НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 25.01.2024 № Ф03-6471/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

29 января 2024 года № Ф03-6471/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района: Красинская Ю.Г., представитель по доверенности от 29.12.2023 № 29;

от Приморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Подлубный А.Л., представитель по доверенности от 05.12.2023 № 43;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района

на решение от 08.09.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023

по делу № А73-10736/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района

к Приморскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

о признании недействительным предостережения

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1032700248690, ИНН 2720015420; адрес: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная, д. 6; далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (ИНН 2721165852, ОГРН 1092721001339, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 18А, далее - управление Россельхознадзора) о признании недействительным предостережения 11.05.2023 № 05-15/118-ВО.

Решением суда от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судом апелляционной инстанции произведена замена управления Россельхознадзора на Приморское межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725; адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33, далее – межрегиональное управление Россельхознадзора).

В кассационной жалобе комитет просит суд кассационной инстанции решение и постановление отменить, заявленное требование удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, судом принято штампованное решение, не учитывающее обстоятельства дела. Настаивает на том, что в судебных актах приведены реквизиты двух предостережений, а географические координаты земельного участка не совпадают с географическими координатами земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329205:669, указанными в оспариваемом предостережении. Приводит доводы о том, что акт контролируемому лицу Россельхознадзором в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), не направлен. Ссылаясь на выписку из реестра имущества Хабаровского муниципального района от 09.08.2023 № б/н, указывает, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329205:669 не находится в муниципальной собственности, следовательно, комитет не является в отношении него контролируемым лицом. Полагает, что мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязательных требований, обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Считает, что отсутствие задолженности по арендной плате подтверждает совершение наследником арендатор действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. Настаивает также на том, что вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в том числе в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, относятся к полномочиям отдела по вопросам безопасности и гражданской защиты администрации Хабаровского муниципального района, а не комитета. Указывает, что факт причинения вреда землям сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором не доказан, а предостережение не конкретизирует действия (бездействие), которые приводят или могли привести к нарушению обязательных требований, равно как и конкретных предложений о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.

Межрегиональное управление Россельхознадзора в отзыве просит отказать комитету в удовлетворении кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории Хабаровского муниципального района расположены неразграниченные земельные участки с кадастровыми номерами: 27:17:0329205:666, 27:17:0329205:670, 27:17:0329205:668, 27:17:0329205:662, 27:17:0329205:669, 27:17:0329205:661, 27:17:0329205:667, 27:17:0329205:663, 27:17:0329205:664, 27:17:0329205:665, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сенокошение.

В соответствии с договором аренды от 17.01.2021 № А41/21 заключенным комитетом с Жуком С.В., последнему переданы в аренду перечисленные земельные участки для сенокошения сроком с 17.02.2021 по 16.02.2024.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2022 № 541-пр «Об утверждении Перечня населенных пунктов Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год, Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, расположенных на территории Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2023 год, о начале пожароопасного сезона на территории Хабаровского края в 2023 году» на территории Хабаровского района с 30.03.2023 установлено начало пожароопасного сезона.

05.05.2023 в рамках государственного земельного надзора на основании задания от 02.05.2023 № 05-15/117-ВО управлением Россельхознадзора проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329205:669, о чем составлено заключение от 05.05.2023 № 05-15/117-ВО, из которого следует, что в географических координатах 1) 48.463768 135.401981, 2) 48.464246 135.402718, на всей площади земельного участка 9,9 га видны следы прохода сельскохозяйственной техники, сенокошения, а также следы выжигания остатков скошенной травянистой растительности (старики), противопожарная минерализованная полоса на земельном участке отсутствует.

По итогам обследования земельного участка управлением в адрес комитета 11.05.2023 вынесено предостережение № 05-15/118-ВО о недопустимости нарушения обязательных требований, комитету предложено на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:0329205:669 в срок до 01.09.2023 провести мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 3 настоящего предостережения, а именно: на основании абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Не согласившись с предостережением, комитет в порядке, установленном Законом № 248-ФЗ, обратился в управление Россельхознадзора с возражениями на предостережение (письмо от 29.05.2023 № 01-21/3408).

Рассмотрев возражения, управление Россельхознадзора письмом от 10.06.2023 № 05-20/3845 сообщило о том, что доводы, изложенные в возражении, не нашли своего подтверждения. Документы, подтверждающие осуществление деятельности, проведение мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса на земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329205:669, комитетом не представлены. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.05.2023 № 05-15/118-ВО выдано комитету в соответствии с законодательством по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия и аннулированию не подлежит.

Не согласившись с предостережением, полагая его незаконным и необоснованным, комитет обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно статье 71 ЗК РФ, пункту 26 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081» О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» при осуществлении органами государственного надзора (их территориальными органами), в том числе Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, государственного земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: объявление предостережений.

Пунктом 29 названного Постановления предусмотрено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органа государственного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются руководителем (заместителем руководителя) органа государственного надзора (его территориального органа) не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений.

Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.

Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329205:669 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сенокошение, площадь – 99 280 кв. м (+/-2757), находится в аренде у Жука С.В. (дата государственной регистрации договора аренды 30.03.2021, номер государственной регистрации: 27:17:0329205:669-27/020/2021-1, срок действия с 17.02.2021 по 16.02.2024).

По результатам выездного обследования при проведении осмотра спорного земельного участка установлено, что он расположен в Хабаровском районе, не граничит с лесом, населенными пунктами и нефтегазопроводом; на всей площади земельного участка 9,9 га видны следы прохода сельскохозяйственной техники, сенокошения, а также следы выжигания остатков скошенной травянистой растительности (старики), противопожарная минерализованная полоса на земельном участке отсутствует.

Объявляя и направляя предостережение комитету как контролируемому лицу, проверяющий орган исходил из следующего.

Положением о комитете, утвержденным решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 08.12.2015 № 43-189 установлено, что основными задачами комитета являются проведение на территории района единой политики по управлению и распоряжению в установленном порядке объектами муниципальной собственности, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществление в пределах компетенции района муниципального земельного контроля (пункты 2.1, 2.3).

Комитет является уполномоченным органом администрации района, осуществляющим на территории района полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено правовыми актами (пункт 1.1 Положения).

Комитет входит в структуру администрации района и подотчетен главе района и первому заместителю главы администрации района (пункт 1.6); является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения (пункт 1.4).

Согласно пунктам 3.1.6, 3.2.2, 3.2.3 Положения основной функцией комитета является, в том числе, осуществление на территории района контроля за сохранностью и использованием по назначению относящегося к муниципальной собственности имущества (за исключением муниципального жилого фонда), если иное не предусмотрено правовыми актами района, проводит, в связи с этим соответствующие проверки. В случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использованием принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, правовыми актами органов местного самоуправления района; разрабатывает и реализует местные программы использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель; осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения комитет обязан соблюдать требования федеральных, краевых и районных правовых актов по вопросам, отнесенных к компетенции комитета.

В рассматриваемой ситуации комитетом в нарушение требований пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 ЗК РФ допущено неправомерное бездействие, выразившееся в необеспечении обязательных мероприятий по охране земель и защите земель от другого негативного воздействия, в том числе мер сельскохозяйственного назначения, приведшее к снижению плодородия почвы (выгоранию органического вещества в верхнем слое почвы, которое является основным компонентом плодородия почвы, обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкостъ.

Выявленные признаки нарушения обязательных требований не соответствуют Перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18.06.2021 № 402, при этом отсутствует подтверждение достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также наличие оснований для проведения внеплановой проверки изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

При установленном судами сделан правомерный вывод о незаконности оспариваемого предостережения.

Допущенные в судебных актах опечатки, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, не свидетельствуют о том, что судами не устанавливались обстоятельства по настоящему спору, и не повлияли на итог рассмотрения спора.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судами первой и апелляционной инстанций, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных в статье 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.

Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.09.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу № А73-10736/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи А.И. Михайлова

Т.Н. Никитина