НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 19.01.2022 № Ф03-7185/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

25 января 2022 года № Ф03-7185/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Черняк Л.М.

судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.

при участии:

от Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: представитель не явился;

от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 29.01.2021 № 1-07/1119;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021

по делу № А73-2496/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1082703000159, ИНН 2703044140, адрес: просп. Мира, д. 22, г. Хабаровск, Хабаровский край, 681000)

к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)

о взыскании убытков

установил: Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – министерство) о взыскании убытков в размере 123 628,05 руб. вызванных ненадлежащим исполнением ответчиком полномочий по осуществлению контроля правильности расчетов компенсации.

По результатам рассмотрения искового заявления в порядке упрощенного производства решением суда от 21.04.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено по заявлению управления 07.05.2021.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 решение от 07.05.2021 отменено в связи с допущенным судом первой инстанции процессуальным нарушением, являющимся безусловным основанием для отмены судебного акта, а именно: рассмотрение в порядке упрощенного производства дела, связанного с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, управление просит Арбитражный суд Дальневосточного округа их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы управление, ссылаясь на положения Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон Хабаровского края № 356), Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон Хабаровского края № 357), указывает, что по результатам проверки министерством в ноябре 2019 года установлены нарушения администрацией условий и порядка предоставления компенсации, в сумме 123 628,05 руб. (переплата компенсации в результате расчетной ошибки), которая, по мнению истца, произошла по причине неоказания необходимой консультативно-методической помощи ответчиком. Кроме того считает, что исходя из пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) министерство, как уполномоченный орган, обязан осуществлять проверку расчетов, а в нарушение Закона Хабаровского края № 357 министерством с 2014 года проверки не осуществлялись, бюджетные ассигнования были необоснованно снижены, что повлекло убытки управления, установленные судебным актом.

В письменном отзыве ответчик оспорил доводы заявителя кассационной жалобы, полагает, что все обстоятельства по определению виновного лица в совершении расчетов компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, связанных с ростом оплаты за данные услуги, по ранее рассмотренному делу № А73-16623/2019, по которому с управления в пользу АО «ДГК» взыскана компенсация выпадающих доходов в размере 123 628,05 руб. (с учетом частичной оплаты потребителями).

В судебном заседании кассационной инстанции представитель министерства поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу, просил оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а жалобу – без удовлетворения.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителя министерства, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, во исполнение Законов Хабаровского края № 356 и № 357, Порядка предоставления компенсации части расходов на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом оплаты за данные услуги, а также предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.06.2014 № 176-пр (далее – Порядок № 176-пр) между управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре и акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») заключено соглашение от 11.03.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Предметом соглашения является предоставление из муниципального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг. В соответствии с пунктом 4.1 которого, перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением № 1321-па.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного суда от 19.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.2020 по делу № А73-16623/2019 с управления в пользу АО «ДГК» взыскана компенсация выпадающих доходов в размере 123 628,05 руб. (с учетом частичной оплаты потребителями).

Платежным поручением от 04.12.2020 № 425778 управление перечислило взысканные денежные средства на счет АО «ДГК».

По результатам проведенной министерством в ноябре 2019 года проверки установлены нарушения администрацией условий и порядка предоставления компенсации, сумма 123 628,05 руб. является переплатой компенсации в результате расчетной ошибки.

Полагая, что расчетная ошибка произошла по вине ненадлежащего контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств, управление обратилось в суд с требованием о возмещении убытков.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

Статьей 1 Закона Хабаровского края № 357 органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Финансирование отдельных государственных полномочий осуществляется субъектов Российской Федерации за счет собственных средств и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам (часть 1, 5 статьи 19, часть 1, 3, 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 статьи 86, статья 140 БК РФ, статья 3 Закона Хабаровского края № 356).

Статьей 3 Закона Хабаровского края № 357 обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий возложен на министерство (часть 1 статьи 8 Закона Хабаровского края № 357; пункт 3 постановления Правительства края от 06.06.2014 № 176-пр).

Согласно Порядку № 176-пр размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно и предоставляется в министерство одновременно с кассовой заявкой.

В свою очередь перечисление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется ежемесячно на основании расчетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе края о краевом бюджете на текущий год и плановый период (пункты 4.1, 5.1, 5.2, 5.4).

Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты по установлению порядка предоставления организациям информации, необходимой для осуществления государственных полномочий.

Перечисление организациям компенсации производится на основании заключенных договоров между муниципальным образованием и организациями. Размер компенсации определяется ежемесячно на основании предоставленной организациями информации о размерах начисления платы гражданам за коммунальные услуги.

После расчета компенсации главой муниципального образования принимается решение о предоставлении компенсации.

По поступлению субвенции распределяются между организациями на основании решения (распоряжения) в течение 5 рабочих дней.

Права и обязанности органов исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий урегулированы статьей 4 Закона Хабаровского края № 357 и не предусматривают возможность проведения выплат органами исполнительной власти напрямую ресурсоснабжающим организациям.

В связи с этим апелляционным судом верно установлено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» самостоятельно предоставляют компенсацию части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.

Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим коммунальные услуги, установлен Порядком предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, утвержденным постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2018 № 1321-па (далее – Порядок № 1321-па).

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка № 1321-па уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

При этом расчет компенсации производится с учетом установленных пунктом 2.5 Порядка № 1231-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.

Согласно указанным нормам управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – орган уполномоченный Порядком № 1231-па исполнять переданные муниципалитету государственные полномочия, как следствие, несет ответственность за ненадлежащий контроль правильности расчетов сумм компенсации.

Также установлено, что расчет компенсации в городе Комсомольске-на-Амуре осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре» (далее – МУП «ЕРКЦ») на основании пункта 2.5 Порядка № 1321-па и соглашения на оказание услуг по безвозмездному расчету компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги от 01.07.2017. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений о начисленных платежах и расчетов компенсации возложена соглашением на РСО и МУП «ЕРКЦ».

Судом апелляционной инстанции из акта контрольных мероприятий (выездной проверки) по вопросу соблюдения порядка предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, в 2019 году в отношении управления установлено, что управление функции по расчету компенсации в соответствии с переданными полномочиями не выполняет. Расчет компенсации производится с нарушением установленного Порядка. Вынесены предложения по устранению недостатков работы (пункт 8).

03.12.2019 министерством в отношении управления вынесено представление № 1-07/17655 о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, при этом, в самом акте проверки содержатся указания на ошибку в расчетах.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, акт сверки расчетов между министерством и администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по субвенции за 2019 год подписан с задолженностью администрации перед краевым бюджетом на 9 753 380,11 руб.

По состоянию на 01.01.2020 задолженность министерства, как главного распорядителя средств краевого бюджета, по субвенциям, предоставленным для осуществления государственных полномочий по предоставлению компенсации, перед администрацией отсутствовала.

Кроме того, перерасчет администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в АО «ДГК» не был представлен, в отсутствие перерасчета спорная сумма взыскана с управления в пользу ресурсоснабжающей организации в судебном порядке (дело № А73-16623/2019), при этом министерство участвовало в указанном деле, его бюджетная обязанность и ответственность не установлены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что контроль министерством осуществляется в пределах предоставленных ему полномочий. Из положения Закона Хабаровского края № 357 не следует, что корректировка (проверка) расчетов, осуществляемых МУП «ЕРКЦ», а также предоставление рекомендаций в отношении начислений управления входит в обязанности главного распорядителя бюджетных средств, также указанные полномочия не предусмотрены по смыслу статьи 86 БК РФ.

Суд апелляционной инстанции принял во внимание изложенное, а также отсутствие доказательств направления истцом в адрес ответчика обращений за консультациями, и обоснованно посчитал, что оснований для привлечения министерства к гражданско-правовой ответственности, в том числе на основании статьи 15 ГК РФ за расчетную ошибку, совершенную управлением при начислении выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации не имеется.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены апелляционным судом при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, поэтому не могут служить поводом для его отмены.

В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного постановление апелляционного суда отмене не подлежит. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А73-2496/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи Н.В. Меркулова

А.И. Михайлова