НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 21.04.2022 № А73-6117/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

апреля 2022 года                                                                     № Ф03-1026/2022

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.    

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект»: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 22.04.2021; ФИО2, представитель по доверенности б/н                      от 22.04.2021;

от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 19-20/00010;

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО4, представитель по доверенности от 30.12.2021 № 05-12/17066;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект»

на решение от 09.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021

по делу №  А73-6117/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680009, <...> (7-27))

к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

о признании незаконными действий

   УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект» (далее – ООО «Росэлектрокомплект», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее – ИФНС по Железнодорожному района, регистрирующий орган, инспекция)

– о признании незаконным действия инспекции по внесению 17.12.2020 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений за государственным регистрационным номером 2202700441238 о недостоверности сведений о местонахождении и адресе юридического лица ООО «Росэлектрокомплект»; обязании инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись от 17.12.2020 за государственным регистрационным номером 2202700441238;

– о признании незаконным действия инспекции по внесению 17.12.2020 в ЕГРЮЛ сведений за государственным регистрационным номером 2202700441227 о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «Росэлектрокомплект»; обязании инспекцию исключить из ЕГРЮЛ запись от 17.12.2020 за государственным регистрационным номером 2202700441227;

– об отмене решений инспекции от 16.02.2021 №№ 2180, 2181, 2182, 2183, 2184, от 03.06.2021 №№ 8800, 8801, 8802, 8803, 8804 о приостановлении операций  по счетам  ООО  «Росэлектрокомплект».

Определением суда от 28.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС по Хабаровскому краю).

Решением суда от 09.08.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе общества, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы заявитель настаивает на том, что общество фактически находится по адресу: <...>, помещение I (7-27).

Считает, что протокол осмотра от 25.08.2020 № 657 и диск, содержащий видеосъемку осмотра, подлежали исключению из доказательств по настоящему делу, поскольку содержат противоречивые сведения.

Указывает, что в ходе рассмотрения дела в суде со стороны общества и инспекции представлена видеосъемка осмотра помещения I(7-27), расположенного по адресу: <...>, свидетельствующая о нахождении ООО «Росэлектрокомплект» по названному адресу (рабочие столы, оборудование, рекламная вывеска). Кроме того, у общества имеется договор безвозмездной аренды нежилого помещения от 30.12.2019 № 30/12-2019, заключенный с ООО «Росэлектрокомплект», договоры безвозмездной аренды от 23.12.2020 № 23/12-2020, от 13.02.2021 № 13/02-2021, а также ответ ТСЖ «Карла Маркса 99А» от 27.05.2021, что, по его мнению, доказывает фактическое нахождение по адресу <...>, помещ. I(7-27).

В качестве доказательств ведения хозяйственной деятельности под руководством ФИО5 ссылается, что по карточке счета 51 за 4 квартал 2019 прослеживается оплата товаров, доставка/грузоперевозки, аренда спецтехники, оплата услуг связи и факторинговых услуг, оплата налогов, выплата заработной платы; в суд представлены декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда от 28.04.2020, штатное расписание, приказы о приеме на работу, в том числе ФИО5; свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица, удостоверенное нотариусом 24.12.2020, согласно которому правоспособность общества подтверждена, личность лица принявшего решение проверена; протоколом допроса свидетеля ФИО5 от 09.03.2021. 

По мнению заявителя, в результате незаконных действий налогового органа в части внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений о директоре общество было лишено возможности сдать налоговые декларации в установленный законом срок, что явилось следствием принятия оспариваемых решений о приостановлении операций по счетам ООО «Росэлектрокомплект».

В отзывах на кассационную жалобу УФНС по Хабаровскому краю, ИФНС по Железнодорожному району просят принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Росэлектрокомплект» 11.07.2012 зарегистрировано с присвоением основного государственного регистрационного номера юридического лица (ОГРН) <***> по адресу: 680009, <...> (4-12).

С 20.04.2017 полномочия директора ООО «Росэлектрокомплект» возложены на ФИО5, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2172724222295.

В связи с поступлением заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении адреса <...> (4-12) как местонахождения ООО «Росэлектрокомплект», инспекцией дважды 30.08.2019 и 01.10.2019 проведен осмотр, однако установить местонахождение ООО «Росэлектрокомплект» по адресу <...> (4-12) не представилось возможным.

21.11.2019 регистрирующим органом в адрес ООО «Росэлектрокомплект», а также его учредителя, руководителя ФИО5 направлены уведомления о необходимости внесения достоверных сведений. Направленные уведомления адресатами не получены и высланы обратно отправителю (согласно данным сайта Почты России).

В связи с тем, что в установленный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) тридцатидневный срок с даты направления уведомления обществом не была представлена достоверная информация, в ЕГРЮЛ 24.12.2019 внесена запись о недостоверности сведений об адресе места нахождения ООО «Росэлектрокомплект» (ГРН 2192724547673).

После внесения записи о недостоверности, 31.12.2019 в регистрирующий орган был представлен комплект документов, включающий заявление по форме № P14001 на смену адреса ООО «Росэлектрокомплект».

После проведения регистрационных действий в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Росэлектрокомплект» 15.01.2020 внесена запись за ГРН 2202700010192 об изменении адреса места нахождения общества на 680009, <...>. помещ. 1 (7-27).

Тем самым общество самостоятельно устранило запись о недостоверности от 24.12.2019 ГРН 2192724547673.

28.08.2020 в регистрирующий орган представлены заявления заинтересованного лица по форме № Р34002 о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении адреса ООО «Росэлектрокомплект», а также руководителя ФИО5 (вх. № 13827А, № 13828А).

В отношении адреса установлено, что ООО «Росэлектрокомплект» по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится (протокол осмотра территорий, помещений от 25.08.2020 № 657 по адресу <...>).

Согласно протоколу осмотра территорий, помещений от 25.08.2020 № 657 по адресу <...> расположен многоэтажный жилой дом переменной этажности (19-25 этажей) с нежилыми помещениями на первом и цокольном этажах.

Помещение № I(7-27) находится на первом этаже дома и принадлежит на праве собственности ФИО6 В помещении находится магазин электротоваров с офисным помещением ООО «Электростандарт». Сотрудница ООО «Электростандарт», находящаяся на месте осмотра в офисном помещении, пояснила что ООО «Росэлектрокомплект» находится в данном помещении, но его сотрудники в настоящий момент отсутствуют. При этом указать какую именно часть помещения занимает ООО «Росэлектрокомплект», а также где находятся рабочие места сотрудников данной организации, она затруднилась. Вывеска и другая визуальная информация, свидетельствующая о нахождении ООО «Росэлектрокомплект» по вышеуказанному адресу, отсутствует. Нахождение органов управления ООО «Росэлектрокомплект» ИНН <***> по адресу <...>, помещ. I(7-27) при осмотре не установлено.

Инспекцией в адрес ООО «Росэлектрокомплект» направлено письмо от 28.08.2020 № 18-12/34431 о представлении информации, документов, подтверждающих право использования помещения, расположенного по адресу: 680009, <...>, помещение I(7-27).

Согласно данным сайта АО «Почта России» письмо адресатом не получено, возвращено за истечением срока хранения (штрих-код 68002148077788).

При проведении мероприятий налогового контроля также установлены обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений о ФИО5, как о руководителе ООО «Росэлектрокомплект».

В обоснование необходимости внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о ФИО5 как об участнике и руководителе общества ООО «Росэлектрокомплект»  ИНН <***> регистрирующий орган сослался на то, что ФИО5 доход в организации не получает, в налоговый и регистрирующий орган для дачи пояснений систематически не является, письма не получает.

При этом с 2017 года по настоящее время на ФИО5 представляются сведения о полученных доходах от ООО «Региональный отдел снабжения электрических комплектующих (ИНН <***>), учредителем и руководителем которого значится ФИО6 Сокращенное наименования этого общества совпадает с сокращенным наименованием ООО «Росэлектрокомплект» (ИНН <***>).

Кроме того, по результатам проведенных мероприятий налогового контроля в отношении ООО «Росэлектрокомплект» (ИНН <***>) установлено, что организация не осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, создана для обеспечения налоговым вычетом по НДС установленных «выгодоприобретателей», а также вывода денежных средств.

В связи с получением вышеуказанной информации регистрирующим органом 12.09.2020 направлены уведомления от 03.09.2020 № 18-12/35595, № №18-12/35594 о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

Уведомления направлены как в адрес самого ООО «Росэлектрокомплект», так и в адрес ФИО5 Направленные уведомления адресатами не получены и высланы обратно отправителю (согласно данным сайта Почты России).

В связи с тем, что в установленный Законом № 129-ФЗ тридцатидневный срок с даты направления уведомления обществом не была представлена достоверная информация, в ЕГРЮЛ 17.12.2020 внесена запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО «Росэлектрокомплект» (ГРН 2202700441227), об адресе места нахождения ООО «Росэлектрокомплект» (ГРН 2202700441238).

Кроме этого, налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 16.02.2021 №№ 2180-2184, от 03.06.2021 №№ 8800-8804.

Решением УФНС по Хабаровскому краю жалоба ФИО5 на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов оставлена без удовлетворения.

Считая действия и решения инспекции незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установив, что общество в тридцатидневный срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, не представило в регистрирующий орган достоверные сведения о месте своего нахождения и руководителе, признали, что оспариваемые действия инспекции соответствуют действующего законодательству, и отказали обществу в удовлетворении требований.

При этом суды правомерно руководствовались следующим.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ, содержится в статье 5 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с подпунктами «в», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от  имени юридического лица.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку таких сведений.

В частности такая проверка может проводиться посредством проведения осмотра объектов недвижимости (подпункт «г» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В силу абзаца второго пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2018 № 2616-О, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице выступает элементом правового механизма, обеспечивающего реализацию принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и, не затрагивая права контролирующих организацию лиц, способствующих своевременному представлению в регистрирующий орган достоверных сведений о ней, и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в ходе проведения осмотра объекта недвижимости (протокол осмотра от 25.08.2020 № 657) по адресу: 680009, <...>. помещение 1 (7-27), инспекцией установлено отсутствие ООО «Росэлектрокомплект», его законных представителей и сотрудников по данному адресу.

В связи с проведенным анализом сведений, указывающих на отсутствие признаков ведения данным юридическим лицом какой-либо деятельности под руководством ФИО5, имеющихся у регистрирующего органа, а также установленными фактами невозможности связи с руководителем по причине не нахождения общества по заявленному юридическому адресу, неполучением почтовой корреспонденции и неявкой руководителя, инспекция направила в адрес общества и руководителя/учредителя ФИО5 письма от 03.09.2020 № 18-12/35595, № 18-12/35594 об обязанности в течение тридцати дней с момента направления уведомления сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе места нахождения общества и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно данным сайта АО «Почта России» вышеуказанные письма обществом и ФИО5 не получены, возвращены за истечением срока хранения (штрих-код 68002148100806, 68002148100813).

Поскольку с даты направления налоговым органом каждого из вышеназванных уведомлений по юридическому адресу общества и по адресу регистрации его руководителя ФИО5 срок, установленный абзацем вторым пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, истек, налоговым органом 17.12.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2202700441238 о недостоверности сведений о местонахождении и адресе юридического лица, за ГРН 2202700441227 о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица ООО «Росэлектрокомплект».

Таким образом, в рассматриваемом случае суды двух инстанций установили и материалами дела подтверждается, что в связи с неполучением от директора ООО «Росэлектрокомплект» ФИО5 информации о достоверности сведений, в отношении которых проводилась проверка, неполучением каких-либо пояснений общества и ФИО5 по состоянию на 17.12.2020 у регистрирующего органа в соответствии с положениями статей 9, 11 Закона № 129-ФЗ имелись законные основания для совершения оспариваемых действий по признанию недостоверными сведений об адресе и руководителе общества и для внесения соответствующих  записей в ЕГРЮЛ.

Неблагоприятные последствия бездействия общества и его руководителя при проведении инспекцией проверочных мероприятий в порядке пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, так же как и необеспечение получения корреспонденции по известным инспекции адресам регистрации указанных лиц, не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший каких-либо нарушений при проведении проверки и внесении в ЕГРЮЛ записей о недостоверности внесенных сведений об адресе общества и его руководителе на основании пункта 6 статьи 11 названного Закона.

Обстоятельства, послужившие основанием для внесения в реестр оспариваемых записей от 17.12.2020, обществом документально не опровергнуты.

На основании изложенного, суд округа приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права с учетом представленных доказательств, пришли к обоснованному выводу, что действия инспекции по внесению 17.12.2020 в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений о руководителе ООО «Росэлектрокомплект» – ФИО5, а также о недостоверности сведений в отношении адреса общества, содержащихся в ЕГРЮЛ, соответствуют Закону № 129-ФЗ.

Отражение в ЕГРЮЛ недостоверной информации об адресе места нахождения ООО «Росэлектрокомплект» не только нарушает права налогового органа, создавая препятствия в осуществлении мер налогового контроля, но и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку реестр содержит общедоступную информацию, которую может запросить любое юридическое или физическое лицо, равно как и органы государственной власти.

Все обстоятельства, на которые общество ссылается в кассационной жалобе, связаны исключительно с совершением после внесения инспекцией указанных выше записей его руководителем последующих действий, направленных на подтверждение достоверности сведений, были предметом тщательной проверки судов двух инстанций, мотивированно отклонены и законность оспариваемых записей от 17.12.2020 не опровергают.

Кассационная инстанция признает необоснованным довод общества о несоответствии фактическим данным сведений, изложенным в протоколе осмотра от 25.08.2020. Доказательства фактического нахождения общества по указанному адресу либо вывесок с указанием на его местонахождение на дату проверки в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного, суд округа приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права с учетом представленных доказательств по данному делу.

Проверяя законность оспариваемых решений инспекции от 16.02.2021 №№ 2180, 2181, 2182, 2183, 2184, от 03.06.2021 №№ 8800, 8801, 8802, 8803, 8804 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, судебные инстанции учли следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком - организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, налоговым органом может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее – Административный регламент).

Согласно подпункту 5 пункта 19 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в части приема налоговых деклараций (расчетов), является представление налоговой декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем - физическим лицом) организации-заявителя (физическим лицом - заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе, если в отношении руководителя в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи от 17.12.2020 о недостоверности сведений о руководителе ООО «Росэлектрокомплект» ФИО5 инспекцией расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года не принят.

При рассмотрении настоящего спора, делая вывод о том, что расчет по страховым взносам не представлен, суды не принятии во внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 80 НК РФ дополнена пунктом 4.1, в котором определены случаи, когда налоговый орган может посчитать налоговую декларацию (расчет) непредставленной, в том числе если в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета).

При этом изменения применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (статья 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). 

 Кроме того, суды посчитали, что основанием для принятия решений от 03.06.2021 №№ 8800-8804 послужило непредставление декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).

Однако из текста перечисленных решений не усматривается, что мотивом их принятия послужило непредставление декларации по НДС.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд округа считает, что вывод судов о соответствии действующему законодательству решений инспекции от 16.02.2021 №№ 2180, 2181, 2182, 2183, 2184, от 03.06.2021 №№ 8800, 8801, 8802, 8803, 8804 не может быть признан верным.

Учитывая, что для принятия в указанной части законного и обоснованного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств и доводов участвующих в деле лиц, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 104,284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.08.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу № А73-6117/2021 Арбитражного суда Хабаровского края в части отказа в удовлетворении требований об отмене решений инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска от 16.02.2021 №№ 2180, 2181, 2182, 2183, 2184 о приостановлении операций по счетам общества с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект»; от 03.06.2021 №№ 8800, 8801, 8802, 8803, 8804 по счетам общества с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект» отменить.

 Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

В остальном судебные акты оставить без изменения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Региональный отдел снабжения электрокомплект»  излишне уплаченную чеком-ордером от 17.02.2022 (операция: 46) государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    И.М. Луговая         

                                                                                         И.В. Ширяев