НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 23.12.2021 № Ф03-6789/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

28 декабря 2021 года № Ф03-6789/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Никитиной Т.Н., Черняк Л.М.

при участии:

от акционерного общества «Теплоэнергетическая компания»: представитель не явился;

от администрации городского округа Большой Камень: Коршунова А.Е., представитель по доверенности от 25.02.2019 № 01/1460;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Большой Камень

на решение от 16.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021

по делу № А51-14151/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Теплоэнергетическая компания» (ОГРН 1072503000778, ИНН 2503025767, адрес: 692802, Приморский край, г. Большой Камень, ул. им. В.А. Маслакова, д. 10)

к администрации городского округа Большой Камень (ОГРН 1022500579750, ИНН 2503005665, адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Карла Маркса, д. 4)

о признания незаконными действий (бездействия)

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Теплоэнергетическая компания» (далее – АО «Теплоком») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) администрации городского округа Большой Камень (далее – администрация) в отношении согласования сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной АО «Теплоком» к оплате населению г. Большой Камень, в целях предоставления данных сведений в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, оформленного письмом № 01/6228 от 19.06.2019.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать администрацию в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда осуществить действия по согласованию сведений о тепловой энергии за май 2019 года следующих коммунальных услуг: на коммунальную услугу по отоплению, на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытой системы теплоснабжения), на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (открытой системы теплоснабжения).

Решением суда от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на жалобу не представлен.

Дело рассмотрено судом кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при содействии Арбитражного суда Приморского края.

В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить судебные акты. АО «Теплоком» в судебное заседание своего представителя не направило.

Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалованных судебных актов, заслушав представителя заявителя жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

При рассмотрении дела судами установлено, что основным видом деятельности АО «Теплоком» является производство, передача и распределение пара и горячей воды.

Постановлением и.о. главы администрации городского округа закрытого административного территориального образования Большой Камень от 24.12.2014 № 1565 была утверждена схема теплоснабжения городского округа ЗАТО Большой Камень на период с 2014 по 2028 год, АО «Теплоком» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В целях осуществления указанной деятельности на территории закрытого административного территориального образования между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор от 31.08.2009 № 355 аренды муниципального имущества – объекты коммунальной инфраструктуры (теплоэнергетический имущественный комплекс) сроком с 01.09.2009 по 01.09.2019.

Начало отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень на период 2018-2019 установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 10.10.2018 № 1212. Окончание отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень в 2019 году установлено постановлением главы администрации городского округа Большой Камень от 06.05.2019 № 543.

20.03.2019 администрацией принято постановление № 326 «Об отказе от договора № 355 от 31.08.2009 аренды муниципального имущества – объекты коммунальной инфраструктуры (теплоэнергетический имущественный комплекс)», в соответствии с которым решено отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора аренды с 28.04.2019 полностью в связи с нарушениями пунктов 2.2.2, 2.2.13, 2.2.14, 2.2.15 договора, что привело к неоднократным отключениям потребителей от отопления в течение отопительного сезона 2018-2019 годов, допущением систематического несоответствия температуры теплоносителя в подающих трубопроводах температурному графику качественного регулирования температур, утвержденному схемой теплоснабжения городского округа Большой Камень, приведшего к ухудшению качества предоставления услуг отопления у потребителей. В адрес общества направлены уведомление об одностороннем отказе от договора и акты приема-передачи муниципального имущества.

30.04.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о погашении ограничения (обременения) права аренды на объект недвижимости – теплоэнергетический имущественный комплекс, а 06.05.2019 администрацией вынесено постановление № 544 об утрате обществом статуса единой теплоснабжающей организации.

Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами и односторонними сделками, общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными (дело № А51-9798/2019), о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения договора аренды муниципального имущества (дело № А51-8413/2019), о признании недействительным постановления администрации от 06.05.2019 № 544 (дело № А51-12081/2019), о признании недействительной сделки по погашению записи аренды муниципального имущества (дело № А51-4135/2020).

Решениями арбитражных судов по всем указанным делам в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Ранее, до принятия указанных судебных актов, 03.06.2019 АО «Теплоком», ссылаясь на наличие у него права на получение субсидий из средств краевого бюджета в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию, обратилось в администрацию с заявлением № 845/10 о согласовании в срок до 06.06.2019 сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению в г. Большой Камень за май 2019 года, в том числе по отоплению и по горячему водоснабжению (закрытой и открытой системы теплоснабжения). Общество сообщило, что данные сведения необходимы для представления их в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее – департамент).

Одновременно сопроводительным письмом от 04.06.2019 № 850/10 в адрес департамента обществом было направлено заявление о предоставлении субсидии, гарантийное письмо, сведения за май 2019 года по отоплению и ГВС, пояснительная записка, сведения об отпуске тепловой энергии.

По результатам рассмотрения обращения администрация письмом от 19.06.2019 № 01/6228 уведомила общество о невозможности согласования представленных документов для получения субсидии, поскольку оно не владеет на каком-либо законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями, не является теплоснабжающей организацией.

Полагая, что отказ в согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате в мае 2019 года, свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении действиями администрации требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов АО «Теплоком».

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

На территории Приморского края компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций производится в соответствии с Законом Приморского края от 19.06.2015 № 640-КЗ «О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) и максимальном уровне розничных цен на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок для бытовых нужд населения, на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» (далее – Закон № 640-КЗ), которым определены категории лиц, имеющих право на льготу по оплате тепловой энергии (мощности), основания для предоставления указанных льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В силу части 1 статьи 5 данного закона компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), осуществляется путем предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета в порядке, определяемом администрацией Приморского края. Субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области жилищно-коммунального хозяйства и топливообеспечения на территории Приморского края в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций (часть 2 статьи 5 Закона № 640-КЗ).

Постановлением администрации Приморского края от 04.08.2015 № 268-па утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) (далее – Порядок № 268-па).

Пунктом 2 данного Порядка определено, что субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность).

В пункте 6 Порядка приведен перечень документов, которые теплоснабжающие организации предоставляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края для получения субсидии в текущем финансовом году – единовременно (подпункт «а») либо для перечисления субсидии – ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем (подпункт «б»), в частности:

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по отоплению, предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытая система горячего водоснабжения), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) и (или) закрытая система горячего водоснабжения в части компонента на тепловую энергию), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу.

На основании подпункта 8.2 Порядка № 268-па при предоставлении документов теплоснабжающей организацией министерство в течение трех рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в подпункте «б» пункта 6 настоящего Порядка принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии теплоснабжающим организациям; согласовывает проект решения о предоставлении субсидий с курирующим (первым) вице-губернатором Приморского края.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии являются:

непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в подпункте «б» пункта 6 настоящего Порядка;

представление теплоснабжающей организацией недостоверной информации, указанной в подпункте «б» пункта 6 настоящего Порядка;

несоответствие представленных теплоснабжающей организацией документов требованиям, определенным в подпункте «б» пункта 6.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии министерство уведомляет теплоснабжающую организацию о принятом решении (с указанием причин отказа) в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Как установлено судами из материалов дела 18.01.2019 между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (правопредшественник Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края) и АО «Теплоком» в соответствии с Порядком № 268-па было заключено соглашение № 1 о предоставлении из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), по условиям которого департамент принял на себя обязательство обеспечить предоставление обществу субсидий в 2019 году в сумме 88 619 346 руб. 39 коп.

Согласно пункту 5.3.4 соглашения общество обязалось ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять департаменту документы, предусмотренные подпунктом «б» пункта 6 Порядка № 268-па.

Во исполнение указанного пункта Порядка № 268-па и заключенного соглашения от 18.01.2019 № 1, АО «Теплоком» обратилось в администрацию с заявлением от 03.06.2019 № 845/10 о согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению за май 2019 года, в срок до 06.06.2019.

При этом, по смыслу Порядка № 268-па выдача такого согласования является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого теплоснабжающая организация оказывает услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о незаконности бездействия администрации в отношении испрашиваемого согласования.

Доводы возражений администрации сводятся к тому, что положения Порядка № 268-па не содержат норм, обязывающих орган местного самоуправления предоставлять согласование сведений лицу, не являющемуся теплоснабжающей организацией. Поскольку АО «Теплоком» утратило с 01.05.2019 года указанный статус, незаконно удерживало имущественный комплекс, злоупотребило своими правами, оно, по мнению администрации, не вправе получать компенсацию за май 2019 года.

Указанные доводы рассмотрены судами и правомерно отклонены со ссылкой на пункт 18 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808), согласно которым организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 – 11 настоящих Правил.

Как видно из материалов дела АО «Теплоком» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации постановлением от 06.05.2019 № 544. При этом статус единой теплоснабжающей организации было присвоен МУП «Горхоз» постановлением администрации только 06.06.2019, что следует из письма Администрации Приморского края на запрос департамента от 19.07.2019 № 19-3099/3.

Соответственно, как верно указано судами, до 06.06.2019 АО «Теплоком» исполняло функции единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Большой Камень, в связи с чем имело правовые основания для обращения в администрацию с просьбой согласовать сведения о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению за май 2019 года, в том числе по отоплению и по горячему водоснабжению (закрытой и открытой системы теплоснабжения).

Такое право заявителя также следовало из заключенного между департаментом и обществом соглашения от 18.01.2019 № 1 о предоставлении из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) и из установленного порядка платы за коммунальные ресурсы на территории городского округа Большой Камень.

Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением администрации закрытого административного территориального образования Большой Камень от 08.04.2010 № 579 «О переходе на равномерный в течение календарного года порядок взимания платы за услугу отопления» установлено, что с 01.01.2010 расчет размера месячной оплаты услуг отопления жилищного фонда на территории городского округа ЗАТО Большой Камень производится исходя из 1/12 доли годового норматива, равного 0,19955 Гкал/куб.м, что составляет 0,0166292 Гкал/куб.м в месяц.

При этом, постановлением администрации от 06.05.2019 № 543 датой окончания отопительного сезона на территории городского округа Большой Камень в 2019 году было определено 06.05.2019.

Следовательно, поставка тепловой энергии в отопительный период 2018-2019 годов должна была быть произведена обществом в объеме годового норматива потребления на каждый квадратный метр общей площади помещений, а оплата оказанных услуг по отоплению должна была поступать от населения равными платежами 12 месяцев.

Таким образом, на момент обращения АО «Теплоком» за согласованием сведений в целях дальнейшего получения субсидии коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению были оказаны населению в полном объеме, в связи с чем у администрации не имелось правовых оснований уклоняться от согласования представленных обществом сведений о тепловой энергии, фактически предъявленных к оплате населению за май 2019 года в размере 1/12 доли годового норматива.

В этой связи судами верно указано на то, что принятие администрацией постановления о признании общества утратившим статус единой теплоснабжающей организации не могло отменить уже состоявшийся факт оказания населению услуг отопления и горячего водоснабжения в отопительном сезоне 2018-2019 годов и, как следствие, отменить обязанность населения по внесению платы за коммунальные услуги с применением льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), что является достаточным основанием для предоставления обществу субсидии на компенсацию выпадающих доходов.

Доводы кассационной инстанции о злоупотреблении обществом своими правам в связи с удержанием муниципального имущества после одностороннего отказа администрации от договора аренды и погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи об ограничении (обременении) данного имущества правом аренды не относятся к предмету настоящего спора и не опровергают сделанных судами выводов.

Что касается довода кассационной жалобы об избрании заявителем неправильного способа защиты нарушенного права со ссылкой на то, что оспариваемое бездействие не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку они фактически были восстановлены в рамках дела № А51-1487/2020 по иску АО «Теплоком» к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Приморского края о взыскании убытков в сумме 34 572 767 руб. 15 коп., они также обоснованно отклонены судами, поскольку в течение периода неправомерного бездействия администрации общество было ограничено в праве на получение в установленный срок соответствующей субсидии. При этом удовлетворение арбитражным судом исковых требований АО «Теплоком» в рамках дела № А51-1487/2020 факт неправомерного бездействия администрации не отменяет.

Напротив, удовлетворяя заявленные требования о взыскании убытков в размере неполученной субсидии, арбитражный суд констатировал, что отказ в предоставлении субсидии явился следствием отказа администрации в согласовании сведений о тепловой энергии, фактически предъявленной к оплате населению в г. Большой Камень.

В этой связи суд первой инстанции, с соблюдением процессуальных правил главы 24 АПК РФ, признал бездействие администрации незаконным, что само по себе является достаточным способом восстановления нарушенного права.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательством и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А51-14151/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи Т.Н. Никитина

Л.М. Черняк