НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 25.10.2023 № Ф03-4757/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

31 октября 2023 года № Ф03-4757/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.

при участии:

от комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 07.04.2023 № 02-13-2656;

от общества с ограниченной ответственностью «ЁСИТИ»: представитель не явился;

от ФИО2: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края

на решение от 28.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023

по делу № А73-19115/2022 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ЁСИТИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680051, <...>)

третье лицо: ФИО2

о взыскании 1 000 000 руб.

У С Т А Н О В И Л:

Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.10.2023 в судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 25.10.2023 до 15 часов 20 минут.

Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ёсити» (далее – ООО «Ёсити», общество) о взыскании в краевой бюджет субсидии в размере 1 000 000 руб. и процентов по правилам статьи 395 ГК РФ по день возврата субсидии.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО2 (далее – ФИО2).

Решением суда от 28.04.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Комитет в кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании кассационной инстанции, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судами не дана оценка тому факту, что ФИО2 принятый на работу, на должность бригадира в строительной организации осуществлял работу дистанционно, что не соответствует целям и требованиям предоставления данной финансовой поддержки. Считает ошибочным вывод судов о том, что копия кассового ордера, копия табелей учета рабочего времени, копии договоров найма жилого помещения являются доказательствами того, что денежные средства, полученные обществом в качестве оказания меры поддержки предоставляемой работнику, представлены ФИО2, а также того, что ФИО2 прибывал в Хабаровский край и что цель заключенного соглашения об участии в программе – выполнена. Считает, что положения, указанные в Перечне мер поддержки, источником финансового обеспечения которых является субсидия предоставляемых работодателями работникам, привлеченным в рамках реализации Программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, и документов, предоставляемых работодателем для подтверждения затрат, понесенных им в связи с оказанием мер поддержки работникам, носят императивный характер; поскольку пунктом 9 данного Перечня установлено представление именно платежного поручения, всякая замена указанного документа является незаконной, противоречащей нормативным правовым актам.

Общество и ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на кассационную жалобу не представили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, между Комитетом и ООО «Ёсити» заключены соглашения: от 14.10.2019 № 74/ТМ об участии в программе Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» (далее - Соглашение об участии в программе); от 09.12.2019 № 74/ТМ-59С о предоставлении субсидии из краевого бюджета работодателю на финансовое обеспечение затрат работодателя на оказание мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, гражданам, привлекаемым для трудоустройства из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 № 696-р (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).

Согласно разделу 1 Соглашения об участии в программе ООО «Ёсити» (работодатель) в целях реализации мероприятий программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» обязалось привлечь из других субъектов Российской Федерации и трудоустроить в 2019 году 4-х работников.

В силу пункта. 2.2.4 Соглашения об участии в программе работодатель заключает с гражданами, привлечёнными для трудоустройства в рамках программы из других субъектов РФ, трудовые договоры на неопределённый срок или срочные трудовые договоры продолжительностью не менее двух лет, с предоставлением надлежащим образом заверенных копий таких трудовых договоров в Комитет.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о предоставлении субсидии субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными: в 2019 году ООО «Ёсити» субсидии на финансовое обеспечение затрат Получателя на оказание мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты гражданам, привлекаемым для трудоустройства из субъектов РФ.

Субсидия предоставляется комитетом получателю в размере не более 1 000 000 руб. на одного работника, привлеченного получателем субсидии. Общая численность работников, которых планируется привлечь получателем в 2019 году, составляет 4 человека (пункт 1.2).

Во исполнение условий названных Соглашений ООО «Ёсити» заключены срочные трудовые договоры на 2 года с ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5 Во исполнение условий Соглашения о предоставлении субсидии комитет по платежным поручениям от 10.12.2019 № 728677, от 24.12.2019 № 97081 перечислил обществу субсидию в общем размере 4 000 000 руб.

В подтверждение факта осуществления единовременной выплаты ФИО2 в размере 1 000 000 руб. обществом представлены документы: приказ «Об осуществлении работодателем мер поддержки работника» № 0106/2001, расходный кассовый ордер от 29.06.2020 №1.

Установив, что в качестве подтверждающего документа о понесенных расходах на оказание мер поддержки работнику ООО «Ёсити»-ФИО2 представлен расходный кассовый ордер, что противоречит пункту 9 Перечня мер поддержки, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляемых работодателями работникам, привлеченным в рамках реализации программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, и документов, предоставляемых работодателем для подтверждения затрат, понесенных им в связи с оказанием мер поддержки работникам», утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 14.07.2015 № 191-пр, комитетом составлен акт от 13.09.2022 № 2, в котором предложено в срок не превышающий 10 рабочих дней со дня получения акта, устранить выявленное нарушение.

Также в адрес общества направлено требование от 06.10.2022 № 14-29-7251 о возврате субсидии.

Поскольку требование в добровольном порядке обществом не удовлетворено, Комитет обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что требование комитета о возврате субсидии носит формальный характер; положения пункта 2.2.4 Соглашения об участии в программе и Постановления Правительства Хабаровского края от 14.09.2015 № 293-пр,котрым утвержден Порядок и условия предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов, обществом соблюдены.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 3 и 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, предоставляется финансовая поддержка.

Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации (далее - меры поддержки).

В силу пункта 5 статьи 22.2 Закона о занятости региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 22.2 Закона о занятости с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.07.2015 № 191-пр «О реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов» утверждена программа Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» (далее - Программа).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.09.2015 № 293-пр утвержден Порядок и условия предоставления работодателям финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом на привлечение трудовых ресурсов.

Приложением к Программе утвержден Перечень мер поддержки, источником финансового обеспечения которых является субсидия предоставляемых работодателями работникам, привлеченным в рамках реализации Программы Хабаровского края «Повышение мобильности трудовых ресурсов» для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, и документов, предоставляемых работодателем для подтверждения затрат, понесенных им в связи с оказанием мер поддержки работникам.

Такими понесенными возмещаемыми затратами, в том числе являются: транспортные расходы по переезду работника к месту работы; расходы, связанные с провозом личного имущества работника и членов его семьи; расходы по найму, аренде, приобретению жилого помещения на территории Хабаровского края.

В соответствии с пунктом 9 Перечня документами, подтверждающими единовременные выплаты работнику, являются: копия платежного поручения о перечислении финансовых средств, копия расчетного листка по заработной плате работника с указанием суммы единовременной выплаты, копия локального нормативного акта, устанавливающего размер единовременной выплаты.

Судами не учтено, что данный перечень является императивным и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, судами не дана оценка доводам комитета о том, что ФИО2 принятый на работу на должность бригадира в строительной организации, осуществлял работу дистанционно, что не соответствует целям и требованиям предоставления данной финансовой поддержки.

Таким образом, в нарушение требований статьи 64 АПК РФ судами не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения сора.

Поскольку суд кассационной инстанции на основании статьи 286 АПК РФ лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным.

На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, в связи с чем подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, дело – направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

При новом рассмотрении Арбитражному суду Хабаровского края надлежит устранить указанные в настоящем постановлении недостатки, исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.04.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2023 по делу А73-19115/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Л.М. Черняк

И.В. Ширяев