АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
24 ноября 2023 года № Ф03-3022/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Михайловой А.И.,Никитиной Т.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ПримметаллСнаб»: Шайтанова А.Е., представитель по доверенности от 10.12.2022б/н; Видова В.В. представитель по доверенности от 23.12.2021 б/н;
от Владивостокской таможни: Бодрова М.А., представитель по доверенности от 17.11.2022 № 183;
от Уссурийской таможни: представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПримметаллСнаб»
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023
по делу № А51-9415/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПримметаллСнаб» (ОГРН 1142511003326, ИНН 2511089740; адрес: 692524, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Лимичевская, зд. 20А)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767; адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21А); Уссурийской таможне (ОГРН 1022500869533, ИНН 2511008765; адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 103)
о признании незаконными решения и уведомлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Примметаллснаб» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства:
- к Владивостокской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 08.04.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары;
- к Уссурийской таможне о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 14.04.2022 № 10716000/У2022/0000131, № 10716000/У2022/0000132, № 10716000/У2022/0000130, № 10716000/У2022/0000133;
и уведомлений о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 18.05.2022 № 10716000/2022/УАИ/0000317;
и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени в общей сумме 13 058 376,16 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2023 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 30.05.2023 Пятый арбитражный апелляционный суд, решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении требований обществу отказал.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Общество в жалобе и его представители в онлайн судебном заседании настаивали на незаконности постановления апелляционной инстанции в связи с нарушением норм процессуального права: из-за приобщения к материалам дела доказательств, не представленных в суд первой инстанции; несоответствия выводов фактическим обстоятельствам, поскольку общество изначально представило все требуемые документы для подтверждения страны происхождения товара и получения преференций при его ввозе (коммерческие, товаросопроводительные), включая оригиналы сертификатов формы «EAV», подтверждающих заявленное происхождение товаров (Социалистическая Республика Вьетнам) и соответствующим образом оформленных. При этом по запросу таможни были представлены сертификаты для двух деклараций, подтверждающие страну происхождения товаров для непреференциальных целей. Ссылки суда на письма ФТС России и ЕЭК полагают неприменимыми и неверно истолкованными, а сделанные на их основе выводы о необходимости представления двух сертификатов – несостоятельными.
Таможня в отзыве и её представитель в онлайн судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебный акт оставить без изменения.
Уссурийская таможня в отзыве заявленные требования отклонила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Судами из материалов дела установлено, что обществом во исполнение внешнеторгового контракта с «NAV KIM STEEL JOINT STOCK COMPANY» от 25.07.2016№ PMS-NKS-2016 на территорию Российской Федерации ввезены и задекларированы:
- по ДТ № 10702070/050719/0126185 (далее – ДТ №6185) товар № 2 «прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный, с алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы, рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 28 рулонов (115, 62 мт ), производитель: NAM KIM STEEL, товарный знак: не обозначен;
- по ДТ № 10702070/120719/0131858 (далее – ДТ № 1858) товар № 1 «прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный, с алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 64 рулона (260, 42 мт), производитель: NAM KIM STEEL, товарный знак: не обозначен;
- по ДТ № 10702070/241019/0220642 (далее – ДТ № 642)товар №1 «прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный, с алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 26 рулонов (101, 030 мт), производитель: NAM КЕМ STEEL - VIETNAM, товарный знак: не обозначен;
- по ДТ № 10702070/270919/0199307 (далее – ДТ № 307) ввезен и задекларирован товар №1 «прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный, с алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 86 рулонов (340,870 мт), производитель: NAM KIM STEEL - VIETNAM, товарный знак: не обозначен.
Все товары классифицированы кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 7210 70 800 0 «Черные металлы: железо и нелегированная сталь: прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, плакированный, с гальваническим или другим покрытием: с гальваническим или другим покрытием алюминием: окрашенный, лакированный или покрытый пластмассой: прочий».
В графе 16 деклараций заявлена страна происхождения - Социалистическая Республика Вьетнам, в графе 36 - заявлены тарифные преференции в соответствии с «Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны» Вместе с <Перечнями тарифных обязательств, особых критериев происхождения, оффшорных стран или территорий>, «Триггерными уровнями для товаров, подпадающих под действие триггерных защитных мер», «Сертификатом о происхождении товара»), заключено в г. Бурабай 29.05.2015 (далее – Соглашение с республикой).
В подтверждение права на преференцию представлены сертификаты формы «ЕАV»:
- №VN-RU 19/06/01869 от 26.06.2019 по ДТ №1858;
- № VN-RU 19/06/02516 от 16.09.2019 по ДТ №307;
- №VN-RU 19/06/01850 от 21.06.2019 по ДТ №6185;
- №VN-RU 19/06/02759 от 08.10.2019 по ДТ №642.
В ответ на запрос таможни о предоставлении документов и сведений после выпуска товаров от 08.10.2019 по ДТ №6185, ДТ №1858 обществом в качестве сертификатов для подтверждения права на неприменение антидемпинговых пошлин в отношении ввезенного товара были представлены сертификаты от 11.11.2019 № 1913075303 и № 1913075305, соответственно.
Согласно отметкам в декларациях на товары товар выпущен в свободное обращение: по ДТ №6185 - 06.07.2019; по ДТ №1858 - 13.07.2019; по ДТ №307 - 28.09.2019; по ДТ № 642 - 14.11.2019.
В 2022 году таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров по результатам которой составлен акт проверки от 29.03.2022 №10702000/213/290322/А0164, согласно которому на этапе декларирования в отношении товаров, задекларированных по названым декларациям право общества на получение преференций и освобождение от антидемпинговых пошлин не доказано, поскольку страна происхождения товара надлежащим образом не подтверждена:
- оригиналы сертификатов для преференций не представлены, кроме сертификата для ДТ №642; который также не может быть принят для не применения антидемпинговых пошлин, так как в графе для служебных отметок сертификата о происхождении товара «отсутствует обязательная отметка - «для непреференциальных целей» - «for non- preferential purposes» или «a des fins non preferentielles», что не соответствует пункту 8 радела II. «Критерии определения происхождения товаров» и пункту 21 раздела IV. «Подтверждение происхождения товаров»Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 №49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» (далее – Решение Совета ЕЭК №49, Требования, Непреференциальные правила).
В этой связи таможенный орган 08.04.2022 принял решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в вышеперечисленных декларациях на товары, доначислил таможенные платежи в общей сумме 13 058 376, 16 руб.
Во исполнение решения Владивостокской таможни 14.04.2022 Уссурийской таможней в адрес декларанта направлены 4 уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также уведомление о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 18.05.2022 №10716000/2022/УАИ/0000317.
Не согласившись с решением, уведомлениями таможенных органов и полагая их незаконными и нарушающими его права при осуществлении экономической деятельности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который счел доводы общества обоснованными, признав, что сертификаты формы «ЕАV» представлены в подлиннике и содержат все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 5 Требований, что является достаточным подтверждением прав как для преференции, так и для антидемпинговых пошлин, и заявление удовлетворил.
Апелляционная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась, решение суда отменила, в удовлетворении заявления отказала.
Суд округа поддерживает апелляционную инстанцию, принимая во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.
В силу пунктов 14 и 15 данной статьи таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, путем подачи декларации на товары совместно с декларацией таможенной стоимости, которая согласно статье 105 Кодекса является неотъемлемой частью декларации на товары.
Пунктом 4 статьи 105 Кодекса определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В силу подпунктов 1, 4, 5, 12 пункта 1 статьи 106 Кодекса указанию в декларации на товары подлежат сведения, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре; о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; иные сведения, определяемые Комиссией.
Согласно подпунктам 3, 4, 5, 7, 8 пункта 1 статьи 108 Кодекса к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка; документы о происхождении товаров; документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
В силу пункта 3 данной статьи документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 340 ТК ЕАЭС запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.
Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.
Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, участниками дела не оспаривается, что ввезенный обществом товар при его ввозе на территорию Таможенного союза подлежал рассмотрению на предмет возможности заявления декларантом при исчислении таможенных сборов, налогов и пошлин как преференции, так и применения мер внутренней защиты товарного рынка – антидемпинговых пошлин.
И именно декларант, подав декларации, должен был в соответствующих графах показать и надлежащими документами подтвердить, заявленные им сведения, влияющие на размер ввозных таможенных пошлин и платежей.
При этом для получения права на получение каждой из возможностей требовалось надлежащее подтверждение декларантом заявленных им сведений о стране происхождения товара.
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Статьей 37 Договора о Союзе определены Правила определения происхождения товаров. Пунктом 1 данной статьи закреплено, что на таможенной территории Союза применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 2 данной статьи для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией.
В развитие пункта 2 Договора о союзе Решением Совета ЕЭК №49 утверждены Непреференциальные правила, при соблюдении которых декларант может быть освобожден от уплаты антидемпинговых пошлин.
Согласно пункту 4 статьи 37 Соглашения о союзе для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В развитие пункта 4 статьи 37 Договора о Союзе в 2015 году заключено Соглашение с республикой Вьетнам, соблюдение правил которого может предоставить декларанту право на получение преференции в отношении ввозимого им товара.
Статьей 4.1 Соглашения с республикой закреплено, что Правила определения происхождения, предусмотренные настоящей главой, применяются исключительно для целей предоставления преференциального тарифного режима в соответствии с настоящим Соглашением.
Статьей 4.3 Соглашения с республикой установлены критерии происхождения товаров, согласно которым для целей настоящей главы товары считаются происходящими из данной Стороны, если они: a) полностью получены или произведены в такой Стороне в соответствии со статьей 4.4 настоящего Соглашения; или b) полностью произведены в одной или обеих Сторонах исключительно из материалов из одной или обеих Сторон; или c) произведены на территории Стороны с использованием непроисходящих материалов и удовлетворяют требованиям особых критериев происхождения, приведенным в Приложении 3 к настоящему Соглашению.
Согласно определениям, данным в статье 4.2 Правил «непроисходящие товары» или «непроисходящие материалы» - это товары или материалы, которые не отвечают критериям происхождения, изложенным в настоящей главе; «происходящие товары» или «происходящие материалы» - товары или материалы, которые отвечают критериям происхождения, изложенным в настоящей главе.
По общему правилу статьи 4.9 Соглашения с республикой преференциальный тарифный режим в соответствии с настоящей главой предоставляется в отношении происходящих товаров при условии их прямой поставки с территории экспортирующей Стороны на территорию импортирующей Стороны.
В Разделе II Соглашения с республикой содержатся нормы о требованиях к документальному подтверждению происхождения ввозимых товаров.
В частности, в силу пунктов 1, 2, 3, 4 статьи 4.16 Соглашения с республикой для целей получения преференциального тарифного режима декларант обязан представить таможенному органу импортирующей Стороны сертификат о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящего раздела.
Сертификат о происхождении товара, представляемый таможенным органам импортирующей Стороны, должен быть оригинальным, действительным, а также соответствовать формату, установленному Приложением 5 к настоящему Соглашению, и должен быть надлежащим образом заполнен согласно требованиям, установленным Приложением 5 к настоящему Соглашению.
Уполномоченный орган экспортирующей Стороны должен обеспечить, чтобы сертификаты о происхождении товара были надлежащим образом заполнены согласно требованиям, установленным Приложением 5 к настоящему Соглашению.
Сертификат о происхождении товара должен быть действителен в течение 12 месяцев с момента выдачи и должен быть представлен таможенным органам импортирующей Стороны в течение этого периода, но не позднее момента подачи импортной таможенной декларации, за исключением случаев, определенных пунктом 2 статьи 4.20 настоящего Соглашения.
В статье 4.17 Соглашения с республикой указаны обстоятельства, при которых представление сертификата о происхождении товара не требуется.
В соответствии с положениями статьи 4.23 Соглашения с республикой преференциальный тарифный режим в рамках настоящего Соглашения должен применяться в отношении происходящих товаров, которые удовлетворяют требованиям настоящей главы.
Таможенные органы импортирующей Стороны предоставляют преференциальный тарифный режим товарам, происходящим из экспортирующей Стороны, при выполнении следующих условий: a) импортируемый товар отвечает критериям происхождения, указанным в статье 4.3 настоящего Соглашения; b) декларант демонстрирует соблюдение требований настоящей главы; c) таможенным органам импортирующей Стороны представлен действительный и заполненный в соответствии с требованиями раздела II «Документальное подтверждение происхождения» настоящей главы оригинал сертификата о происхождении товара.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4.24 Соглашения с республикой в случае, если товары не соответствуют требованиям настоящей главы или если импортер или экспортер товаров не обеспечивают соблюдение положений настоящей главы, таможенный орган импортирующей Стороны может отказать в предоставлении преференциального тарифного режима и взыскать неуплаченные таможенные пошлины в соответствии с национальным законодательством и нормативными актами.
Таможенные органы импортирующей Стороны вправе отказать в предоставлении преференциального тарифного режима, если: a) товары не отвечают требованиям настоящей главы, что не позволяет рассматривать их как товар, происходящий из экспортирующей Стороны, и/или b) не выполняются другие требования настоящей главы, в том числе: i.) требования статьи 4.9 настоящего Соглашения; ii). требования статьи 4.10 настоящего Соглашения; iii.) представленный Сертификат о происхождении товара не заполнен в соответствии с требованиями по оформлению Сертификата о происхождении товара, установленными в Приложении 5 к настоящему Соглашению.
Приложение №5 содержит Инструкцию по заполнению Сертификата о происхождении товара (Форма EAV), согласно которой сертификат о происхождении товара (Форма EAV) и приложения к нему оформляются на цветном бланке формата A4 (ISO) на английском языке в соответствии с образцом, представленным в настоящем Приложении.
Сертификат о происхождении товара должен содержать обязательные графы. В графе 5 указываются, в том числе следующие отметки: «ISSUED RETROACTIVELY» - в исключительных случаях, если сертификат о происхождении товара не был выдан до или во время вывоза товара.
В графа 8 указывается подробное описание товаров, включая 6-значный код ГС импортирующей Стороны и, если это применимо, модель и торговая марка, позволяющие идентифицировать товар.
В графа 9 указываются критерии происхождения для каждого товара в соответствии с обозначениями в таблице, приведенной ниже, в частности общепринятое сокращение:
Товары полностью получены или произведены на территории одной из Сторон, как это предусмотрено статьей 4.4 настоящего Соглашения
WO
Товары произведены в полном объеме на территории одной или обеих Сторон исключительно из материалов, происходящих из одной или обеих Сторон
PE
Товары произведены на территории одной из Сторон с использованием непроисходящих материалов и удовлетворяют требованиям, установленным в Приложении 3 настоящего Соглашения
PSR
В графа 13 указывается наименование страны происхождения товара (государство - член Евразийского экономического союза или Вьетнам), место и дата такого заявления, подпись и оттиск штампа заявителя.
В приложении 3 определен Перечень особых критериев происхождения, и согласно пункту 1 Общих примечаний для целей настоящего Приложения первый столбец перечня содержит группы, товарные позиции или субпозиции, второй столбец содержит описание продуктов/продукции. Товары в настоящем перечне определяются исключительно кодом товара по Гармонизированной системе (ГС). Названия товаров приведены только для удобства пользования.
В свою очередь, Непреференциальные правила, установленные решением Совета ЕЭК №49, для подтверждения права на освобождение от антидемпинговых пошлин определяют «происхождение товара» как - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами.
В пункте 3 Раздела II Непреференциальных правил изложены критерии определения происхождения товаров для указанных целей, и согласно которым товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 20 раздела IV Непреференциальных правил (в редакции до внесения изменений решением Совета ЕЭК от 05.04.2022 №47) происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара: декларация о происхождении товара; сертификат о происхождении товара.
Согласно пункту 21 Непреференциальных правил (в редакции до внесения изменений решением Совета ЕЭК от 05.04.2022 №47) сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению.
Пунктом 22 этих Правил определено, что случаи и порядок подтверждения происхождения ввозимых товаров, а также порядок проведения таможенного контроля происхождения товаров определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза с учетом положений пунктов 23 - 34 настоящих Правил.
Согласно пункту 23 Непреференциальных правил (в редакции до решения Совета ЕЭК от 10.07.2020 № 57) происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных пунктами 24 и 25 настоящих Правил
Из пункта 25 Непреференциальных правил (в редакции до решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 № 57) следует, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о союзе, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
В соответствии с пунктом 28 названных Правил (в редакции спорного периода) в случае непредставления документов о происхождении товара, в том числе сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом государства-члена в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящих Правил, происхождение товара считается неподтвержденным.
В силу пункта 34 Непреференциальных правил в редакции спорного периода сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в том числе в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Согласно пункту 5 указанных требований, предусмотренных приложением к правилам, сертификат должен содержать, в том числе следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
В силу пункта 6 указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
Пунктом 8 требований предусмотрено, что в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей», «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles».
Согласно пункту 9 наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Таким образом, на основании последовательного и в совокупного анализа приведенных положений ТК ЕАЭС, Договора о союзе, Соглашения с республикой, Решения Совета ЕЭК № 49 следует вывод о том, что, претендуя на получение преференции и освобождение от антидемпинговой пошлины, декларант обязан представить таможенному органу сертификат происхождения страны ввозимого товара, отвечающего требованиям как Преференциальных правил, так и Непреференциальных правил.
При этом в силу пункта 8 требований Непреференциальных правил, в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку «для непреференциальных целей» - «for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles».
При изложенном, вывод апелляционной коллегии, что в рассматриваемом случае в отношении каждой спорной декларации декларант был обязан предоставить два сертификата в целях соблюдения требований обоих правил, верны.
Как установлено апелляционным судом, усматривается из материалов дела, обществом при декларировании было предоставлено 4 сертификата (по одному на декларацию) в целях получения преференции на ввозимый товар.
Представленные для указанной цели сертификаты не могли быть приняты в качестве подтверждающих право на преференцию, поскольку должны были отвечать императивным требованиям правил, установленных Соглашением с республикой, согласно которым преференция с республикой Вьетнам предоставляется в отношении «происходящих товаров», происхождение которых подтверждено Сертификатом о происхождении товара, представляемого таможенным органам импортирующей Стороны, который должен быть оригинальным, действительным, а также соответствовать формату, установленному Приложением 5 к настоящему Соглашению, и графы которого должен быть надлежащим образом заполнены согласно требованиям, установленным Приложением 5.
Между тем, данные обществом сертификаты для получения права на преференцию по обоснованным выводам апелляционного суда не могли быть приняты как надлежащие, потому как не отвечали Правилам Соглашения с республикой, а именно: не были представлены в подлиннике запросу таможни, сделанному в соответствии с предоставленными Кодексом полномочиями; содержали абривиатуру PSR, согласно которой ввозимые товары произведены на территории одной из сторон с использованием непроисходящих материалов, и, следовательно, должны быть отражены в Приложении №3, устанавливающем Перечень особых критериев происхождения, и, соответственно, требовали дополнительного подтверждения в соответствии со статьями раздела I и II Соглашения с республикой.
Представленный в подлиннике сертификат формы «EAV» в отношении ДТ № 642 по заполнению граф был аналогичен иным сертификатам, поэтому также не мог быть принят как однозначно и несомненно подтверждающий право общества на преференцию.
При этом эти же сертификаты, в том числе подлинник сертификата по ДТ № 642, по обоснованным выводам суда, также не могли быть применены для защиты от антидемпинговых пошлин поскольку, графа 5 преференциального сертификата не содержала обязательную служебную отметку согласно пункту 8 Непрефернциальных правил - «для непреференциальных целей» («for non-preferential purposes» или «a des fins non preferentielles»).
Вместе с этим, представленные по запросу таможни в качестве непреференциальных к ДТ № 1858 и ДТ №6185 копии сертификатов так называемой общей формы также не могли быть признаны надлежащими по обозначенным причинам (отсутствие необходимых обязательных требований к заполнению граф), и в силу буквального толкования их содержания о том, что они не являются сертификатами происхождения товара - «Тhis Certificate is not Certificate of origin» и не могут выступать в качестве непреференциальных (см. графу 9).
По иным двум декларациям сертификаты, в том числе и копии, для освобождения от мер внутренней защиты, представлены не были.
Таким образом, в силу пункта 4 статьи 31 Кодекса и поскольку по верным выводам судов вероятность «двойного происхождения товаров» не была однозначно опровергнута декларантом ни по одной из деклараций, таможенные органы правомерно сочли возможным принять оспариваемое решение и направить в адрес общества уведомления об уплате доначисленных платежей.
При установленных обстоятельствах, вопреки утверждению общества, ссылки апелляционного суда на разъяснительные письма таможенных органов, учитывая обоснованные ссылки на положения Кодекса и иные правовые нормы, на правильные по существу выводы апелляционной инстанции не влияют, основанием для отмены законного судебного акта являться не могут.
На основании изложенного, в удовлетворении требований обществу отказано правомерно.
Такими образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебный акт - отмене, не подлежат.
Излишне уплаченная обществом по платежному поручению от 09.06.2023 №830 государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 102, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу № А51-9415/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ПримметаллСнаб» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, как излишне уплаченной по платёжному поручению от 09.06.2023 № 830.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина