883, ИНН 7714303772, адрес:127006, г. Москва, муниципальный округ Тверской вн.тер.г., ул. Долгоруковская, д. 36, стр. 3, этаж 2, пом. I, ком. 1-3,5-14)

к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, ИНН 2540188030, адрес: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22)

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик «Жилкапинвест» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления от 03.08.2021 №05-108/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Решением суда от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022, в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой предлагает их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество в жалобе настаивает на отсутствии в его действиях состава вменённого административного правонарушения. Считает, что суды не учли все существенные обстоятельства, а именно, что по состоянию на 31.03.2021 заявитель предполагал, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получит своевременно в 1 квартале 2021 года, и в апреле 2021 года внесет соответствующие сведения в систему. Также считает, что предпринимало все возможные меры по внесению в проектную документацию актуальных сведений о финансовом результате за 1 квартал 2021 года, при этом не могло знать об отсутствии технической возможности вносить данные сведения и направлять изменения в контролирующий орган без наличия в проектной документации сведений о вновь выданных разрешениях на строительство, внесённых в ЕИСЖС органом местного самоуправления.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.

Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Из материалов дела судами установлено, что на основании разрешения на строительство от 27.06.2018 №RU25304000-302/2018, выданного Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на срок до 17.03.2020, впоследствии продленного до 17.03.2021, общество является застройщиком объекта капитального строительства - «25-этажный жилой дом, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нейбута, дом 17, корпус №10 на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010041:135».

Строительство объекта капитального строительства осуществляется обществом с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №214-ФЗ).

Во исполнение приказа инспекции от 10.09.2019 №34 «Об усилении контроля за мониторингом размещения застройщиками информации в Единой информационной системе жилищного строительства» органом строительного надзора был проведен мониторинг ЕИСЖС в части исполнения обществом обязанности по размещению информации, предусмотренной законодательством в области долевого строительства.

В ходе мониторинга установлено, что согласно сведениям, содержащимся в проектной декларации на 31.03.2021, срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 1 квартал 2021 года. При этом в нарушение части 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ, изменения, касающиеся проекта строительства, в том числе графика реализации проекта строительства не внесены в проектную декларацию до 10.04.2021. Информация в части изменения срока получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на 2 квартал 2021 года внесена застройщиком только 20.04.2021, то есть позже установленного срока.

Кроме того, выявлено, что сведения о финансовом результате за 1 квартал 2021 года также не были внесены обществом в установленный срок -до 11.05.2021.

Таким образом, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, инспекция составила протокол об административном правонарушении от 08.06.2021.

03.08.2021 инспекцией по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №05-108/2021 вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, соблюдении инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.

Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

Объективная сторона характеризуется опубликованием застройщиком в средствах массовой информации или размещением им в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации и вносимых в нее изменений с неполной или недостоверной информацией, нарушением установленных сроков опубликования или размещения проектной декларации либо изменений в нее.

Субъектом административного правонарушения является застройщик.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы положениями Закона №214-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 214-ФЗ застройщиком является хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Согласно части 1 статьи 3.1 Закона №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

В силу пункта 3 части 2 статьи 3.1 Закона №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона №214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

Согласно части 2.4 статьи 19 Закона №214-ФЗ, форма проектной декларации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Во исполнение данного нормативного положения приказом Минстроя России от 20.12.2016 №996/пр утверждена форма проектной декларации, которая содержит, в том числе раздел 6 «О финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату» и раздел 17 «О примерном графике реализации проекта строительства, предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства».

В подразделе 6.1 «О финансовом результате текущего года, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату» раздела 6 формы проектной декларации указывается информация по состоянию на дату, на которую застройщиком составлена последняя отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, представленная в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если застройщик ранее не предоставлял такую отчетность, то указывается информация по состоянию на дату, на которую застройщиком составлена последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность, представленная в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Графы подраздела 17.1 «О примерном графике реализации проекта строительства» раздела 17 формы проектной декларации заполняются в отношении каждого из этапов: 20 процентов готовности; 40 процентов готовности; 60 процентов готовности; 80 процентов готовности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.

Частью 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ установлено, что застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.

Согласно части 6 статьи 19 Закона №214-ФЗ проектная декларация с внесенными в нее изменениями подлежит направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.

Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 19 Закона №214-ФЗ).

Суды установили, что общество осуществляет строительство объекта капитального строительства с привлечением денежных средств участником долевого строительства, соответственно, в силу требований Закона №214-ФЗ на общество возложена обязанность по раскрытию необходимой информации, в том числе проектной декларации с внесенными в нее изменениями путем ее размещения в единой информационной системе жилищного строительства в установленные сроки.

Между тем, как подтверждается материалами дела, согласно сведениям, содержащимся в проектной декларации по состоянию на 31.03.2021, срок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 1 квартал 2021 года. В нарушение части 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ, изменения, касающиеся проекта строительства, в том числе графика реализации проекта строительства не внесены обществом в проектную декларацию в срок до 10.04.2021.

Из материалов дела следует, что информация в части изменения срока получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на 2 квартал 2021 года внесена застройщиком только 20.04.2021, то есть позже установленного срока. Также, сведения о финансовом результате за 1 квартал 2021 года не внесены застройщиком в установленный срок - до 11.05.2021.

Таким образом, установленные обстоятельства подтверждают правомерность выводов административного органа о наличии в деянии общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отчетным периодом по первому эпизоду является апрель 2021 года, потому, что информация о получении разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не могла быть получена раннее 01.04.2021, правомерно признан судами несостоятельным, поскольку уже по состоянию на 31.03.2021 эти обстоятельства были очевидны для застройщика, что не препятствовало ему в установленный частью 4 статьи 19 Закона №214-ФЗ срок внести изменения в проектную декларацию в части срока получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Утверждение общества о том, что невнесение в проектную декларацию актуальных сведений о финансовом результате за 1 квартал 2021 года в установленный срок связано с технической невозможностью внести такие сведения, вызванной тем, что орган местного самоуправления своевременно не разместил разрешение на строительство в ЕИСЖС, являлось предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонено ввиду того, что срок разрешения на строительство от 27.06.2018 №RU25304000-302/2018 истек 17.03.2021, в связи с чем, после указанной даты этот документ фактически перестал действовать и система ЕИСЖС не позволяла вносить какие-либо изменения без действующего разрешения на строительство.

При этом учитывая, что в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона №214-ФЗ обязанность по получению и продлению разрешения на строительство возложена на застройщика, общество заблаговременно должно было позаботиться о всех необходимых данных для размещения их на сайте информации.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения установленных требований действующего законодательства в области долевого строительства, а также и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования законодательства в области долевого строительства, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности инспекцией события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, а также вины в его совершении.

Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не выявлено.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным, судами не выявлено.

Суды указали, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности, причиняет вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создает препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирного жилого дома (в том числе срока его окончания).

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.

При этом суды установили, что административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, законности и неотвратимости административной ответственности; основания для снижения размера административного штрафа по части 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ отсутствуют.

На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о законности постановления инспекции от 03.08.2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.11.2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 22.11.2021), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу № А51-13947/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев