АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
24 октября 2023 года № Ф03-4503/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.
при участии:
от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству: представитель не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Камчатскому краю»: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Камчатспецпроект»: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Камчатагростройсервис»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству
на решение от 24.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023
по делу № А24-1261/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1094101000058, ИНН 4101128090, адрес: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева, д. 58)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Камчатскому краю» (ОГРН 1024101034100, ИНН 4100000555, адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт. Карла Маркса, 29, 1)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Камчатспецпроект» (ОГРН 1134101005675, ИНН 4101160470, адрес: 683031, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 16, офис 68), общество с ограниченной ответственностью «Камчатагростройсервис» (ОГРН 1024101215599, ИНН 4105026476, адрес: 684007, Камчатский край, р-н. Елизовский, г. Елизово, ул. Уральская, 13, 26)
об обязании возместить вред
У С Т А Н О В И Л:
Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Северо-Восточное ТУ Росрыболовства, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Камчатскому краю» (далее – ФГБУ «Управление «Камчатскмелиоводхоз», учреждение) об обязании возместить вред, причиненный водным биологическим ресурсам.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Камчатспецпроект» (далее – ООО «Камчатспецпроект») и общество с ограниченной ответственностью «Камчатагростройсервис» (далее – ООО «Камчатагростройсервис»)
Решением суда от 24.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Северо-Восточное ТУ Росрыболовства просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Ссылается на существенное нарушение судами норм материального права, в том числе Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве), Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее – Положение № 380) и обращает внимание суда округа на необходимость компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам посредством выпуска оставшегося количества молоди кеты в водные объекты рыбохозяйственного значения Камчатского края в количестве 50 395 штук. Приводит доводы о том, что невыполнение ООО «Камчатспецпроект» компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству нарушенных водных биологических ресурсов будет являться нарушением норм закона о рыболовстве.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ФГБУ «Управление «Камчатскмелиоводхоз» и ООО «Камчатскспецпроект» заключен государственный контракт от 06.04.2015 № 0604/2015 на выполнение проектно-изыскательских работ для реконструкции объекта: осушительная система «Захребтик-1» Елизовского района, Камчатского края.
В рамках исполнения обязательств по указанному контракту ООО «Камчатспецпроект» подготовлен проект оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС), согласно заключению которого основной прогнозируемый ущерб, причиняемый водным биоресурсам, связан с деформацией водосборных площадей и перераспределения стока при нарушении рельефа местности в пределах берегов, водоохранных зон и водосборных площадей, в том числе в результате повреждения почвенного и растительного покрова на участке работ; общий прогнозируемый ущерб водным биологическим ресурсам составит 23 517,9 кг., который может быть компенсирован осуществлением специальных рыбоводно-мелиоративных мероприятий в виде выпуска в естественные водные объекты Камчатского края 653 276 шт. молоди кеты средней массой 1,0 г.
Общая площадь нарушенных земель составляет 503 га. Расчет размера вреда водным биоресурсам производился по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» (далее – Методика).
В соответствии с расчетом при объеме прогнозируемых потерь в размере 23 517,9 кг и средней массе производителей кеты 3 кг, необходимо обеспечить промысловый возврат 5 660 экземпляров кеты, с учетом коэффициента промвозврата 1,2% общее количество составит 653 276 штук молоди кеты средней массой 1,0 г.
Управление, рассмотрев представленные ООО «Камчатспецпроект» заявку и документацию, а также принимая во внимание обязанность общества реализовать запланированные компенсационные мероприятия по восстановлению непредотвращаемого ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания, посчитало допустимым влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания при реконструкции осушительной системы «Захребтик-1» в Елизовском районе.
В дальнейшем учреждение и ООО «Камчатспецпроект» письмами просили внести изменения в согласование реконструкции взамен ранее выданного от 19.11.2015, указывая на допущенную ошибку общего количества рыбоводной продукции, необходимой для компенсации ущерба водным биологическим ресурсам и площади нарушаемой поверхности водосборного бассейна, в ответ на которые управление сообщило, что административная процедура по внесению изменений в заключение о согласовании деятельности не предусмотрена.
23.08.2016 между учреждением и ООО «Качатагростройсервис» заключен государственный контракт № 0338100001316000004- 0005597-02 на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция осушительной системы «Захребтик-1», Елизовский район, Камчатский край. Работы по контракту были выполнены.
29.03.2017 ООО «Камчатагростройсервис» заключен договор с учреждением от 29.03.2017 № 88/2017 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причинённого водным биоресурсам и среде их обитания на выпуск молоди кеты в объёме 602 881 шт.
02.05.2017 между ООО «Камчатагростройсервис» и учреждением подписан акт выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения на выпуск молоди кеты в объёме 602 881 шт.
Управление письмом от 21.12.2022 № 08-03-14/11449 проинформировало учреждение о необходимости произвести компенсацию ущерба, нанесённого водным биоресурсам, посредством выпуска оставшегося количества молоди кеты в водные объекты рыбохозяйственного значения Камчатского края в количестве 50 395 штук до 01.11.2018, поскольку согласно акту выпуска в 2017 году было выпущено 602 881 штук молоди кеты, вместо установленного в заключении количества – 653 276 штук.
В ответ на указанное требование ФГБУ «Управление «Камчатскмелиоводхоз» письмом от 20.02.2023 № 84 сообщило, что в связи с выявлением ряда арифметических ошибок в расчетах тома 6 ОВОС в рамках выданного заключения о согласовании реконструкции от 19.11.2015 № 10-09/9454 в феврале 2017 года главным инженером проекта – ООО «Камчатспецпроект» в адрес управления направлен откорректированный том 6 ОВОС по объекту капитального строительства: Реконструкция осушительной системы «Захребтик1», Елизовский район, Камчатский край, шифр 067-КСП-2015И (исх. № 225, с отметкой о получении 16.02.2017).
Согласно письму ФГБУ «Управление «Камчатскмелиоводхоз», с учетом произведенных корректировок, заключен договор от 29.03.2017 № 88/2017 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания. Выпуск молоди кеты фактически выполнен 02.05.2017 в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с заключенным договором от 29.03.2017 № 88/2017, о чем составлен акт выпуска водных биологических ресурсов в водный объект рыбохозяйственного значения от 02.05.2017. Объект «Реконструкция осушительной системы «Захребтик-1», Елизовский район, Камчатский край» введен в эксплуатацию в 2019 году, все денежные обязательства по реконструкции объекта выполнены в полном объеме.
Поскольку компенсационные мероприятия не исполнены, управление обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей седы» (далее – Закон об охране окружающей среды) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 10, частей 1, 2 статьи 50 Закона о рыболовстве при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, поскольку водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 1 Закона об охране окружающей среды под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Пункт 5 Положения № 380 указывает, что при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 названного Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства.
Согласно пункту 7 Положения № 380 мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 данного Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление Пленума № 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Как установлено судами, основанием для предъявления рассматриваемого иска послужило невыполнение в полном объеме компенсационных мероприятий по выпуску молоди кеты в водные объекты рыбохозяйственного значения Камчатского края после осуществлении работ по реконструкции осушительной системы «Захребтик-1», Елизовский район, Камчатский край.
Согласование указанной реконструкции произведено заключением от 19.11.2015 № 10-09/9454, которым предусмотрена, в частности, необходимость обеспечения промыслового возврата 653 276 шт. молоди кеты средней массой 1,0 г.
В силу положений Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166, согласно которой произведен расчет размера вреда биоресурсам, площадь нарушаемой поверхности имеет существенное значения при определении потерь водных биоресурсов и, как следствие, для расчета размера вреда, причиненного указанным объектам.
В соответствии с формулой указанной в пункте 41 Методики, управление установило, что при площади нарушенных земель 503 га., необходимо обеспечить промысловый возврат в количестве 653 276 шт. молоди кеты.
Между тем, как установили суды обеих инстанций и подтверждается материалами дела, в том числе государственным контрактом от 23.08.2016 № 0338100001316000004-0005597-02, площадь нарушаемых земель составила 296 га, исходя из которой оценка воздействия на окружающую среду, то есть объем прогнозируемых потерь составляет 12 771,94 кг., при котором необходимость обеспечения промыслового возврата – 354 776 шт. молоди кеты средней массой 1,0 кг.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения Закона об охране окружающей, Закона о рыболовстве, Положения № 380, Постановления Пленума № 49, пункт 41 Методики, суды с учетом установленных фактических обстоятельств дела пришли к мотивированному выводу о том, что вред причиненный водным биологическим ресурсам, возмещен, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в любом случае основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу А24-1261/2023 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Л.М. Черняк
И.В. Ширяев