НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 25.01.2024 № Ф03-6508/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

29 января 2024 года № Ф03-6508/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Осиан»: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 04.12.2022;

от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2024 № 06-21/03;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края

на решение от 10.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023

по делу № А73-6040/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Осиан»

к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края

о признании незаконными решений, об обязании принять лесные декларации

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Осиан» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680031, <...>; далее – ООО «Осиан») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680020, <...>; далее – Министерство) о признании незаконными решения от 20.01.2023 № ЛД-20230113-11828742516-4, от 23.01.2023 № ЛД-20230116-11838529594-4, № ЛД-20230116-11838532910-4, № ЛД-20230116-11838540174-4 об отказе в приеме лесных деклараций ООО «Осиан» № АМ67/0128-2022, № АМ68/0128-2022, № АМ69/0128-2022, № АМ71/0128-2022 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010; об обязании принять вышеназванные лесные декларации.

Решением суда от 10.08.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерство просит суд кассационной инстанции решение и постановление отменить; в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению заявителя жалобы, обращаясь в суд в последний день срока, предусмотренного для обжалования, за 6 (шесть) дней до окончания декларируемого периода, общество допустило злоупотребление правом. Указывает на отсутствие доказательств соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 2.1 Основных положений № 348, применительно к обозначенным Министерством особо защитным участкам леса (далее – ОЗУ). По убеждению Министерства, в судебном заседании не рассматривался вопрос о законности установления границ и выделения ОЗУ, ОЗУ выделены и отражены в таксационном описании Уликанского лесничества 1991-1992 гг. проекта организации и развития лесного хозяйства Уликанского лесхоза Хабаровского управления лесами комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации; отсутствие же в выписке из ГЛР «Сведения об особо защитных участках леса» по состоянию на 01.01.2020 сведений о выделении ОЗУ в выделах 9, 14, 18 квартала 212 и выделе 5 квартала 213 не имеет правового значения, поскольку свидетельствует только о том, что указанная выписка сформирована некорректно. Приводит доводы о том, что в соответствии с пунктами 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, принятие решений о выделении ОЗУ, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются ОЗУ, относится к полномочиям Рослесхоза; в этой связи изменения, изъятия ОЗУ из материалов лесоустройства могли быть выполнены только на основании решения Рослесхоза в рамках осуществляемых полномочий, а намерение заготовки древесины в выделах, относящихся к ОЗУ, противоречит пункту 1 части 4 статьи 119 Лесного кодекса РФ.

Общество в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Документы, приложенные Министерством к пояснению по кассационной жалобе, суд округа к материалам дела не приобщает и не принимает во внимание на основании статьи 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Реликт» (арендатор), в дальнейшем преобразованным в общество с ограниченной ответственностью «Реликт» (далее – ООО «Реликт»), заключен договор аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010 (далее – договор).

В соответствии с условиями договора арендатору во временное пользование (25 лет с даты государственной регистрации договора) передан лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 21 665 га; местоположение участка: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество; номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 22.03.2010.

Основанием возникновения права аренды явились результаты лесного аукциона, проведенного Правительством Хабаровского края, по условиям которого арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины.

В соответствии пунктом 12 договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим договором (подпункт «а»), ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г»).

Согласно приложению № 2 к названному договору («Характеристика лесного участка и его насаждений») все переданные в аренду лесные кварталы по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам.

В связи с реорганизацией ООО «Реликт» в форме слияния права и обязанности (обязательства) по договору перешли к ООО «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД», а после реорганизации последнего в форме выделения из него ООО «Промышленный пул «Магеллан» – к ООО «Промышленный пул «Магеллан». Далее в связи с реорганизацией в форме слияния четырех обществ, в том числе ООО «Промышленный пул «Магеллан», права и обязанности по договору перешли к ООО «Спектор», а с 01.11.2021 в связи с реорганизацией в форме слияния двух обществ, в том числе ООО «Спектор», – к ООО «Осиан».

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу № А73-15342/2020 в договор внесены изменения, в том числе в приложение № 3, согласно которому среднегодовой объем заготовки – 21 400 куб. м, в том числе: сплошными рубками в хвойном хозяйстве – 7 500 куб. м, сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве – 2 200 куб. м, выборочными рубками в хвойном хозяйстве – 1 500 куб. м, выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве – 7 900 куб. м, выборочными рубками мягколиственном хозяйстве – 2 300 куб. м.

13.01.2023 и 16.01.2023 общество через Федеральную государственную информационную систему (далее – ФГИС) «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» направило на рассмотрение в Министерство лесные декларации от 29.12.2022 № АМ67/0128-2022, № АМ68/0128-2022, № АМ69/0128-2022, № АМ71/0128-2022 об использовании лесов в целях заготовки древесины на лесном участке по договору от 18.02.2010 № 0128/2010.

Указанными лесными декларациями задекларированы рубки лесных насаждений в выделе 14 квартала 212, выделе 18 квартала 212, выделе 9 квартала 212, выделе 5 квартала 213 на территории Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества Хабаровского края.

Извещениями от 20.01.2023 № ЛД-20230113-11828742516-4, от 23.01.2023 № ЛД-20230116-11838529594-4, № ЛД-20230116-11838532910-4, № ЛД-20230116-11838540174-4, размещенными в ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Министерство отказало обществу в приеме лесных деклараций в связи с несоответствием сведений об объемах использования лесов в целях заготовки древесины и (или) живицы проекту освоения лесов.

При этом дополнительно разъяснило причины отказа: по лесной декларации № АМ67/0128-2022: «В соответствии с данными государственного лесного реестра в выделе 14 квартала 212 выделен ОЗУ, заготовка в которых запрещена»; по лесной декларации № АМ68/0128-2022: «В соответствии с данными государственного лесного реестра в выделе 18 квартала 212 выделен ОЗУ, заготовка в которых запрещена. Кроме того, согласно формуле состава насаждений, приведенной в материалах лесоустройства, в выделе 18 квартала 212 Уликанского участкового лесничества по результатам обследования показана формула насаждений: 2П2Д2ЛП2К2БЖ+КЛ. Данное насаждение относится к хвойному хозяйству, главная порода, как имеющая наибольшую хозяйственную ценность К (кедр). Проведение сплошных рубок в кедровниках лесохозяйственным регламентом не предусмотрено»; по лесной декларации № АМ69/0128-2022: «В соответствии с данными государственного лесного реестра в выделе 9 квартала 212 выделен ОЗУ, заготовка в которых запрещена. Кроме того, согласно формуле состава насаждений, приведенной в материалах лесоустройства, в выделе 9 квартала 212 Уликанского участкового лесничества по результатам обследования показана формула насаждений: 2Е2К2П2Д1БЖ1ЛП+КЛ. Данное насаждение относится к хвойному хозяйству, главная порода, как имеющая наибольшую хозяйственную ценность К (кедр). Проведение сплошных рубок в кедровниках лесохозяйственным регламентом не предусмотрено»; по лесной декларации № АМ71/0128-2022: «В соответствии с данными государственного лесного реестра в выделе 5 квартала 213 выделен ОЗУ, заготовка в которых запрещена».

С указанными извещениями ООО «Осиан» ознакомилось 23.01.2023.

Не согласившись с решениями Министерства, ООО «Осиан» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Частью 2 данной статьи установлено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 29 ЛК РФ).

Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены приказом Минприроды России от 29.04.2021 № 303 (далее – Порядок № 303).

В силу пункта 2 Порядка № 303 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, способами, определенными лесным законодательством. Лесная декларация подается не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 ЛК РФ.

Согласно пункту 3 Порядка № 303 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка (наименование лесничества, наименование участкового лесничества, наименование урочища (при наличии), номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела); об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

Форма лесной декларации утверждена приложением № 2 к приказу Минприроды России от 29.04.2021 № 303.

Пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрено, что Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации. Проверка поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, предоставляемой в отношении использования лесов на землях обороны и безопасности, осуществляется уполномоченным органом в течение не более 9 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган.

Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа. Отклонение объема древесины, определенного при таксации лесосеки, от объема, указанного в проекте освоения лесов, не является основанием для отказа в приеме лесной декларации.

Таким образом, пунктом 6 Порядка № 303 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, к которым относятся следующие: выявление несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию; выявление несоответствия представленной лесной декларации проекту освоения лесов; выявление недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации.

Пунктом 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641, аналогично предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций являются: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.

Судами установлено и Министерством не опровергнуто, что по результатам исследования проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Осиан», утвержденного приказом комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 22.12.2021 № 20161-П, на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, представленные лесные декларации № АМ67/0128-2022, № АМ68/0128-2022, № АМ69/0128-2022, № АМ71/0128-2022 соответствуют проекту освоения лесов; объемы использования лесов применительно к конкретным выделам не превышены.

Вместе с тем наличие ОЗУ в выделах 9,14,18 квартала 212 и выделе 5 квартала 213 не нашло подтверждения материалами дела.

Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ ОЗУ лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Перечень видов ОЗУ леса приведен в части 2 статьи 119 ЛК РФ и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.

В силу императивных указаний частей 7, 8 статьи 119 ЛК РФ выделение и упразднение ОЗУ, установление и изменение границ земель, на которых располагаются ОЗУ, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса. Обязательным приложением к решению о выделении ОЗУ является графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).

Таким образом, основанием для включения в ГЛР сведений об ОЗУ являются соответствующие решения уполномоченного органа, принятые в соответствии с лесоустроительной инструкцией.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция, действовавшая до 28.02.2023 (далее – Лесоустроительная инструкция № 122). Пунктом 23 Лесоустроительной инструкции № 122 определены признаки, по которым осуществляется выделение ОЗУ.

Из положений пунктов 62, 107 Лесоустроительной инструкции № 122 следует, что ОЗУ выделяются в отдельные лесотаксационные выделы.

Статьей 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).

Учитывая положения пункта 39 статьи 81 ЛК РФ, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, судом первой инстанции верно отмечено, что полномочиями по выделению ОЗУ лесов и установлению их границ наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Министерство лесного хозяйства.

Приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348 утверждены Основные положения по выделению ОЗУ, действовавшие до 31.12.2020 (далее – Основные положения № 348).

В силу пункта 2.1 Основных положений № 348 в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации ОЗУ с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами управления лесным хозяйством республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласовываются с государственными органами охраны окружающей природной среды и утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Между тем такие решения в материалы дела не представлены; на картографические материалы ОЗУ, на которые ссылается уполномоченный орган, не нанесены и в натуре не отграничены.

Согласно договору аренды арендатору передан лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе для проведения сплошных рубок. Характеристика лесного участка и его насаждений, в том числе средние таксационные показатели, не содержат сведений о наличии лесотаксационных выделов, отнесенных к ОЗУ.

В Составе Лесохозяйственного регламента Уликанского лесничества не содержится информации о выделении лесных кварталов или лесотаксационных выделов в арендуемых обществом лесных участках и отраженных в таксационном описании, и отнесении их к ОЗУ лесов, указанных в части 2 статьи 119 ЛК РФ и в пункте 23 Лесоустроительной инструкции.

Лесохозяйственный регламент Уликанского лесничества, который разрабатывался с учетом сведений, содержащихся в ГЛР, не подтверждает выделение на спорных лесных участках ОЗУ лесов («насаждения К») и установление их границ в пределах Уликанского лесничества.

Кроме того, выделы 9,14.18 квартала 212, выделе 5 квартала 213 Уликанского участкового лесничества Уликанского лесничества, в котором общество декларировало рубку лесных насаждений, запроектированы в «Ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины» (таблица 6.4.1) проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу с положительным экспертным заключением, утвержденным приказом Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 22.12.2021 М-2061П.

Сведения о преобладающей породе (ель, пихта) отражены в проекте освоения лесов, прошедшем государственную экспертизу с положительным экспертным заключением.

С учётом установленного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что спорные лесные декларации были поданы в соответствии с проектом освоения лесов и основания для отказа в их принятии у Министерства отсутствовали.

Оспариваемые решения препятствуют заготовке обществом древесины в соответствии с лесными декларациями и сроками, предусмотренными действующим законодательством, а также договором аренды, и нарушают права ООО «Осиан» в сфере предпринимательской деятельности.

Как следствие, заявленные требования правомерно удовлетворены судами с возложением на уполномоченный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия лесных деклараций.

Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую дали суды, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2023 по делу № А73-6040/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи А.И. Михайлова

Т.Н. Никитина