НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 23.03.2022 № Ф03-7526/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

28 марта 2022 года № Ф03-7526/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «ЛАН»: представитель не явился;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 22.12.2021 № 02-23/11516;

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 30.12.2021 № 05-12/17065;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «ЛАН» ФИО2

на решение от 06.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021

по делу № А73-12550/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Молодежная, д. 14, помещ. 1, рп. Ванино, Ванинский р-н, Хабаровский край, 682860)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: пл. Победы, д. 7, г. Советская Гавань, Хабаровский край, 682800)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

о признании незаконными действий

установил: общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» в лице конкурсного управляющего ФИО2 обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, выразившихся в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1).

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю принять налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1); начать камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1); принять реестр таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 0).

Определением суда от 06.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по Хабаровскому краю, при этом из состава ответчиков исключено.

Решением от 06.10.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе общество в лице конкурсного управляющего просит Арбитражный суд Дальневосточного округа отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, как принятые с неправильным применении норм материального и процессуального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов о невозможности принятия уточненной налоговой декларации в связи с незавершением обработки первичной налоговой декларации при наличии в ней ошибок не соответствуют положениям Административного регламента, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@, не предусматривающих такого основания отказа в приеме декларации. Настаивает, что материалами дела подтверждено принятие налоговым органом первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года в соответствии с действующим в тот период административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 02.07.2012 № 99н. Полагает свои права налогоплательщика нарушенными, поскольку лишено права уточнить свои налоговые обязательства по НДС за соответствующий период, а также заявить соответствующие вычеты по налогу.

Возражая против доводов общества Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю, в представленных отзывах просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Считают, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

От конкурсного управляющего общества ФИО3 поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы для предоставления мотивированной позиции по жалобе в связи с отсутствием документов должника, не переданных ранее назначенным конкурсным управляющим общества.

Учитывая возражения налогового органа против удовлетворения ходатайства, суд округа отказал в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что 26.07.2018 в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи от ООО «Лан» поступила первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года. В порядке пункта 211 административного регламента № 99н в автоматическом режиме сформирована квитанция о приеме (поступлении) декларации в электронном виде.

Налоговым органом установлена ошибка в обязательных реквизитах декларации - неверно указан код ОКТМО и сформировано уведомление обществу о необходимости уточнения налоговой декларации, которое получено обществом по ТКС 18.10.2018.

30.06.2021 ООО «ЛАН» в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) направлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2 квартал 2018 года (корректировка 1).

После регистрации налоговой декларации в программном комплексе налогового органа, сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета). Основанием отказа в приеме налоговой декларации, явилось нарушение установленного порядка представления сведений (код ошибки 0100000000) и недопустимое (запрещенное) значение элемента (атрибута), номера корректировки в представленном файле, а именно в налоговом органе нет сведений о первичной декларации (код ошибки 0400400008).

Не согласившись с отказом в приеме уточненной налоговой декларации, общество обратилось в УФНС России по Хабаровскому краю с жалобой на действия налогового органа.

По результатам рассмотрения жалобы решением УФНС России по Хабаровскому краю от 20.07.2021 № 13-09/14218@, жалоба ООО «ЛАН» на действия налогового органа, выразившиеся в отказе в приеме уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года, оставлена без удовлетворения.

Кроме того 30.06.2021 обществом вместе с уточненной налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2018 года (корректировка 1) в налоговый орган направлен реестр таможенных деклараций за 2 квартал 2018 года.

08.07.2021 по представленному реестру таможенных деклараций за 2 квартал 2018 года налоговым органом в автоматическом режиме сформировано уведомление об отказе в приеме электронного документа по причине: «Неправильное указание места представления сведений. Декларация не найдена в КНП».

Общество оспорило отказ в приеме реестра таможенных деклараций за 2 квартал 2018 года в УФНС России по Хабаровскому краю, которое решением от 22.07.2021 № 13-09/14410@ отказало в удовлетворении жалобы.

Не согласившись с действиями Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, выразившимися в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1), считая их незаконными и необоснованными, нарушающими права и интересы налогоплательщика, ООО «Лан» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований суды исходили из положений статьи 80 НК РФ, приказов Минфина России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее - административный регламент № 99н); от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - административный регламент № 343), и пришли к выводу, что налогоплательщиком нарушен подпункт 3 пункта 19 административного регламента № 343, а именно: не допускается заполнение номера корректировки по уточненной декларации без ранее принятой первичной декларации, при неверном показателе «номер корректировки» налоговая декларация не будет соответствовать форме установленной приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, и является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Также суды поддержали вывод налогового органа об отсутствии у него оснований для ввода в программный ресурс первичной декларации (корректировка 0) в связи с неверным указанием обществом кода ОКТМО и не устранением выявленной ошибки, а, следовательно, представленная декларация с указанием корректировка 1 не может быть последующей с уточнением не введенных данных. По этим же основаниям отклонены доводы общества о необоснованности отказа в приеме реестра таможенных деклараций.

Суд кассационной инстанции считает, что суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, все заявленные сторонами доводы и представленные доказательства, однако пришли к ошибочному выводу о правомерности действий налогового органа и отсутствии нарушенного права заявителя.

Как указал в своем постановлении от 12.11.2020 № 46-П Конституционный Суд РФ, статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это конституционное требование во взаимосвязи с положениями ее статей 15 и 18 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 года № 5-П, от 17 марта 2009 года № 5-П, от 22 июня 2009 года № 10-П, от 3 июня 2014 года № 17-П и др.).

При рассмотрении настоящего спора делая вывод о факте отказа в принятии первичной декларации по мотиву наличия ошибок – неверное указание кода ОКТМО, а вторичной – неверный показатель «номер корректировки», что является несоответствием формы, установленной приказом от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, суды не учли, что действующим законодательством предусмотрен строго определенный перечень случаев, когда налоговый орган может отказать в принятии декларации.

Из письма Минфина России, ФНС России от 18.04.2014 № ПА-4-6/7440 следует, что неверное указание кода ОКТМО не может являться причиной отказа налогового органа в принятии декларации.

Федеральная налоговая служба разъяснила, что некорректное заполнение отдельных реквизитов налоговой декларации, в частности неверное указание кода ОКАТО/ОКТМО, отсутствие на бланке налоговой декларации двухмерного штрихкода или представление налоговой декларации по форме, соответствующей по составу показателей утвержденной форме, но не подлежащей обработке автоматизированным способом, не является причиной для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации.

Таким образом, оснований для отказа в принятии первичной налоговой декларации у налогового органа не имелось.

Следовательно, не введение налоговым органом сведений из первичной декларации не основано на нормах права и является нарушением прав налогоплательщика.

Пунктом 216 административного регламента № 99н предусмотрено, что датой представления налоговой декларации заявителем в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки, а принятой – если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

Судами при оценке факта принятия первичной налоговой декларации по НДС за спорный период рассмотрена квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по НДС за 2 квартал 2018 года с усиленной квалифицированной электронной подписью Межрайонной ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, принятая 26.07.2018.

Вместе с тем, делая вывод о непринятии первичной налоговой декларации, суды исходили из отсутствия совершения налоговым органом следующих действий, предусмотренных пунктом 217 административного регламента № 99н – не сформировано извещение о вводе.

Однако из представленного в материалы дела извещения о получении электронного документа следует, что налогоплательщик получил уведомление об уточнении налоговой декларации в связи с выявленными ошибками в части указания неверного кода ОКТМО 18.10.2018 в 09.42.55.

В указанном уведомлении обществу налоговым органом предложено представить пояснения или внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.

Порядок заполнения налоговой декларации по НДС утвержден приказом Минфина России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее – Порядок заполнения налоговой декларации по НДС).

Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрена обязанность налогоплательщика внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

А в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, - право внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса. При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

В уточненную декларацию подлежат включению те разделы декларации и приложения к ним, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговый орган, с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы декларации и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений).

Учитывая изложенное, у налогоплательщика отсутствовали иные способы внесения изменений в поданную ранее декларацию по НДС за 2 квартал 2018 года, иначе как подача уточненной налоговой декларации.

Более того, представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что не отказывал в принятии первичной налоговой декларации.

Формальное рассмотрение налоговым органом вопроса о принятии уточненной декларации по НДС без учета факта отсутствия оснований для непринятия первичной налоговой декларации при невыполненной обязанности в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направить налогоплательщику извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью (уведомление получено только 18.10.2018 без предоставления доказательства направления его в течение 2 рабочих дней), предусмотренной пунктом 218 Административного регламента № 99н, нарушило права налогоплательщика, предусмотренные статьей 81 НК РФ, и лишило его права на проведение налогового контроля для решения вопроса о правомерности заявленных сведений о результатах деятельности налогоплательщика, предусмотренного статьями 87, 88 НК РФ, для определения расчетов с бюджетом. Данные обстоятельства имеют существенное значение для налогоплательщика, находящегося в стадии конкурсного производства.

Отказав по формальным основаниям, не подтвержденным при рассмотрении настоящего спора в суде, в принятии уточненной налоговой декларации, налоговый орган лишил налогоплательщика, являющегося слабой стороной в фискальных правоотношениях, права на исправление сведений по обязательствам перед бюджетом за определенный налоговый период, чем предрешил фискальные последствия, которые расходятся с правомерными ожиданиями налогоплательщиков.

Вместе с тем, право налогового органа на проверку уточненной налоговой декларации не утрачено.

По этим же основаниям оценивается как неправомерный и нарушающий права заявителя отказ в принятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1).

Поскольку суды установили фактические обстоятельства дела и не требуется установления новых обстоятельств, однако не учли специфику правоотношений сторон и неправильно применили нормы материального права (часть 2 статьи 288 АПК РФ), суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, отменив решение от 06.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по настоящему делу, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 104, 110, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А73-12550/2021 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю, выразившиеся в непринятии 01.07.2021 налоговой декларации (расчета) по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1), в непринятии 08.07.2021 реестра таможенных деклараций (КНД 1155110) за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 0) к налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года (номер корректировки 1).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛАН».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 6 000 рублей.

Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.

Возвратить ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 17.12.2021 (операция: 17) ПАО Сбербанк Курское отделение 8596/157 за общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» за подачу кассационной жалобы.

Возвратить ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 04.08.2021 (операция: 4974) ПАО Сбербанк Курское отделение 8596/157 за общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» за подачу заявления в суд.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи Н.В. Меркулова

Е.П. Филимонова