АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
27 сентября 2022 года № Ф03-4557/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» в лице конкурсного управляющего ФИО1: ФИО2, представитель по доверенности б/н от 23.03.2022;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю: ФИО3, представитель по доверенности от 22.12.2021 № 02-23/11519;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО3, представитель по доверенности от 30.12.2021 № 05-12/17071;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» в лице конкурсного управляющего ФИО1
на решение от 18.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022
по делу № А73-18523/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛАН» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Молодежная, д. 14, пом. 1, р.п. Ванино, Ванинский р-н, Хабаровский край,682860)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: пл. Победы, д. 7, г. Советская Гавань, Хабаровский край,682800)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, Хабаровский край,680000)
о признании недействительными решений, о признании обязанности по уплате налога на добавленную стоимость прекращенной
установил: общество с ограниченной ответственностью «ЛАН» (далее – общество, налогоплательщик, ООО «ЛАН») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решения от 30.07.2021 № 241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 30.07.2021 № 1 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению, о признании прекращенной обязанности по уплате НДС в размере 142 637 771 руб., отраженной по строке 160 раздела 6 декларации по НДС за 4 квартал 2017 года в связи с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
В качестве способа восстановления нарушенного права и законных интересов заявитель просил обязать налоговый орган вынести решение об обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов на НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 792 432 063 руб., отраженной в декларации по НДС за 3 квартал 2020 года (номер корректировки 1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее –управление, УФНС по Хабаровскому краю).
Решением от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО «ЛАН» в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, общество фактически не уплачивало в бюджет сумму НДС за 4 квартал 2017 года, вместе с тем документальное подтверждение налогоплательщиком экспортной операции по истечении 180 дней неизбежно влечет право на применение ставки 0 процентов, освобождает налогоплательщика от неисполненной обязанности уплатить недоимку по НДС по ранее неподтвержденным экспортным операциям, основания для взыскания с налогоплательщика НДС по ставке 18 процентов отсутствуют. Считает, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации только на основании неуплаты налога по данным операциям, исчисленного по ставке 18 процентов. Утверждает, что налоговый орган должен списать сумму неуплаченного налога, начисленного по ставке 18 процентов в связи с представлением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, так как в данном случае возникают обстоятельства, прекращающие обязанность по уплате налога.
Управление и инспекция в отзыве на кассационную жалобу оспорили доводы кассационной жалобы, просят оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы настаивал на своих доводах, представитель налоговых органов поддержала свою позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, дав суду соответствующие пояснения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 31.12.2020 по 31.03.2021 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, представленной ООО «ЛАН» 31.12.2020.
Проверкой установлено, что обществом в нарушение подпункта 1 пункта 4 статьи 23, пункта 9 статьи 165, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) неправомерно заявлены суммы налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2020 года по реализации лесопродукции на экспорт, поскольку искусственно создана ситуация, дающая формально ООО «ЛАН» право претендовать на возмещение НДС из бюджета, источник которого в бюджете не сформирован.
По результатам проверки обществу отказано в праве на вычеты по НДС и возмещении налога на сумму 142 637 771 руб., что подтверждается актом налоговой проверки от 14.04.2021 № 340.
Рассмотрев акт проверки, инспекцией приняты решение от 30.07.2021 № 241 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и решение от 30.07.2021 № 1 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением УФНС по Хабаровскому краю от 12.11.2021 № 13-09/21932@, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, считая их незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, а также полагая обязанность по уплате НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. прекращенной, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
На основании пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, облагаются НДС по ставке 0 процентов. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов организация экспортер обязана представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны. Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 Кодекса.
При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что 23.10.2020 обществом в соответствии с пунктом 5 статьи 174 НК РФ представлена первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2020 года (рег. № 1078987827) без суммы, исчисленной к уплате в бюджет; операции реализации в данной декларации ООО «ЛАН» отражены не были.
В соответствии со статьей 81 НК РФ после окончания камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года обществом 31.12.2020 представлена уточненная (корректировка № 1) налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2020 года с отражением вычетов суммы налога, ранее исчисленной по операциям реализации, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, в размере 142 637 771 руб., заявлен налог к возмещению в идентичной сумме. Вычет НДС заявлен в части отгрузок по 55 таможенным декларациям.
В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года 31.12.2020 обществом представлена с отражением в строке 030 раздела 6 суммы налога, исчисленной по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 3 статьи 164 НК РФ в размере 142 637 771 руб., в строке 030 раздела 6 отражены те же таможенные декларации, что и в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года.
31.12.2020 обществом одновременно исчислен к уплате НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. по операциям реализации товаров, применение ставки 0 процентов по которым документально своевременно не подтверждено, по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018, а также заявлен в той же сумме налог к возмещению за 3 квартал 2020 года.
Проанализировав положения подпункта 1 пункта 1 статьи 164, пункта 9 статьи 165, статей 171 и 172 НК РФ, суды правомерно указали, что по истечении 180-дневного срока при отсутствии соответствующего пакета документов общество обязано было включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу периода отгрузки товаров, исчислить с нее сумму НДС и уплатить ее в бюджет, то есть представить уточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором товары были отгружены на экспорт.
Между тем ООО «ЛАН» фактически НДС за 4 квартал 2017 года в размере 142 637 771 руб. уплачен не был, то есть общество не выполнило предусмотренное пунктом 9 статьи 165 НК РФ условие для последующего вычета НДС, в связи с чем у налогоплательщика возникла задолженность по НДС в соответствующей сумме по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018.
Вопреки доводам кассационной жалобы со ссылками на пункт 10 статьи 171, пункт 4 статьи 176 НК РФ, абзац 7 пункта 1 статьи 126, пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», опираясь на положения пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, судами сделан вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для осуществления зачета сумм НДС в размере, заявленном налогоплательщиком 31.12.2020 одновременно к уплате и возмещению в уточненных налоговых декларациях по НДС за 4 квартал 2017 года и 3 квартал 2020 года соответственно, то есть в счет погашения реестровой задолженности.
Суды обосновали данный вывод тем, что общество признано несостоятельным (банкротом), возникшая задолженность по НДС по срокам уплаты 25.01.2018, 26.02.2018, 26.03.2018 является реестровой, сумма налога по НДС в размере 33 741 081 руб. (142 637 771 руб. – 108 896 690 руб.), заявленная обществом в первичной налоговой декларации за 4 квартал 2017 года к возмещению из бюджета на основании решения от 08.05.2018 № 1745 налогоплательщику возмещена; после представления уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2017 года с исчисленной к уплате суммой налога в размере 108 896 690 руб., ранее возмещенная сумма НДС в размере 33 741 081 руб. в карточке расчета с бюджетом отражена, как излишне возмещенная по решению о возмещении НДС по статье 176 НК РФ.
Кроме того из анализа федерального информационного ресурса «Таможня-Ф» судами установлено, что в состав налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года обществом неправомерно включены 9 таможенных деклараций № 10703070/021017/0017492; № 10703070/031017/0017571; № 10703070/041017/0017704; № 10703070/041017/0017705; № 10703070/041017/0017713; № 10703070/051017/0017776; № 10703070/051017/0017789; № 10703070/061017/0017840; № 10703070/061017/0017904, отгрузка по которым за пределы территории Российской Федерации фактически состоялась в 3 квартале 2017 года.
В связи с этим согласно позиций изложенных в письмах Минфина России от 16.03.2020 № 03-07-08/19635, от 14.03.2019 № 03-07-11/16880, от 28.08.2017 № 03-07-11/55118 датой отгрузки (передачи) товаров, в том числе вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в целях определения налоговой базы при осуществлении расчетов в иностранной валюте и выставления счетов-фактур признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю.
Таким образом в силу пункта 1.1 статьи 172 НК РФ общество должно было заявить к вычету НДС в размере 39 469 786 руб. с налоговой базы по неподтвержденному экспорту 219 276 587 руб., подлежащий уплате в связи с непредставлением в установленный срок пакета документов под применение ставки 0 процентов по экспортным операциям 3 квартала 2017 года не позднее 30.09.2020.
Из анализа положений пункта 9 статьи 167, пункта 10 статьи 171, пункта 2 статьи 173 НК РФ следует, что понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг); приведенные нормы налогового законодательства не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговой ставке 18 процентов, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0 процентов. В случае пропуска срока, предоставленного для сбора пакета документов, подтверждающих экспорт товаров (работ, услуг), налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Поскольку налогоплательщиком указанные вычеты заявлены в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, представленной 31.12.2020 за пределами установленного законом трехлетнего срока, суды предыдущих инстанций сделали верный вывод о том, что оспариваемые решения налогового органа от 30.07.2021 № 241, от 30.07.2021 № 1 соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о прекращении обязанности по уплате налога в связи с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, являлись предметом рассмотрения судами обеих инстанций и мотивированно отклонены со ссылками на отсутствие обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 59 НК РФ.
Ссылки заявителя на судебную практику подлежат отклонению судом округа как не относящиеся к конкретным установленным обстоятельствам настоящего спора и основанные на иных обстоятельствах.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов, свидетельствуют о несогласии ООО «ЛАН» в лице конкурсного управляющего ФИО1 с оценкой, данной фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу № А73-18523/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЛАН» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную за подачу кассационной жалобы по платежному поручению от 16.08.2022 № 285.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи А.И. Михайлова
Е.П. Филимонова