НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 20.07.2022 № Ф03-2335/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

26 июля 2022 года № Ф03-2335/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Басос М.А., Меркуловой Н.В.

при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищнокоммунальное хозяйство»: К.Е. Латыпов, представитель по договору управления б/н от 01.07.2021;

от правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;

от государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс»: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство»

на решение от 17.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А16-2525/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН 1047900120333, ИНН 7903503784, адрес: ул. Советская, д. 68, п. Смидович, Смидовичский район, Еврейская автономная область, 679150)

к правительству Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512606, ИНН 7900001056, адрес: просп. 60-летия СССР, д. 18, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016)

третье лицо: государственное предприятие Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ОГРН 1167901051603, ИНН 7901547930, адрес: ул. Кавалерийская, д. 21А, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016)

о признании незаконными пунктов 3, 5, 6 Порядка и Методики распределения топлива

установил: общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – заявитель, общество, ООО «Южное ЖКХ») обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконными пунктов 3, 5, 6 Порядка и методики распределения государственным предприятием Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» топлива между ресурсоснабжающими организациями в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года, утвержденных постановлением правительства Еврейской автономной области от 12.12.2019 № 466-пп «О некоторых вопросах реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2881-р, предусматривающего предоставление из федерального бюджета средств областному бюджету на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года» (далее – Порядок распределения топлива).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022, обществу в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы общество ссылается на неправомерный вывод суда о пропуске трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта, поскольку суд не выяснял у истца когда ему стало известно о существовании оспариваемого акта. Общество настаивает, что срок на обжалование пунктов 3, 5, 6 Методики не пропущен, поскольку ему стало известно об издании распоряжения Правительства Еврейской автономной области 27.07.2021 при подготовке отзыва на исковое заявление государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (далее – ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», предприятие) по делу № А16-767/2021 о взыскании товарного кредита. По существу требований полагает выводы судов о законности оспариваемого ненормативного акта неправомерными, поскольку они не основаны на нормах бюджетного законодательства. Дотация направлена Правительством РФ от 30.11.2019 № 2881-р на приобретение топлива для всех ресурсоснабжающих организаций в Еврейской автономной области, в том числе и для общества, тогда как оспариваемым ненормативным актом установлены ограничения круга лиц для получения субсидии.

Правительство Еврейской автономной области, предприятие, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие; письменного отзыва не представили.

Определением от 12.07.2022 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Филимоновой Е.П. на судью Басос М.А.

Определением от 13.07.2022 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17-00 20.07.2022.

Заслушав пояснения представителя заявителя жалобы, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд округа приходит к следующему.

Как установили суды и следует из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 30.11.2019 № 2881-р утверждено распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год в общем размере 1 8651 026,1 тыс. рублей, из которых 312 377,5 тыс. рублей – Еврейской автономной области в виде дотаций на финансовое обеспечение мер, направленных на предотвращение срыва отопительного сезона 2019/2020 года (пункт 2 данного распоряжения).

Согласно пункту 3 распоряжения Правительству Еврейской автономной области указано: обеспечить выполнение обязательств в части финансового обеспечения - приобретения топлива и проведения ремонтно-восстановительных работ в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/2020 года за счет средств дотации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения; представлять в Минстрой России и Минфин России отчеты о выполнении обязательств, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Казначейству России в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» обеспечить казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами на основании соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Еврейской автономной области в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/2020 года, источником финансового обеспечения которых являются средства дотации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения, а также средств, получаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на основании контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых получателями субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 12.12.2019 № 466-пп «О некоторых вопросах реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2881-р, предусматривающего предоставление из федерального бюджета средств областному бюджету на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года», утверждены Порядок предоставления государственным предприятиям Еврейской автономной области субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года (далее – Порядок предоставления субсидии) и Порядок и методика распределения государственным предприятием Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» топлива между ресурсоснабжающими организациями в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года» (Порядок распределения топлива). Пунктом 2 названного постановления Правительства Еврейской автономной области установлено, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» надлежит приобрести за счет средств субсидии, предусмотренной пунктом 1 настоящего постановления, топливо и произвести его распределение между ресурсоснабжающими организациями на возвратной основе в соответствии с Порядком и методикой, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Порядок предоставления субсидии определяет цели, условия и порядок предоставления государственным предприятиям Еврейской автономной области субсидий из областного бюджета за счет средств федерального бюджета на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года (далее - субсидия) (пункт 1).

В силу пунктов 2, 3 Порядка предоставления субсидии субсидия носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящим Порядком. Субсидия предоставляется государственным предприятиям Еврейской автономной области, оказывающим на территории Еврейской автономной области услуги теплоснабжения (далее - предприятие), в целях приобретения топлива для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области, в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года в соответствии с Порядком и методикой распределения топлива между ресурсоснабжающими организациями, установленными правительством Еврейской автономной области.

Субсидия предоставляется в размере, установленном государственной программой Еврейской автономной области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Еврейской автономной области» на 2015 - 2021 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.03.2015 № 110-пп. (пункт 11 Порядка предоставления субсидии).

Предприятие в течение 30 календарных дней со дня получения субсидии представляет управлению отчет об использовании субсидии, направленной на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, по форме, утвержденной управлением (пункт 13 Порядка предоставления субсидии).

Порядок распределения топлива определяет механизм и методику распределения ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» топлива между ресурсоснабжающими организациями в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года.

Согласно пункту 2 Порядка распределения топлива приобретенное за счет средств субсидии из областного бюджета на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 годов топливо предприятие распределяет между ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность на территории Еврейской автономной области и эксплуатирующими объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (далее - организации).

Топливо предоставляется организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года на возвратной основе путем заключения товарного кредита (пункт 3 Порядка распределения топлива).

Согласно пункту 3 Приложения к Порядку распределения топлива доля потребности ООО «Южное ЖКХ» на отопительный период 2019/2020 год от субсидии составляла 3%. В пункте 5 Порядка распределения топлива указаны документы, которые необходимо представить организациям для получения топлива.

ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в установленном им порядке рассматривает документы и принимает решение о предоставлении топлива путем заключения товарного кредита (пункт 5 Порядка распределения топлива). Условия и порядок поставки топлива и его возврата, а также порядок и сроки представления отчетности об использовании топлива являются обязательными условиями договора товарного кредита (пункт 6 Порядка распределения топлива).

Организации несут ответственность за нецелевое использование топлива в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 Порядка распределения топлива).

Между ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» (Кредитор) и ООО «Южное ЖКХ» (Заемщик) заключены договоры о предоставлении беспроцентного товарного кредита от 26.12.2019 № 2-298/19, от 16.01.2020 № 2-22/20.

Полагая, что пункты 3, 5, 6 Порядка распределения топлива противоречат части 1 статьи 78, части 1 статьи 306.4 БК РФ, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении требований пришел к выводу о пропуске заявителем установленного статьей 198 АПК РФ трехмесячного срока для обжалования ненормативного акта в суд при отсутствии ходатайства о его восстановлении. При этом суд исходил из того обстоятельства, что общество знало об оспариваемом ненормативном акте до заключения первого договора товарного кредита 26.12.2019, тогда как обратилось в суд 03.09.2021, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока.

Кроме того суд первой инстанции не установил нарушений законодательства при оценке оспариваемых положений ненормативного акта.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Вместе с тем судами не установлено когда фактически заявитель узнал об оспариваемом ненормативном акте, в связи с чем выводы о пропуске заявителем срока на обращение с настоящими требованиями в суд не подтверждены документально.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ закреплено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.

Таким образом, по смыслу указанной нормы права исчисление процессуального срока для признания недействительным ненормативного акта начинается со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.

На основании статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренных статьей 117 АПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.12.2013 № 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, от 22.11.2012 № 2149-О и от 17.06.2013 № 980-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Предметом настоящего спора является законность и обоснованность Порядка и методики распределения государственным предприятием Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» топлива между ресурсоснабжающими организациями в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 12.12.2019 № 466-пп «О некоторых вопросах реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2881-р, предусматривающего предоставление из федерального бюджета средств областному бюджету на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года».

Как указал заявитель жалобы копия указанного постановления получена им с отзывом ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» при рассмотрении дела по иску о взыскании товарного кредита (дело № А16-767/2021).

Вывод судов о том, что общество знало о существовании ненормативного акта с момента подписания 26.12.2019 и 16.01.2020 соответственно договоров на предоставление товарного кредита № 2-298/19 и № 2-22/20, составленных во исполнение оспариваемых пунктов Правил распределения топлива между ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» и ООО «Южное ЖКХ», не соответствует представленным в дело доказательствам, поскольку в тексте договоров отсутствует ссылка на оспариваемый ненормативный акт, а иные доказательства судами не истребованы и не устанавливались.

Принимая во внимание изложенное суд округа приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, поскольку выводы суда о пропуске заявителем срока на обжалование ненормативного акта, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При названных обстоятельствах на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, если для разрешения спора и применения норм права требуется установление нижестоящими судами обстоятельств, которые ранее судами не устанавливались, и между сторонами существует спор, имели ли место данные обстоятельства.

При новом рассмотрении спора суду следует установить, когда в действительности обществу стало известно о нарушении принятым постановлением правительства области его прав и законных интересов, и определить день, с которого исчисляется срок для обращения в арбитражный суд.

Пропуск срока на подачу заявления и отсутствие уважительных причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Однако суды оценили оспариваемый ненормативный акт и по существу требований, что является нарушением принципа правовой определенности.

Несогласие заявителя с примененными нормами процессуального и материального права при оценке ненормативного акта по существу требований явилось основанием для обжалования судебных актов в кассационном порядке.

Оценивая правомерность названных пунктов ненормативного акта суды пришли к выводам об их законности со ссылками на часть 1 статьи 78, часть 1 статьи 306.4 БК РФ, пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), и отсутствие нарушений прав и законных интересов общества.

При этом суды исходили из предусмотренного пунктом 3 статьи 78 БК РФ права субъекта РФ принимать нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.

Суды посчитали, что утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 12.12.2019 № 466-пп Порядок предоставления субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/20 года, именно для государственных предприятий Еврейской автономной области, отвечает требованиям БК РФ, в связи с чем предоставление субсидии единственному государственному предприятию, являющемуся ресурсоснабжающей организацией - ГП ЕАО «Облэнергоремонт», не противоречит закону.

Право ГП ЕАО «Облэнергоремонт» по предоставлению ресурсоснабжающим организациям области в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/20 года топлива на условиях беспроцентного товарного кредита определены пунктом 2 постановления правительства Еврейской автономной области от 12.12.2019 № 466-пп, Порядка распределения топлива, в соответствии с приложением к нему и представленными ресурсоснабжающими организациями документами (пункт 4 Порядка распределения топлива), что также оценено судами как правомерное.

Суды посчитали, что отсутствуют основания для признания пунктов ненормативного акта недействительными, поскольку нецелевого использования бюджетных средств, на что ссылается заявитель, правительством Еврейской автономной области не допущено: поступившие из федерального бюджета дотации на финансовое обеспечение приобретения топлива в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/20 года направлены именно на указанные цели.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

Оспариваемый ненормативный акт издан правительством Еврейской автономной области во исполнение распоряжения Правительства РФ от 30.11.2019 № 2881-р, которым определена цель дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2019 год, в том числе предусмотренная бюджету Еврейской автономной области - на финансовое обеспечение мер, направленных на предотвращение срыва отопительного сезона 2019/20 года.

В распоряжении содержится указание правительству Еврейской автономной области обеспечить выполнение обязательств в части финансового обеспечения приобретения топлива и проведения ремонтно-восстановительных работ в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/20 года за счет средств дотации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения; представлять в Минстрой России и Минфин России отчеты о выполнении обязательств, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Также названным распоряжением Казначейству России в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» поручено обеспечить казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами на основании соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Еврейской автономной области в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/20 года, источником финансового обеспечения которых являются средства дотации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения, а также средств, получаемых поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на основании контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых получателями субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия.

Исходя из определений, содержащихся в статье 6 БК РФ, дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации (абзац 2 статьи 129 БК РФ). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 131 БК РФ).

Таким образом правительству Еврейской автономной области предоставлена дотация для финансового обеспечения приобретения топлива и проведения ремонтно-восстановительных работ в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/2020 года на безвозвратной основе.

Оценивая оспариваемые пункты ненормативного акта как правомерные суды не установили действительную волю Правительства Российской Федерации на направление субсидии субъекту Российской Федерации: цели, условия, достижение результата, для чего не исследовали все пункты распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2881-р в совокупности, в том числе предписанные Казначейству России действия по обеспечению казначейского сопровождения средств, получаемых юридическими лицами на основании соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Еврейской автономной области в целях предотвращения срыва отопительного сезона 2019/2020 года, источником финансового обеспечения которых являются средства дотации, указанной в пункте 2 настоящего распоряжения.

В этой связи заслуживает внимания довод общества о противоречии оспариваемых положений Порядка предоставления субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета на приобретение топлива ресурсоснабжающим организациям в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 12.12.2019 № 466-пп, распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.11.2019 № 2881-р, которое не ограничивало круг лиц для получения субсидии, в связи с чем государственное предприятие Еврейской автономной области поставлено в неравное положение с иными действовавшими на территории области 18 ресурсоснабжающими организациями, указанными в приложении к оспариваемым Порядку и методики, где определены их потребности в процентном соотношении в целях предотвращения срыва отопительного периода 2019/2020 года, чем необоснованно создает указанному государственному предприятию исключительно привилегированное и монопольное положение при использовании средств субсидии на безвозвратной основе.

При оценке целевого использования бюджетных средств суды не установили круг доказательств, подлежащих исследованию, а именно: не истребовали соглашение с Правительством Российской Федерации на предоставление субсидии субъекту Российской Федерации и не проанализировали его условия.

В силу части 1 статьи 131 БК РФ в составе федерального бюджета предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно части 10 статьи 131 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Сроки, порядок подписания и условия таких соглашений устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации».

Бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 130 настоящего Кодекса могут предоставляться иные дотации в целях финансового обеспечения предоставления иных дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Иные дотации распределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Правительства РФ от 13.04.2010 № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации» определено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) предоставляются:

для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации;

на основании распоряжений Правительства Российской Федерации;

на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели;

в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций;

в целях стимулирования субъектов Российской Федерации, принимающих меры по привлечению инвестиций и увеличению регионального налогового потенциала.

При этом предоставление дотаций в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым (на основании распоряжений Правительства Российской Федерации) пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 названного постановления).

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют такие соглашения, равно как и письменные пояснения правительства Еврейской автономной области.

При изложенных обстоятельствах суд округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции лишен возможности принять новый судебный акт.

Учитывая, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, правильно применив нормы материального права принять законный и обоснованный судебный акт.

Кроме того при новом рассмотрении дела суду необходимо распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе, учитывая предоставление заявителю отсрочки уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.12.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 по делу № А16-2525/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи М.А. Басос

Н.В. Меркулова