НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 20.07.2022 № А73-17964/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2022 года                                                                        № Ф03-2718/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Басос М.А., Меркуловой Н.В.

при участии:

от индивидуального предпринимателя Котловой Александры Викторовны: Гончар И.В., представитель по доверенности б/н от 25.06.2021;

от министерства социальной защиты Хабаровского края: Исаченко И.С., представитель по доверенности от 17.01.2022 № 01-43-267; Маевская О.Б., представитель по доверенности от 17.01.2022 № 01-43-268;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Котловой Александры Викторовны

на решение от 05.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022

по делу № А73-17964/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению индивидуального предпринимателя Котловой Александры Викторовны (ОГРНИП 315272200001894, ИНН 272420814849)

к министерству социальной защиты Хабаровского края                                    (ОГРН 1022700930010, ИНН 2721027316, адрес: ул. Фрунзе, д. 67,                           г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

о признании незаконным приказа и действий в виде выставления требования

установил: индивидуальный предприниматель Котлова Александра Викторовна (далее – предприниматель, ИП Котлова А.В.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным приказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (далее – министерство, уполномоченный орган) от 02.09.2021 № 254-П           о проведении проверок и действий в виде выставления требования от 29.10.2021 № 07.1-25-12953 о возврате предоставленной субсидии в размере 124 483,67 руб.

Решением суда от 05.03.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами предприниматель обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о нарушении министерством требований статей 9, 13 и 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и пункта 7 Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, устанавливающего запрет на проведение проверок субъектов малого предпринимательства, каким является заявитель. Считает, что уполномоченным органом по проведению спорных проверочных мероприятий является Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, а не министерство. Утверждает  о ненадлежащем уведомлении предпринимателя о проведении плановой проверки, а также о превышении срока проведения плановых выездных проверок.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против доводов предпринимателя возражают, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, дав суду пояснения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, а также отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Котлова А.В. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ                 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам и включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015.

В соответствии с Порядком определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (далее – Порядок № 480-пр), предпринимателем 14.09.2021 в министерство подано заявление о предоставлении субсидии за оказанные в августе 2021 года социальные услуги с приложением пакета документов.

По результатам рассмотрения документов министерство с ИП Котловой А.В. 04.10.2021 заключили по типовой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 25.03.2021 № 56П договор № 148 о предоставлении субсидии (далее – договор).

Подпунктом 3.2.10 пункта 3.2 договора установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе такого условия как согласие поставщика (ИП Котловой А.В.), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии поставщику. При этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.

Обязательство выполнения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.2 договора, а также иных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Хабаровского края и Порядка, закреплено подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 договора.

Министерство надлежащим образом исполнило обязанность по предоставлению субсидии, перечислив на расчетный счет предпринимателя 124 483,67 руб. (платежное поручение от 05.10.2021 № 186257).

В целях соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями за период с 01.08.2021 по 30.08.2021 министерством 02.09.2021 издан приказ № 254-П «О проведении проверок», а также утвержден План проведения проверок в отношении ИП Котловой А.В. (пансионат социально-бытового назначения «Лотос»).

11.10.2021 министерство уведомило предпринимателя о проведении в период с 12.10.2021 по 20.10.2021 выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат, связанных с оказанием социальных услуг за август 2021 года.

В ходе проведения проверки уполномоченный орган зафиксировал отказ предпринимателя в доступе комиссии министерства к месту фактического предоставления социальных услуг, что является нарушением обязательства по выполнению условий предоставления субсидии. Данный факт подтверждается актом о невозможности проведения проверки от 12.10.2021.

Министерство в письме от 29.10.2021 № 07.1-25-12953 потребовало от предпринимателя возвратить полученные в качестве субсидии денежные средства.

Не согласившись с вынесенным приказом и требованием о возврате субсидии, посчитав, что они не отвечают требованиям закона и нарушают ее права, предприниматель обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу, что министерство доказало законность и обоснованность вынесенного им приказа и требования                            о возврате субсидии, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

При этом суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Как установлено подпунктом «а» пункта 9 Общих требований к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492, нормативный правовой акт о предоставлении субсидий должен содержать: положения о согласии получателя субсидии, а также лиц, получающих средства на основании договоров, на осуществление в отношении них обязательной проверки главным распорядителем как получателем бюджетных средств за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также о включении таких положений в соглашение и т.д.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (в редакции действующей на момент спорных отношений) предусмотрены условия предоставления субсидии поставщикам социальных услуг, в число которых входит условие о согласии поставщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 21 Порядка № 480-пр в случае выявления факта нарушения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения составляет акт о нарушении поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, в котором указываются выявленные нарушения, сроки их устранения, и направляет его поставщику; в случае не устранения поставщиком нарушений в сроки, указанные в акте, министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в акте, направляет поставщику письменное требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней; поставщик обязан осуществить возврат предоставленной субсидии в краевой бюджет в течение 10 рабочих дней. В случае невозврата предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней, министерство в трехмесячный срок со дня его окончания обращается в суд с требованием о взыскании указанных средств.

Согласно пункту 22 Порядка № 480-пр министерство и органы государственного финансового контроля края осуществляют обязательную проверку соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

В силу пункта 3.6.4 Положения о министерстве социальной защиты Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края 05.08.2016 № 259-пр, министерство осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с бюджетным законодательством.

Министерством реализуется внутренний финансовый контроль, в том числе в отношении внутренней бюджетной процедуры – осуществление предусмотренных правовыми актами правил предоставления субсидий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления (подпункт 2.6.2 Порядка осуществления министерством социальной защиты населения Хабаровского края внутреннего финансового контроля, утвержденного приказом министерства от 16.02.2021 № 75-П).

Суды пришли к обоснованному выводу, что проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии поставщику назначена министерством в отношении ИП Котловой А.В. на основании договора от 04.10.2021 № 148 о предоставлении субсидии, подпунктом 3.2.10 пункта 3.2 которого закреплено, что субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе такого условия как согласие поставщика (ИП Котловой А.В.), а также лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям) на осуществление министерством и органами государственного контроля Хабаровского края проверок, при этом выражение согласия поставщика на осуществление проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.

При этом проверка может производиться как министерством (главным распорядителем бюджетных средств), так и органами государственного финансового контроля Хабаровского края.

Учитывая изложенное министерством не нарушен порядок проведения обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ИП Котловой А.В., а отказ получателя субсидии в проведении проверки является нарушением условия ее предоставления и препятствует осуществлению законных полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

В письме от 28.10.2021 № 02.4-20-12914 «О проведении проверки предоставления субсидии» министерством ИП Котловой А.В. разъяснены правовые основания проведения в отношения нее проверки.

Отклоняя доводы о нарушении министерством требований положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суды предыдущих инстанций обосновано исходили из того, что пунктом 3 части 3.1 статьи 1 указанного Закона определено, что положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении надзора в финансово-бюджетной сфере.

Согласно статье 78, подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ лицам, оказывающим услуги социального характера, могут быть предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг. Поскольку цели, условия и порядок предоставления и возврата субсидий (в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении) определяются в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, главный распорядитель бюджетных средств обязан контролировать соблюдение получателями субсидий условия их предоставления.

Учитывая изложенное доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном наделении судами министерства функцией государственного финансового контроля не относятся к существу спора, поскольку министерство не проводило контроль за осуществлением предпринимательской деятельности заявителя, включенного в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, который должен производиться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

Утверждение предпринимателя о ненадлежащем его уведомлении                       о начале проведения плановой проверки, а также о превышении срока проведения плановых выездных проверок, мотивировано признано судами несостоятельным поскольку противоречит доказательствам. Кроме того из условий договора не усматривается обязательство министерства по проведению указанных проверок в определенные сроки.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ вынесен и требование о возврате средств субсидии направлено предпринимателю в пределах предоставленных министерству полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы предпринимателя, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии предпринимателя с оценкой, данной фактическим обстоятельствам.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.03.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2022 по делу № А73-17964/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Котловой Александре Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.05.2022                   № 645.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                   Л.М. Черняк

Судьи                                                                                            М.А. Басос

                                                                                                       Н.В. Меркулова