НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 21.07.2022 № Ф03-3368/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

26 июля 2022 года № Ф03-3368/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурский областной онкологический диспансер»: Дружинина С.Н., представитель по доверенности от 11.01.2022;

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: Дмитриева М.Н., представитель по доверенности от 10.01.2022 № 01-06-03;

от акционерного общества «Страховая компания Согаз-Мед» в лице Амурского филиала: Панина У.Ю., представитель по доверенности от 01.04.2022 № Т-260/2022;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области

на решение от 14.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022

по делу № А04-9564/2021 Арбитражного суда Амурской области

по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Амурский областной онкологический диспансер» (ОГРН 1022800524031, ИНН 2801022793, адрес: 675005, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Октябрьская, д. 110)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065, адрес: 675028, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Воронкова, д. 26/2)

третье лицо: акционерное общество «Страховая компания Согаз-Мед» (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, адрес: 107045, г. Москва, Уланский пер., д. 26, помещ. 3.01) в лице Амурского филиала

о признании недействительными заключений и претензий

УСТАНОВИЛ:

государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Амурский областной онкологический диспансер» (далее – ГАУЗ АО АООД, учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (далее – ТФОМС, фонд) с заявлением, , уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными претензий фонда от 09.11.2021 №№ 01-03/2-2574, 01-03/2-2575, 01-03/2-2567, 01-03/2-2568, 01-03/2-2569, 01-03/2-2570, 01-03/2-2572, 01-03/2-2571, 01-03/2-2563, 01-03/2-2566.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (далее – АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»).

Решением суда от 14.02.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022, заявленные учреждением здравоохранения требования удовлетворены.

Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе ТФОМС, полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что суды неверно к спорным отношениям применили Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 № 36, поскольку приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 № 231н утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее – Порядок № 231н).

Выражая несогласие с выводами судов о неподтвержденных фактах оказания учреждением здравоохранения медицинской помощи ненадлежащего качества, настаивает, что ГАУЗ АО АООД допустил дефекты/нарушения медицинской помощи по кодам/дефектам 2.14 и 2.16.1 согласно приложению к Порядку № 231н, что выразилось в нарушении установленного временного интервала при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения), не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств; допустил несоответствие данных медицинской документации данных реестра счетов, в том числе: оплаченный случай оказания МП выше тарифа, установленного тарифным соглашением; схема лекарственной терапии в данном случае не выполнена в полном объеме (нарушена дозировка лекарственного препарата). Обращает внимание, что в ходе проверки фонду не были представлены отчеты программы 1С.

В отзыве учреждение здравоохранения считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность изложенных в ней доводов, просило оставить без изменения обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции как законные и обоснованные.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения.

Как следует из материалов дела, между АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (страховая медицинская организация) и ГАУЗ АО АООД (организация), заключен договор от 01.01.2019 № ДГ-316/19/Р-28, по которому организация обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 4.3 договора страховая компания обязана проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, организацию в сроки, определенные порядком организации контроля.

Амурским филиалом АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в отношении учреждения здравоохранения были проведены плановые медико-экономические экспертизы, составлены акты, согласно которым нарушений качества оказанной медицинской помощи пациентам не выявлено.

Между фондом, АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и ГАУЗ АО АООД заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 25.01.2021 № 35.

Пунктом 1.1 договора № 35 установлено, что организация обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 настоящего договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по территориальной программе), а страховая медицинская организация обязуется оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором.

Организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в случае если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (далее - медицинская помощь по базовой программе), а фонд обязуется оплатить указанную медицинскую помощь в соответствии с настоящим договором (пункт 1.2 договора № 35).

На основании пункта 3.3 договора № 35 фонд вправе при выявлении нарушений организацией обязательств, установленных настоящим договором, по итогам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применять санкции, предусмотренные статьей 41 Закона 326-ФЗ, не оплачивать или не полностью оплачивать оказанную организацией медицинскую помощь по базовой программе, требовать возврата денежных средств в фонд и уплаты организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи по базовой программе ненадлежащего качества, предусмотренных статьей 41 Закона 326-ФЗ, в суммах, определенных в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС, и в соответствии с размерами, установленными в тарифном соглашении.

Фонд вправе требовать возврата организацией денежных средств в фонд при принятии к организации мер, предусмотренной статьей 41 Закона 326-ФЗ, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по базовой программе в случае невозможности удержания указанных средств фондом при оплате организации оказанной в соответствии с настоящим договором медицинской помощи (пункт 3.6 договора № 35).

Согласно приказу фонда от 10.08.2021 № 80 с 16.08.2021 по 28.08.2021 комиссией Федерального фонда обязательного медицинского страхования проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использование средств обязательного медицинского страхования ГАУЗ АО АООД в 2020 году, первом полугодии 2021 года.

В ходе проверки выявлено 7 случаев несоответствия количества введенного лекарственного препарата заявленной клинико-статистической группы (далее - КСГ), 8 случаев несоответствия дат назначения лекарственных препаратов и их введения (списания), 1 случай включает сочетание указанных нарушений. Схемы лекарственной терапии в вышеуказанных случаях не выполнены в полном объеме (несоответствие дозировки, нарушение установленного временного интервала при введении препарата) и не подлежат оплате по выставленным тарифам. Данные случаи требуют проведения экспертизы оказанной медицинской помощи.

В соответствии с приказом директора фонда от 15.09.2021 № 256 и в соответствии с поручением Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.08.2021 с 24.09.2021 по 30.09.2021 проведена повторная медико-экономическая экспертиза качества медицинской помощи (реэкспертиза).

По результатам проведенных фондом реэкспертиз выявлены нарушения со стороны учреждения здравоохранения, о чем составлены заключения о результатах повторной медико-экономической экспертизы/экспертизы качества медицинской помощи.

По результатам рассмотрения поступивших от учреждения здравоохранения разногласий по актам медико-экономической экспертизы фондом вынесены претензии от 09.11.2021 №№ 01-03/2-2574, 01-03/2-2575, 01-03/2-2567, 01-03/2-2568, 01-03/2-2569, 01-03/2-2570, 01-03/2-2572, 01-03/2-2571, 01-03/2-2563, 01-03/2-2566 с решениями о возврате денежных средств фонду, ранее перечисленных в качестве оплаты за оказанную пациентам медицинскую помощь.

Согласно указанным претензиям фонд, в связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 12.01.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств 11.01.2021, принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030135. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет фонда финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 12.02.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств 17.02.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030136. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 16.02.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств - 17.02.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030137. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет фонда финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 18.02.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств - 19.02.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030138. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет фонда финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 23.03.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств 24.03.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030139. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет фонда финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 24.03.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств - 25.03.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета ТФОМС Амурской области сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 23.03.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств - 24.03.2021, принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета ТФОМС Амурской области сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030142. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.14 перечня - нарушен установленный временной интервал при введении лекарственных средств, имеется искажение сведений, а именно дата назначения лекарственной терапии, указанной в истории болезни (листе назначения) 21.04.2021, не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в журнале списания лекарственных средств 22.04.2021, фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД вернуть в доход бюджета фонду сумму в размере 235 284,20 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030143. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 23 528,42 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.16.1 перечня - несоответствие данных медицинской документации данных реестра счетов, в том числе: оплаченный случай оказания МП выше тарифа, установленного тарифным соглашением; схемы лекарственной терапии в данном случае не выполнены в полном объеме (допущено несоответствие количества введенного лекарственного препарата заявленной клинико-статистической групп), фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД вернуть в доход бюджета фонда сумму в размере 304 085,41 руб., а также уплатить штраф в размере 2 637,81 руб., определенные заключением от 30.09.2021 № 030121. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 30 408,54 руб.

В связи с применением кода нарушения 2.16.1 перечня - несоответствие данных медицинской документации данных реестра счетов, в том числе: оплаченный случай оказания МП выше тарифа, установленного тарифным соглашением; схема лекарственной терапии в данном случае не выполнены в полном объеме (нарушена дозировка лекарственного препарата), фонд принял решение: ГАУЗ АО АООД подлежит вернуть в доход бюджета ТФОМС Амурской области сумму в размере 460 384,46 руб., определенную по заключению от 30.09.2021 № 030134. Амурскому филиалу АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» подлежит перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС Амурской области финансовые санкции в размере 46 038,45 руб.

Несогласие с претензиями фонда послужило основанием для обращения учреждения здравоохранения в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из недоказанности фондом, что учреждение здравоохранения допустило нарушения при оказании медицинской помощи, подлежащие квалификации по кодам 2.14 и 2.16.1.

При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, основания возникновения прав и обязанностей субъектов и участников обязательного медицинского страхования, гарантии их реализации урегулированы Законом № 326-ФЗ.

В силу части 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона № 326-ФЗ).

В части 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ предусмотрено право территориального фонда в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.

Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (части 3, 4 статьи 42 Закона № 326-ФЗ).

По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 Закона № 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 41 Закона № 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию, Федеральный фонд в соответствии с договорами, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи.

Порядок проведения контроля в рассматриваемый период правоотношений регулировался приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 № 36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее – Порядок № 36).

Пунктом 85 Порядка № 36 предусмотрено, что результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются следующие санкции, применяемые к медицинским организациям: 1) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию; 2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.

Приложение 8 к Порядку № 36 содержит перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 № 231н утвержден Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, который вступил в силу с 25.05.2021.

Приложением к Порядку № 231н предусмотрены основания для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), среди которых предусмотрены такие основания:

наличие признаков искажения сведений, представленных в медицинской документации (дописки, исправления, «вклейки», полное переоформление с искажением сведений о проведенных диагностических и лечебных мероприятий, клинической картине заболевания; расхождение сведений об оказании медицинской помощи в различных разделах медицинской документации и (или) учетно-отчетной документации, запрошенной на проведение экспертизы) (код дефекта 2.14);

оплаченный случай оказания медицинской помощи не соответствует тарифу, установленному законодательством об обязательном медицинском страховании (код дефекта 2.16.1).

Проверяя законность оспариваемых решений фонда, изложенных в претензиях, суды первой и апелляционной инстанций установили, что к учреждению здравоохранения применены санкции в виде возврата сумм в связи с выявлением нарушений при оказании медицинской помощи по кодам нарушения/дефекта, предусмотренным Порядком № 231н под цифровыми значениями 2.14 и 2.16.1.

Вместе с тем, применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды заключили, что в действиях учреждения здравоохранения не усматриваются нарушения при оказании медицинской помощи, подлежащие квалификации по кодам 2.14 и 2.16.1.

Отклоняя доводы фонда о том, что в журнале списания лекарственных средств имеются искажение сведений, а именно: дата назначения лекарственной терапии не соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, суды, изучив материалы дела, указали, что согласно амбулаторным картам больных, документам учета лекарственных средств, программы 1С несоответствий в датах списания лекарственных средств и датах их назначения не установлено.

Материалами дела подтверждается, что больным было назначено и списано лекарственное средство в одну дату. Пациенты своими подписями в медицинских картах заверили тот факт, что в конкретный день и время им был введен лекарственный препарат и оказана медицинская помощь. Также подтверждено, что введение лекарственных средств пациентам было в срок, а медицинская помощь оказана застрахованным лицам своевременно, в полном объеме и надлежащего качества.

Суды рассмотрели и отклонили доводы фонда о том, что данные в планах полихимиотерапии больных отличались от представленных медицинской организации данных в журналах назначения цитостатиков и журнале процедурного кабинета, которые ведутся средним медицинским персоналом. По предоставленным журналам метод лечения менялся средним медицинским персоналом, на основании чего экспертами были выявлены нарушения.

Суды отметили, что наличие записей в журнале назначения цитостатиков, отражающих факт ведения хозяйственной деятельности истца, не доказывает установление, либо изменение временного интервала введения препаратов пациентам; несоответствие данных медицинской документации по коду 2.16.1. данным реестра счетов не может быть взаимосвязано с дозировкой препарата. Это должно устанавливаться только в рамках экспертизы качества оказания медицинской помощи. В данном случае таких доказательств в материалы дела не представлено.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.2002 № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений», Перечнем форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения, установлено, что первичными медицинскими документами являются: медицинская карта стационарного больного (форма 003/у), медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма 025/у), выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма 027/у), журнал записи рентгенологических исследований (форма 050/у), др. Журнал учета списания лекарственных средств не входит в соответствующий перечень и не является первичной медицинской документацией.

Таким образом, суды установили, что первичные медицинские документы о введении препарата не имеют искажений сведений, поскольку дата назначения лекарственной терапии соответствует дате введения (списания) лекарственного препарата, указанной в медицинской карте пациента.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены стандарты оказания медицинской помощи, в том числе в виде клинических рекомендаций, как научно обоснованные и признанные медицинским сообществом методы лечения. Которые применимы, в том числе в области онкологии и организованы в соответствии со статьей 37 указанного закона. Согласно общим принципам проведения противоопухолевой лекарственной терапии, описанным в «Практических рекомендациях Российского общества клинической онкологии» (редакция 2020 года), допустимо округление реальной дозы противоопухолевого лекарственного препарата в диапазоне 10% от расчетной.

Согласно раздела 11 «Особенности формирования КСГ, классифицирующих случаи диагностики и лечения злокачественных новообразований» приложения 11 к письму Минздрава России № 11-7/И/2-20691, ФФОМС № 00-10-26-2-04/11-51 от 30.12.2020 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи» учтена возможность изменения режима дозирования и округления дозы на 10%.

Суды не установили доказанных фондом нарушений, допущенных учреждением здравоохранения при оказании медицинской помощи и влекущих применение соответствующих санкций.

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

Установив отсутствие доказательств, подтверждающих совершение учреждением здравоохранения нарушений, предусмотренных кодами дефекта 2.14 и 2.16.1, суды пришли к выводу о неправомерном применении к нему финансовых санкций в виде возврата денежных средств, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.

Довод кассационной жалобы о том, что суды неверно к спорным отношениям применили Порядок № 36, который утратил силу в связи с утверждением Порядка № 231н, суд округа отклоняет, поскольку Приказ Минздрава от 19.03.2021 № 231н не содержит положений о распространении его действия на ранее возникшие правоотношения.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 АПК РФ.

В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.02.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу № А04-9564/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова