НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 16.12.2021 № Ф03-5914/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

17 декабря 2021 года № Ф03-5914/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.

при участии:

при участии: от Центральной акцизной таможни: Радионова И.В., представитель по доверенности от 26.05.2021 № 05-01-23/03295;

от общества с ограниченной ответственностью «Гексан»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни

на решение от 07.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021

по делу № А51-9611/2021

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563, адрес: 109028, г. Москва, ул. Яузская, д. 8)

к обществу с ограниченной ответственностью «Гексан» (ОГРН 1192536028035, ИНН 2543142523, адрес: 690910, Приморский край, г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Лермонтова, д. 5, оф. 11)

о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Гексан» (далее – ООО «Гексан») суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 725 000 руб., пени в размере 69 819 руб. 38 коп.

Решением суда от 07.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021, заявленные требования удовлетворены частично, с ООО «Гексан» взысканы утилизационный сбор в сумме 1 725 000 руб. и пеня в размере 69 330 руб. 63 коп., в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени отказано.

Не согласившись с судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Центральная акцизная таможня подала в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает судебные акты в данной части отменить, удовлетворив заявленные требования в полном размере.

По мнению таможни Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»), регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не содержат положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора на рабочий день в случае, если он приходится на не рабочий день.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном посредством веб-конференции, представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержал.

Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 11.11.2021 до 25.11.2021, затем до 16.12.2021.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителя Центральной акцизной таможни, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Судами из материалов дела установлено, что в августе 2020 года ООО «Гексан» на таможенную территорию таможенного союза в Российскую Федерацию ввезен и помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар – автомобиль специального назначения автовышка ISUZU ELF, год выпуска 2001, VIN отсутствует, шасси NPR72L-7407155, дизельный ДВС: 4HJ1-000785, объем 4985смз, груз. мощн. 114 КВТ/155 л.с., макс. масса 7995 кг.

В целях таможенного оформления товара общество подало в Акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни декларацию на товары № 10009100/070820/0065100.

07.08.2020 заявленный товар выпущен под заявленную таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления».

В ходе контрольных мероприятий таможенным органом было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорной ДТ не осуществлялась.

Письмом от 25.02.2021 № 13-12/04788 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора по спорным товарам в сумме 1 725 000 руб.

Поскольку в добровольном порядке общество сбор не уплатило, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Частично удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для начисления утилизационного сбора в отношении заявленного декларантом в спорной ДТ колесного транспортного средства и пени в связи с нарушением срока его уплаты. Вместе с тем, суд пришел к выводу о неверном расчете пеней в связи с неверно определенным периодом просрочки. В связи с этим суд самостоятельно осуществил перерасчет, что привело к частичному отказу во взыскании пени в сумме 488 руб. 75 коп.

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 1291).

В соответствии с пунктом 11 Правил № 1291 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, приведенный в приложении № 1;

б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Пунктом 11(2) Правил № 1291 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Этим же пунктом установлено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

В соответствии с пунктом пункта 15 (1) Правил № 1291 в случае если в течение 3 лет с момента ввоза самоходных машин и прицепов к ним, а также колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, выпуск товара по декларации на товары № 10009100/070820/0065100 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 07.08.2020. Следовательно, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил № 1291, должны были быть представлены декларантом в период с 08.08.2020 по 22.08.2020. В связи с непредставлением документов в установленный срок, таможенным органом произведен расчет пени начиная с 23.08.2020 по 25.05.2021.

Между тем, суд первой инстанции указал, что поскольку последний день срока представления документов выпадает на субботу 22.08.2020, срок уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с субботы 22.08.2020 на понедельник 24.08.2020, в связи с чем начисление пени должно производиться с 25.08.2020.

Данные выводы были поддержаны судом апелляционной инстанции.

При этом суды указали на то, что ни Закон об отходах, ни Правила № 1291, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. В этой связи суды пришли к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Суды руководствовались принципом универсальности воли законодателя, а также исходили из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.

Самостоятельно осуществив расчет пени за период с 25.08.2020 по 27.05.2021, исходя суммы неуплаченного утилизационного сбора, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, суды пришли к выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания пени в сумме 69 330 руб. 63 коп., в остальной части в удовлетворении требований отказали.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о применении норм материального права в указанной части.

Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, суд кассационной инстанции находит допустимым.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284,286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А51-9611/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

Т.Н. Никитина