НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 16.11.2010 № Ф03-7390/2010

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

23 ноября 2010 г. № Ф03-7390/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего:   С.Е.Лобаря

Судей:   С.Н.Новиковой, И.А.Тарасова

при участии

от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Д.А. – представитель по доверенности от 11.05.2010 № 157-08

от МУЗ «Городская поликлиника № 5»: Савков Д.С. – представитель по доверенности от 06.01.2009 № 1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

на   решение от 10.08.2010

по делу   А73-7177/2010

Арбитражного суда   Хабаровского края

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Ж.В.Жолондзь

По иску   Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования

к   муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 5» Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска

о   взыскании 65 258 руб.

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее – Хабаровский ФОМС, Фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 5» Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска (далее – МУЗ «Городская поликлиника № 5», учреждение здравоохранения) о взыскании 65 258 руб., составляющих задолженность по возмещению расходов на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 № 248/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Решением арбитражного суда от 10.08.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном порядке решение не проверялось.

В кассационной жалобе Хабаровский ФОМС просит отменить решение как несоответствующее нормам права, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода суда о невозможности применения к спорным правоотношениям положений письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» (далее – письмо от 07.10.2008 № 7694-ВС), согласно которому граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006-2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» не подлежат. Полагает, что учреждением здравоохранения допущено нарушение положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 80н «О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее – приказ от 20.02.2008
 № 80н). Указывает, что по 67 случаям повторной дополнительной диспансеризации работающих граждан произведена корректировка начисленных сумм по ранее оплаченным счетам, которые согласно распоряжению фонда от 26.01.2009 №5 не подлежат оплате.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель «МУЗ «Городская поликлиника № 5», возражая относительно доводов жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.

Как установлено судами, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921 «О порядке предоставления в 2008 – 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» утверждены Правила предоставления в 2008 – 2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее – Правила), а также типовая форма договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921 между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) и МУЗ «Городская поликлиника № 5» управления здравоохранения администрации г.Хабаровска (далее – учреждение) заключен договор от 14.04.2008 № 248/06-08 о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, предметом которого является финансовое обеспечение Фондом осуществляемых учреждением здравоохранения расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях, которые определены Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921 (далее – постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 921). Срок действия договора установлен сторонами с момента его подписания по 31.12.2008.

Частью II договора от 14.04.2008 № 248/06-08 предусмотрена обязанность Хабаровского краевого ФОМС ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, оплачивать осуществляемые учреждением здравоохранения расходы по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан по представленным счетам. Учреждение здравоохранения, в свою очередь, по условиям этого договора, обязано обеспечивать проведение в течение 2008-2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан; в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению такой диспансеризации, информировать об этом Фонд в трехдневный срок в письменном виде; представлять Фонду не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, реестр счетов на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В соответствии с условиями договора от 14.04.2008 № 248/06-08 выставленные учреждением здравоохранения в адрес Фонда счета: от 09 января 2008 года №10, от 01 июля 2008 года №38, от 23 июля 2008 года №39, от 04 августа 2008 года №38, от 12 августа 2008 года №38, от 25 августа 2008 года №118, от 28 августа 2008 года №119, от 09 сентября 2008 года №121, от 10 октября 2008 года №151, от 12 ноября 2008 года №174, от 08 декабря 2008 года №192 для оплаты расходов на дополнительную диспансеризацию 1415 граждан на общую сумму 1 378 210 рублей оплачены последним платежными поручениями: от 24 января 2008 года №111, от 07 июля 2008 года №154, от 23 июля 2008 года №318, от 06 августа 2008 года №589, от 14 августа 2008 года №649, от 27 августа 2008 года №756, от 02 сентября 2008 года №864, от 10 сентября 2008 года №955, от 14 октября 2008 года №259, от 14 ноября 2008 года №576, от 08 декабря 2008 года №869.

Впоследствии Хабаровский ФОМС со ссылкой на письмо от 07.10.2008 № 7694-ВС уведомил МУЗ «Городская поликлиника № 5» об удержании из объемов в декабре 2008 года суммы 69 154 руб. по 71 счету реестров по дополнительной диспансеризации работающих граждан (письмо от 22.12.2008 № 10-6269).

В связи с чем истец предъявил ответчику претензию от 29.01.2009
 № 08-339 о добровольной оплате задолженности в сумме 65258 руб. Неисполнение МУЗ «Городская поликлиника № 5» указанного в претензии требования явилось основанием для обращения ХФОМС в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении спора суд исходил из того, что норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 80н в 2008 году составил 974 руб., а факт проведения дополнительной диспансеризации подтвержден в установленном законом порядке.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из условий заключенного между сторонами договора, которым не предусмотрено ограничение финансирования расходов поликлиники №5 в отношении диспансеризации граждан, ранее проходивших ее в 2006 – 2007 годах.

Судом кассационной инстанции данный вывод признается правомерным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам.

Так, мероприятия Российской Федерации по проведению дополнительной диспансеризации граждан на 2008 – 2009 годы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921 и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 80н.

Указанными нормативными правовыми актами урегулированы проведение, порядок финансирования, объем и документальное оформление диспансеризации. Кроме того, утверждена типовая форма договора на финансирование территориальным фондом расходов в указанной сфере.

Установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 80н «О проведении в 2008 – 2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан» и договор от 14.04.2008 № 268/06-08 условий о запрете на проведение повторной диспансеризации граждан, прошедших ее в 2006 и 2007 годах, не содержат.

Кроме того, судом установлено, что заключенный между истцом и ответчиком договор № 268/06-08 на финансирование спорных расходов соответствует типовой форме договора о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 921, и не предусматривает право фонда на удержание денежных средств либо иных оснований для отказа в оплате спорных расходов.

Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы в их совокупности и взаимосвязи, с учетом положений статей 309, 310 ГК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921, приказа от 20.02.2008 № 80н пришел к выводу об отсутствии у Фонда оснований для отказа в оплате учреждению здравоохранения 67 счетов на сумму 65258 руб. за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по договору от 14.04.2008 № 268/06-08, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

При этом судом правомерно отклонен довод заявителя кассационной жалобы, о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения письма от 07.10.2008 № 7694-ВС, в связи со следующим.

Так, как указано выше, постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 921 утверждены Правила предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Приказом от 20.02.2008 № 80н утвержден порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 - 2009 годах.

В период действия договора от 14.04.2008 № 268/06-08 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издано письмо от 07.10.2008 № 7694-ВС, согласно которому граждане, прошедшие диспансеризацию в 2006-2007 годах, повторной диспансеризации в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» не подлежат.

Согласно пунктам 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Кроме того, письмо от 07.10.2008 № 7694-ВС официально не опубликовано, в установленном законом порядке не зарегистрировано, что сторонами не оспаривается, содержащиеся в нем рекомендации об ограничениях при проведении дополнительной диспансеризации граждан противоречат как Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 921, так и условиям договора, заключенного сторонами, в которые соответствующие изменения не вносились.

С учетом изложенного, суд обоснованно сделал вывод о том, что разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 07.10.2008 № 7694-ВС, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора от 14.04.2008
 № 268/06-08, применению не подлежат.

Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении учреждением здравоохранения положений приказа от 20.02.2008 № 80н судом кассационной инстанции отклоняются как опровергающиеся материалами дела.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.08.2010 по делу № А73-7177/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: С.Е.Лобарь

Судьи: С.Н.Новикова

И.А.Тарасов