НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 20.11.2008 № Ф03-5250/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

26 ноября 2008 года № Ф03-5250/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

  в составе:

Председательствующего:    Бруева Д.В.

Судей:   Брагиной Т.Г., Филимоновой Е.П.

при участии

от заявителя:   общества с ограниченной ответственностью «Селема» - Ленда Е.М., директор, протокол общего собрания учредителей от 19.01.2004

от административного органа:   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю - Митрофанова Е.С., специалист 1 разряда, доверенность от 23.06.2008 № 04-31/23

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю

на решение от   23.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от    22.08.2008

по делу № А   73-4001/2008-89АП Арбитражного суда   Хабаровского края

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Зверева А.В., в апелляционной инстанции судьи Карасёв В.Ф., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.

По заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Селема»

к   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю

о   признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2008 № 53 по делу об административном правонарушении

Общество с ограниченной ответственностью «Селема» (далее – ООО «Селема», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2008 № 53 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю (далее – административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 23.06.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008, заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено полностью.

Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии достаточных доказательств вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявление общества оставить без удовлетворения.

В обоснование заявитель жалобы, ссылаясь на части 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31.07.2003 № 16, считает факт неприменения обществом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением доказанным материалами дела. Ссылки суда на свидетельские показания старшего продавца и товароведа магазина не могут быть приняты во внимание, поскольку во время совершения покупок эти лица не присутствовали и являются заинтересованными лицами.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объёме.

ООО «Селема» в представленном на кассационную жалобу отзыве и его представитель в судебном заседании просят вынесенные судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поручения от 02.04.2008 № 85 инспекцией проведена проверка соблюдения ООО «Селема» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт, в принадлежащем обществу магазине, расположенном по адресу: Хабаровский район, село Тополево, ул. Пионерская, 2, в ходе которой выявлен факт реализации покупателям хлеба «Московский» по цене 13,50 руб., батона по цене 15 руб. без применения ККТ.

Данное правонарушение отражено в акте проверки от 02.04.2008 № 001803. Актом проверки наличных денежных средств от 02.04.2008 № 2 зафиксирована недостача в кассе общества в размере 33,35 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки административным органом составлен протокол от 03.04.2008 № 16/021 об административном правонарушении и 10.04.2008 вынесено постановление № 53 о привлечении ООО «Селема» к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Не согласившись с постановлением инспекции, общество оспорило его арбитражном суде.

Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин является административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, образует продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включённая в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу статьи 5 Федерального закона обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, является выдача покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлена неопределённость во времени осуществления покупки без применения ККТ и начала проверки, наличие не опровергнутых инспекцией доказательств использования обществом контрольно-кассового аппарата.

При таких обстоятельствах, с учётом презумпции невиновности, закреплённой статьёй 1.5 КоАП РФ, судами сделан обоснованный вывод о том, что налоговый орган в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не доказал факта неприменения ККТ обществом, действия последнего не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ.

В связи с тем, что обжалуемые судебные акты приняты на основе полного исследования и оценки обстоятельств дела, представленных доказательств, с правильным применением норм права, регулирующих спорные правоотношения, у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для их отмены.

Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к иной, чем у судов первой и апелляционной инстанций оценке доказательств и согласно статье 286 АПК РФ не могут служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение от 23.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 по делу № А73-4001/2008-89 АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Д.В. Бруев

Судьи Т.Г. Брагина

Е.П. Филимонова