НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 17.01.2018 № Ф03-5044/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

января 2018 года                                                                     № Ф03-5044/2017

Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен января 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной

Судей: Е.П. Филимоновой, И.В. Ширяева

при участии:

от акционерного общества «Теплоэнергосервис»: Лишай А.П., представитель по доверенности от 01.01.2018 № 83; 

от Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;

от Прокуратуры Хабаровского края: Моргунова Н.Н., старший прокурор отдела по удостоверению;

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы  Прокуратуры Хабаровского края, акционерного общества «Теплоэнергосервис»

на решение от 24.10.2017

по делу №   А73-4036/2017 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали в суде первой инстанции судьи: А.Ю.Маскаева, С.Д. Манник, Д.Ю. Сумин

по заявлениюакционерного общества «Теплоэнергосервис» (ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592, место нахождения: 677001, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пер. Энергетиков, 1А)

кАдминистрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, ИНН 2704800381, место нахождения: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань,  ул. Ленина, 3)

опризнании недействительным постановления от 08.05.2015 № 549 «Об утверждении Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы» в редакции, действовавшей до 22.08.2016, а также в редакции постановления от 22.08.2016 № 542 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 08.05.2015 № 549»

акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – общество, АО «Теплоэнергосервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация) от 08.05.2015 № 549 «Об утверждении Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы» (далее – Постановление № 549) и от 22.08.2016 № 542 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 08.05.2015 № 549» (далее – Постановление № 542). С учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) общество  просит признать незаконным Постановление № 549, в первоначальной редакции, в редакции Постановления № 542.

В порядке статьи 52 АПК РФ в дело вступил первый заместитель прокурора Хабаровского края.

Решением от 24.10.2017 требования АО «Теплоэнергосервис»  удовлетворены частично, пункты 2.1, 2.2 Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы, утвержденного постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 08.05.2015 № 549 в редакции, действовавшей до 22.08.2016, признаны не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не действующими. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановление № 549 в редакции, действовавшей до 22.08.2016, в остальной части, а также в редакции постановления от 22.08.2016 № 542 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 08.05.2015 № 549» признано соответствующим Конституции Российской Федерации, ГК РФ, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральному закону от 06.09.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятому решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района» от 16.11.2005 № 65.

АО «Теплоэнергосервис», не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований,  обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой предлагает обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. Считает, что администрация под видом топливной составляющей фактически распоряжается денежными средствами коммерческой организации. Настаивает на том, что в результате применения оспариваемых постановлений было нарушено его право на получение задолженности от МООО «Советско-Гаванские теплосети» - участника  типовой схемы централизованного завоза топлива, в части средств, предназначенных в счет оплаты топливной составляющей.

Прокуратура Хабаровского края (далее – прокуратура) также обратилась с кассационной жалобой на решение от 24.10.2017, поддержанной в судебном заседании старшим прокурором отдела, в обоснование которой приводит доводы о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм, рассмотрение дела без учета особенностей, предусмотренных главой 21  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). Предлагает решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, извещенная  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие её представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав представителей, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационных жалоб, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Как следует из материалов дела, администрацией принято Постановление от 08.05.2015 № 549 «Об утверждении Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы», которое опубликовано в «Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района», № 5, 08.06.2015.

Постановлением администрации от 22.08.2016 № 542 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 08.05.2015 № 549», опубликованным в «Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района», № 8, 12.09.2016, пункты 2.1 и 2.2 Положения, утверждённого Постановлением № 549, изложены в новой редакции.

Постановлением администрации   от 10.02.2017 №118 Постановление №549 признано утратившим силу, постановление не было  опубликовано в официальных источниках.

АО «Теплоэнергосервис» полагая, что Постановление № 549 как в первоначальной редакции, так и в редакции Постановления № 542, не соответствуют действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Хабаровского края, руководствуясь положениями главы 23 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 1, 2.5, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58), принимая во внимание определение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 03.02.2017 об отказе в принятии заявления общества об оспаривании Постановлений №549 и №542 по мотиву неподведомственности спора суду общей юрисдикции, рассмотрел спор по существу.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ № 58, к нормативным правовым актам относятся акты, принятые органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. При определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.

Оценив содержание оспариваемых постановлений, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что по своей правовой природе они являются нормативными правовыми актами.

Арбитражный суд правильно определил нормы процессуального права, подлежащие применению при рассмотрении данного заявления, применив аналогию закона, рассмотрел спор по существу с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 АПК РФ.

При таких обстоятельствах доводы, изложенные в кассационной жалобе прокуратуры, отклоняются, поскольку они не свидетельствуют о неправильном применении судом норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы.

 В пункте 10 постановления Пленума ВАС №58 разъяснено, что если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При таких условиях суд правомерно включил в предмет доказывания вопрос о том, нарушались ли (могли ли быть нарушены) права.

В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Губернатора Хабаровского края от 19.12.2014 № 664-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2015 году» администрацией издано постановление № 549 «Об утверждении Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы» (далее – Положение), которым установлен порядок сбора, расходования и учёта средств топливной составляющей.

Согласно  пункту 2.1 Положения на территории Советско-Гаванского муниципального района сбор платежей от населения и других групп потребителей за коммунальные услуги осуществляет межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр».

Ресурсоснабжающие организации заключают с МООО «РКЦ» договоры на перечисление средств топливной составляющей в соответствии с долей топливной составляющей, утвержденной нормативным  актом администрации муниципального района (пункт 2.2 Положения). Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что средства топливной составляющей направляются: для оплаты топлива в рамках централизованного завоза межмуниципальному (межрайонному) обществу с ограниченной ответственностью по централизованной поставке «Межрайтопливо» по заключённым договорам; для оплаты услуг организаций по разгрузке, хранению, транспортировке и переработке социального топлива по заключенным договорам ресурсоснабжающих организаций с поставщиками услуг;  на возврат переплаты субвенции для возмещения убытков организаций от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, на лицевой счет Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района для дальнейшего перераспределения средств субвенции между ресурсоснабжающими организациями; на погашение долговых обязательств в бюджет района.  Этим же пунктом предусмотрено, что в случае необходимости средства топливной составляющей могут быть направлены на иные цели с последующим их восстановлением.

Постановлением администрации от 22.08.2016 № 542 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального района от 08.05.2015 № 549», пункты 2.1 и 2.2 Положения, утверждённого Постановлением № 549, изложены в новой редакции.

Пунктами 2.1, 2.2 Положения, с учётом изменений, внесённых Постановлением № 542, ресурсоснабжающим организациям рекомендовано заключить с МООО «РКЦ» договоры на перечисление средств топливной составляющей, а МООО «РКЦ» рекомендовано осуществлять сбор платежей за коммунальные услуги на территории района.

Арбитражный суд, частично удовлетворяя требования общества, руководствуясь пунктом 4 части 1, частями 3, 4 статьи 14, пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и с учётом статьи 3 Устава муниципального района, принятого решением Совета депутатов района от 10.06.2005 №59, Соглашений о передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения от 24.12.2014, заключённых между администрацией и администрациями городских поселений «Рабочий поселок Майский» и «Рабочий поселок Лососина», исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к верному выводу о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, в пределах компетенции.

Проверяя оспариваемые  Постановления № 549, 542 на соответствие статьям 23, 71  Конституции  Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральному закону от 06.09.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, принятому решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района» от 16.11.2005 № 65, суд пришел к выводу о том, что в первоначальной редакции пункты 2.1, 2.2 Положения о порядке сбора и перечисления средств топливной составляющей в доходах организаций жилищно-коммунального хозяйства Советско-Гаванского муниципального района от реализации тепловой энергии населению и учреждениям бюджетной сферы, утвержденного постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 08.05.2015 № 549 не соответствовали действующему законодательству и могли быть нарушены публичные интересы в сфере защиты конкуренции и интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в части нарушения принципа свободы договора. В остальной части Постановление № 549 в обеих оспариваемых редакциях признано судом, не противоречащим Конституции Российской Федерации, иным нормативным правовым актам и не нарушающим права и интересы  общества в экономической деятельности.

Общество, в кассационной жалобе, не согласно с выводом суда о том, что оспариваемое постановление в редакции Постановления №542 носит рекомендательный характер, об отсутствии нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.

Как отмечено судом, общество не является ресурсоснабжающей организацией, организацией по сбору платежей, поэтому оспариваемое постановление в период его действия к нему не применялось. Доказательств нарушения прав  и законных интересов общества  непосредственно оспариваемым постановлением не представлено.

Типовая схема централизованного завода топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2015году, утверждённая распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19.12.2014 № 664-р, которой предусмотрено выделение топливной составляющей и определены обстоятельства её сбора и перечисления, на нормах которой основано Положение, по содержанию аналогична Типовой схеме централизованного завода топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утверждённой распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 № 461-р.

Решением Хабаровского краевого суда от 22.09.2014 по делу № 3-57/2014, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2015 № 58-АПГ14-56, дана оценка законности подпунктов 4.2 и 4.3 пункта 4 названной Типовой схемы, которые предусматривали учёт организациями по сбору платежей средств топливной составляющей и регулярность перечисления их по целевому назначению.

Названными судебными актами установлено, что эти нормы носят рекомендательный характер, касаются только организаций по сбору платежей и не влияют на права и обязанности иных лиц, взаимоотношения которых возникают из договоров.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что Положение, с учётом изменений, внесённых Постановлением № 542, носит рекомендательный характер, издано администрацией в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19.12.2014 № 664-р и направлено в первую очередь на обеспечение бесперебойного теплоснабжения населения в условиях недостаточности денежных средств, поступающих от потребителей.

Доводы кассационной жалобы общества о необходимости иной оценки доказательств (документов),  не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

Обществу подлежит возврату из федерального бюджета сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 4500 рублей на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.10.2017 по делу №  А73-4036/2017 Арбитражного суда Хабаровского края  оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Теплоэнергосервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.05.2017 № 2991.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                     Е.П. Филимонова         

                                                                                         И.В. Ширяев