НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 24.12.2008 № Ф03-5979/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

30 декабря 2008 года № Ф03-5979/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:   А.Н.Барбатова

Судей:   З.А.Вяткиной, Т.И.Сачук

при участии

представители лиц, участвующих в деле, не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

муниципального образования городской округ «Поронайский»

на решение от   08.05.2008

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от   29.08.2008

по делу №  А59-5772/06-С6 (С 25) Арбитражного суда   Сахалинской области

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья – О.Н.Боярская, в суде апелляционной инстанции – судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, И.С.Чижикова

По иску   муниципального образования городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления администрации городского округа «Поронайский»

к   субъекту Российской Федерации «Сахалинская область» в лице Главного финансового управления администрации Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области

третье лицо:   открытое акционерное общество «Сахалинэнерго»

о   взыскании 3 389 000 руб.

Муниципальное образование городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления администрации городской округ «Поронайский» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к субъекту Российской Федерации «Сахалинская область» в лице Главного финансового управления Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании убытков в сумме 3389000 руб., возникших в связи с неисполнением обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество «Сахалинэнерго».

Решением суда от 24.05.2007 в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на недоказанность истцом размера убытков.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2007 №Ф03-А59/07-1/3395 решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.05.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого суда в связи с нарушением судом норм процессуального права (неполным исследованием судом обстоятельств дела).

Решением суда от 08.05.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008, в удовлетворении исковых требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

Истцом заявлена кассационная жалоба, мотивированная несоответствием принятых судебных актов обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу судебными актами.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон и третьего лица, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.

При проверке законности обжалуемых судебных актов с учетом доводов заявителя, Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа установлено, что они подлежат отмене, исходя из следующего.

Спор возник в связи предоставлением предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, расположенным на территории городского округа «Поронайский» в 2003 году гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании закона РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

Основанием обращения в суд с настоящим иском заявлено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.12.2004 (дело №А59-2221/03-10/1, которым отклонен ввиду недоказанности размера требования и фактов оказания льгот иск ОАО «Сахалинэнерго» к Финансовому управлению администрации МО «Поронайский» (ныне – городской округ «Поронайский») о взыскании (с учетом уточнения предмета иска) 77 291 руб. 25 коп. расходов за 2003 года.

Из указанного судебного акта следует, что за счет местного бюджета на возмещение расходов по субсидиям истцом выделено 3 389 000 руб.

К материалам дела приобщены три других решения арбитражного суда, по которым произведены взыскания с Российской Федерации в пользу предприятий ЖКХ Поронайского района за 2003 год.

Отменяя первоначально принятое по делу решение, суд кассационной инстанции установил, что суд неправильно квалифицировал предмет иска и не учел фактические обстоятельства дела, так как в судебном порядке с истца в пользу предприятий жилищно-коммунального хозяйства взысканы расходы, связанные с предоставлением гражданам льгот, объем которых подтвержден преюдициально и для оценки размера которых дело направлено на новое рассмотрение.

В нарушение требований пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ судом первой инстанции признаны не относящимися к предмету и основанию иска представленные истцом решения Арбитражного суда Сахалинской области от 17.10.2005 (дело №А59-662/05-С25) от 05.12.2005 (дело №А59-1839/2003-С10), от 07.04.2006 (дело №А59-1709/2004-С9), которыми установлено, что за счет средств муниципальной казны предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году возмещены целевые расходы на сумму 3 389 000 руб.

Суд апелляционной инстанции признал указанные судебные акты преюдициальными, однако с отказом в иске согласился, так как из их содержания следует, что в 2003 году муниципальное образование было обеспечено финансовыми средствами в объеме, достаточном для осуществления государственных полномочий на реализацию федерального законодательства о льготах для населения.

При этом суд апелляционной инстанции признал доказанным факт возмещения муниципальным образованием в 2003 году за счет средств местного бюджета предприятиям жилищно-коммунального хозяйства расходов, связанных с реализацией законов о льготах для населения по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг.

Оставление судебного акта первой инстанции в обжалуемом постановлении мотивировано Законом РФ от 24.12.1992 №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», статьей 75 Конституции РФ. статьей 85 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», которыми предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, включая местные бюджеты.

Поскольку из принятых в пользу предприятий жилищно-коммунального хозяйства судебных актов, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего иска, следует, что удовлетворение исков указанных лиц связано с ненадлежащим исполнением муниципальным образованием обязательств по перечислению денежных средств в счет возмещения расходов, в том числе средств вышестоящих бюджетов, суд апелляционной инстанции установил, что расходы истца на сумму 3 389 000 руб. не являются убытками.

Между тем из указанных судебных актов следует иное – в пользу предприятий жилищно-коммунального хозяйства с Российской Федерации взысканы расходы, возникшие у этих лиц в 2003 году и невозмещенные из средств местного бюджета, финансирование из средств которого составило 3 389 000 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, предоставленных им на эти цели из вышестоящих бюджетов денежных средств, поэтому возмещение истцом в 2003 году предприятиям жилищно-коммунального хозяйства расходов на реализацию федерального законодательства о льготах для населения не является основанием для освобождения Российской Федерации от компенсации соответствующих затрат местного образования.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 АПК РФ, а иск – удовлетворению, так как размер расходов истца на компенсацию жилищно-коммунальным предприятиям затрат, связанных с предоставлением льгот населению, подтвержден истцом в соответствии со статьей 69 АПК РФ судебными актами, имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу № А59-5772/06-С6 (С 25) Арбитражного суда Сахалинской области отменить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления администрации МО «Городской округ «Поронайский» расходы в сумме 3 389 000 руб. и госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.

Арбитражному суду Сахалинской области произвести поворот исполнения отмененных судебных актов в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ и выдать исполнительные листы.

Председательствующий А.Н.Барбатов

Судьи З.А.Вяткина

Т.И.Сачук