НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 22.11.2021 № Ф03-6263/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

29 ноября 2021 года № Ф03-6263/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Яшкиной Е.К.

судей Захаренко Е.Н., Лесненко С.Ю.

при участии:

от ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ: Воронкова Е.Н. –по доверенности от 06.07.2021 № 54

от Минобороны РФ: Ламскова С.Ю.- представитель по доверенности от 10.11.2020 № 207/4/61д

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации

на решение от 15.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021

по делу № А73-20563/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»

к федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 52015»

третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании 288 046,68 руб.

Некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (ОГРН 1132700001917, ИНН 2722999970, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленина, д. 57, оф. 712, далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с федерального казенного учреждения «Войсковая часть 52015» (ОГРН 1092712000116, ИНН 2712009261, адрес: 681031, Хабаровский край, Комсомольский район, Комсомольск-31, далее - ФКУ «Войсковая часть 52015») задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов за период с 01.09.2020 по апрель 2021 года в размере 1 169 859,46 руб., пени за период с 02.01.2021 по 18.05.2021 в размере 13 715,69 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ).

Решением суда от 15.06.2021 иск удовлетворен в заявленном размере с отнесение на ответчика государственной пошлины, подлежащий взысканию в доход федерального бюджета.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 решение суда в части взыскания с ФКУ «Войсковая часть 52015» в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску в сумме 16 075 руб. отменено, в остальной части указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, Минобороны России подало кассационную жалобу, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, просит их отменить, отказав истцу в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что ответчик денежные средства на данные цели не получает, соответственно, не может исполнить свои обязательства. Также заявитель указывает на отсутствие вины ответчика в неисполнении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт и необходимости применения положений части 1 статьи 401 ГК РФ.

В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы кассационной жалобы; позицию заявителя кассационной жалобы разделил представитель ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик поддержал позицию Минобороны РФ, считая обжалуемые судебные акты подлежащими отмене; заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ.

Как установлено судами из материалов дела, постановлением Правительства Хабаровского края от 02.09.2013 № 260-пр принято решение об учреждении НО «Хабаровский краевой фонд капитального ремонта», как регионального оператора, осуществляющего свою деятельность на территории Хабаровского края. Функции учредителя возложены на Министерство ЖКХ Хабаровского края.

Основной целью деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Хабаровском крае.

За ФКУ «Войсковая часть 52015» на праве оперативного управления закреплены помещения, расположенные в военном городке Комсомольск-31, по адресам: Хабаровский край, Комсомольский муниципальный район, Селихинское сельское поселение, ул. Авиационная, д. 27-29, д. 39; ул. Прудная, д. 3, д. 5, д. 6, д. 8, д. 38, д. 42, д. 43 (далее – спорные МКД). В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 24.07.2007 право оперативного управления ФКУ «Войсковая часть 52015» на спорное имущество возникло на основании постановления ЦК КПСС СМ СССР от 09.02.1982 № 101-24.

Постановлением администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 01.06.2020 № 399 в отношении спорных МКД принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В период с 01.09.2020 по апрель 2021 года ФКУ «Войсковая часть 52015» взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД не вносило.

Претензия об уплате задолженности, направленная в адрес ответчика, оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом принятого судом уточнения иска).

Удовлетворяя требование истца, суды правомерно руководствовались следующим. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).

Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно статьям 153, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ формируют фонд капитального ремонта.

В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД для соответствующего типа МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2020 год установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.06.2019 № 243-пр - 4,85 руб., на 2021 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.06.2020 № 280-пр в размере 5,00 руб.

Исследовав обстоятельства настоящего спора и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе выписки из ЕГРН, суды, констатировав, что фонд капитального ремонта в отношении спорных МКД формируется на счете регионального оператора и спорные помещения находятся в оперативном управлении ответчика, пришли к единому выводу о наличии обязанности последнего по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 1 169 859,46 руб.

Такие выводы судебных инстанций в полной мере согласуются с нормами статей 123.21, 123.22, 210, 249, 296, 298 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.

Установив факт просрочки исполнения обязательства по оплате, суды признали также обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании пени в размере 13 715,69 руб., рассчитанные за период с 02.01.2021 по 18.05.2021, что не противоречит положениям статьи 330 ГК РФ и соответствует пункту 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Отменяя решение суда в части взыскания с ответчика государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из особого статуса ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, руководствуясь сформировавшимся правовым подходом, изложенном в Определении Верховного Суда РФ от 09.03.2017 №307-ЭС16-15395, от 29.05.2017 №78-КГ17-13.

Поддерживая в данном случае выводы нижестоящих судов об удовлетворении иска, суд округа находит их правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным на основе представленных в дело доказательств, нормам гражданского и жилищного законодательства, регулирующим спорные правоотношения, а также нормам процессуального законодательства (глава 7 АПК РФ).

Доводы кассационной жалобы, касающиеся статуса ответчика и отсутствие бюджетного финансирования в целях исполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт, как верно указали суды обеих инстанций, не является основанием для освобождения лица от обязанности по содержанию его имущества.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии вины воинской части, являлись предметом исследования судов и получили соответствующую правовую оценку. Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

В целом доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению в силе, как законное и обоснованное.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу № А73-20563/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.К. Яшкина

Судьи Е.Н. Захаренко

С.Ю. Лесненко