АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
февраля 2022 года № Ф03-267/2022
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен февраля 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Кушнаревой И.Ф.
судей Кучеренко С.О., Сецко А.Ю.
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю – Русанова Елизавета Владимировна, по доверенности от 26.11.2021
№ 18-11/15354
от администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края – Дулгиеру Ирина Николаевна, по доверенности от 09.02.2022 № 1/22/54
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» Матренина Руслана Николаевича, Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 41)
на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021
по делу № А73-1625/2019
по заявлению Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513,
ИНН 7707329152, адрес: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23)
к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
о взыскании убытков
в рамках дела о признании общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (ОГРН 1142709000268, ИНН 2704023199, адрес: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Комсомольская,
д. 28, пом. 3) несостоятельным (банкротом)
заинтересованное лицо: межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо» (ОГРН 1062721023056, ИНН 2721135110, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 53, оф. 36)
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.02.2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (далее – ООО «СГТС», должник, общество) возбуждено производство по делу о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 29.04.2019 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Матренин Руслан Николаевич.
Решением суда от 13.05.2021 ООО «СГТС» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Матренин Р.Н. (далее – конкурсный управляющий).
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю 12.04.2021 обратилась в суд с заявлением о взыскании с Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) убытков в размере 202 398 267,58 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
Определением суда от 01.07.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ для участия в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межмуниципальное (межрайонное) общество с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива «Межрайтопливо» (далее – ООО «Межрайтопливо»).
Определением суда от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФНС России и конкурсный управляющий обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых просят определение от 15.09.2021, апелляционное постановление от 14.12.2021 отменить. При этом, уполномоченный орган просит удовлетворить заявленные требования, конкурсный управляющий – направить обособленный спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению уполномоченного органа, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения Администрации, как контролирующего должника лица, к ответственности в виде взыскания убытков в размере 220 398,58 руб., составляющих сумму дополнительных необоснованных расходов в связи с приобретением топлива по завышенной цене. Приводит доводы о том, при исполнении обязанностей по договору поручения от 01.10.2014 № 7 Администрация не осуществляла должным образом контроль за стоимостью поставленного должнику топлива. Полагает, что Администрация, действуя разумно и добросовестно, располагая экспертным заключением Комитета об экономически обоснованном тарифе для потребителей услуг ООО «СГТС», в расчет которых заложены нормативные расходы на приобретение топлива, должна была предусмотреть в договоре поручения №04-2017-ЮГ (соц), заключенным с ООО «Межрайтопливо» условие о максимальной цене (равной показателю, заложенному при расчете тарифа), по которой оператор мог приобретать топливо, что позволило бы избежать возложения на подконтрольное общество дополнительных обязательств в размере стоимости топлива, приобретенного по цене, превышающей заложенную в тарифе. Считает, что Администрации вправе была заключить договоры поставки топлива самостоятельно. Отмечает, что наличие схемы централизованной поставки топлива не является основанием для освобождения Администрации от ответственности за причинение ущерба должнику.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий приводит аналогичные доводы. Считает, что факт причинения убытков должнику доказан в силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ, поскольку Администрация в отношении расчетов и предоставленных доказательств не возражала, выводы о причинении убытков не оспаривала. Обращает внимание, что, несмотря на то, что задолженность перед ООО «Межрайтопливо» погашена за счет средств бюджета, регрессные требования Администрации к должнику признаны обоснованными определением суда от 20.09.2021. По мнению конкурсного управляющего при реализации централизованной поставки топлива Администрации действуя добросовестно и разумно, во избежание убытков подконтрольного ей общества надлежало заключить договоры на поставку топлива в рамках цены, предусмотренной тарифом либо произвести компенсацию разницы стоимости приобретенного топлива от жестко установленной тарифной стоимости.
В представленных возражениях на кассационные жалобы Администрация приводит аргументы о несостоятельности доводов заявителей. Ссылается на неверно произведенный заявителями расчет убытков. Указывает на то, что на основании постановления Правительства Хабаровского края от 27.50.2029 № 206-пр сложившиеся разница в цене топлива была компенсирована Администрацией из дополнительных средств на безвозвратной основе, что подтверждается решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.06.2020 по делу № А73-25455/2019, которым установлено, что ООО «СГТС» получило компенсацию расходов связанных с ростом цен на мазут и уголь за 2017-2018 годы в размере 57 192 708,45 руб. Отмечает, что Администрация постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.04.2021 по настоящему делу признана контролирующим должника лицом только в части предоставленной ООО «СГТС» субсидии на разницу в тарифах.
В судебном заседании суда округа представитель уполномоченного органа доводы кассационной жалобы поддержал. Представитель Администрации поддержал возражения, приведенные в отзыве.
По ходатайству конкурсного управляющего судом округа организовано проведение судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), которым представитель конкурсного управляющего не воспользовался и участия в судебном заседании не принимал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу собрания учредителей от 06.03.2014 № 1 на основании решения Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 25.02.2014 № 11 и решения Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 03.03.2014 № 59 учреждено ООО «СГТС».
Учредителями ООО «СГТС» при его создании являлись: муниципальное образование городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края - 51% доли в уставном капитале (вышло из состава учредителей 05.09.2019); муниципальное образование Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края - 49% доли в уставном капитале (вышло из состава учредителей 11.12.2017).
Собранием учредителей 06.03.2014 утвержден устав ООО «СГТС», в соответствии с которым последнее создано с целью совместного решения вопросов местного значения по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения населения и социальных объектов в границах поселений, входящих в Советско-Гаванский муниципальный район.
В целях обеспечения муниципальных районов Хабаровского края топливно-энергетическими ресурсами для бесперебойной работы предприятий и организаций, оказывающих услуги тепло- и электроснабжения, губернатором Хабаровского края ежегодно принимались распоряжения «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края» (от 12.09.2013 № 461-р, от 19.12.2014 № 664-р, от 12.12.2015 № 640-р, от 30.12.2016 № 681-р), которыми утверждались типовые схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края на соответствующие периоды (далее - Типовая схема).
Типовая схема завоза топлива в муниципальные районы на 2014 год утверждена распоряжением губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 №461-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году» (далее - распоряжение от 12.09.2013 № 461-р).
Согласно пункту 1 Типовой схемы юридические лица, являющиеся получателями топлива в рамках централизованного завоза (далее – получатели) заключают договоры поручения с администрациями муниципальных районов края на совершение следующих действий: согласование объемов, видов, марок топлива, сроков централизованных поставок топлива и источников его оплаты по группам потребителей тепловой и электрической энергии; заключение договоров поручения с
ООО «Межрайтопливо» на организацию централизованной поставки топлива в соответствии с положением о закупках; перечисление администрациями муниципальных районов края бюджетных средств, направляемых на оплату централизованных поставок топлива, на счет ООО «Межрайтопливо»; перечисление средств топливной составляющей в доходах от реализации тепловой и электрической энергии согласно установленному заданию:
ООО «Межрайтопливо» - на оплату централизованных поставок топлива; администрациям муниципальных районов края - в части возврата бюджетных кредитов, предоставленных на осуществление мероприятий, связанных с обеспечением поставок топлива.
В силу пункта 2 Типовой схемы администрации муниципальных районов края в соответствии с заключенными с получателями договорами поручения (подпункт 1.4 пункта 1 Типовой схемы) заключают договоры поручения с ООО «Межрайтопливо» на организацию централизованных поставок топлива получателям.
Во исполнение распоряжения губернатора от 12.09.2013 № 461-р Администрация заключила с ООО «Межрайтопливо» договор поручения от 31.10.2013 № 04-2014-ЮГ (соц).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Администрация поручает, а ООО «Межрайтопливо» (оператор) за вознаграждение обязуется организовать завоз нефтепродуктов и угля (топливо) для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой энергии для населения, предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, прочих нужд муниципального района.
Между ООО «СГТС» и Администрацией заключен договор поручения от 01.10.2014 №7 (далее – договор поручения от 01.10.2014), по условиям которого ООО «СГТС» (доверитель) поручает, а Администрация (поверенный) организует централизованную поставку топочного мазута и угля (далее - топливо) до станции назначения для организации доверителем теплоснабжения населения и социальных объектов.
Пунктом 2.2.1 договора поручения от 01.10.2014 предусмотрено, что поверенный обязан определить поставщика, оператора поставок топлива; осуществлять контрольные функции за деятельностью оператора (пункт 2.2.4 договора поручения от 01.10.2014).
Согласно пункту 2.1.1 договора поручения от 01.10.2014 доверитель обязан в течение пяти дней с момента заключения договора выдать поверенному доверенность с правом передоверия ООО «Межрайтопливо» (оператор) на организацию поставки топлива и оплаты за поставленное топливо.
ООО «СГТС» 10.11.2014 выдало на имя Администрации нотариально заверенную доверенность, которой уполномочило поверенного совершать все действия, необходимые для осуществления поставок топлива, в том числе: организовать и провести конкурсный отбор предприятий-поставщиков топлива; заключать договоры с поставщиками топлива и прочими организациями, услуги которых необходимы для выполнения договоров поручения, заключаемых в том числе, Администрацией и
ООО «Межрайтопливо»; принимать счета-фактуры от поставщиков и прочих организаций и производить их перевыставление предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и предприятиям, предоставляющим услуги по выработке тепловой и электрической энергии для социальных и коммерческих нужд Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края; оформлять ежемесячные и другие акты сверок с поставщиками и прочими организациями, услуги которых необходимы для выполнения договоров поручения, и представлять их в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края.
Далее, в целях исполнения условий договора поручения от 01.10.2014 Администрация и ООО «Межрайтопливо» (оператор) 10.11.2016 заключили рамочный договор поручения № 04-20 П-ЮГ(соц) (далее – рамочный договор), по условиям которого Администрация поручает, а оператор за вознаграждение обязуется организовать и провести конкурсный отбор предприятий-поставщиков, перевозчиков, перевальщиков с целью завоза нефтепродуктов и угля для предприятий ЖКХ, а также других предприятий, предоставляющих услуги по выработке тепловой и электрической энергии для населения, предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, прочих социальных нужд муниципального района Хабаровского края в период 2017-2019 годов; количество и ассортимент топлива, железнодорожные станции, места назначения устанавливаются актами Правительства Хабаровского края, разнарядками министерства ЖКХ Хабаровского края, распоряжениями Администрации.
Согласно пункту 2.1.1 рамочного договора оператор принимает на себя обязательства организовать и провести конкурсный отбор предприятий-поставщиков, перевозчиков, перевальщиков для поставки топлива, заключать от имени и за счет Администрации договоры поставки топлива.
В силу пункта 2.2.3 рамочного договора Администрация обязалась принимать от оператора счета-фактуры и товарные накладные на поставляемое топливо и акты оказания услуг, передавать их получателям; подписывать акты сверок и итоговые акты сверок с оператором ежеквартально, по окончании финансового года.
Из пунктов 2.21, 2.2.2 рамочного договора следует, что Администрация обязалась произвести оплату оператору за поставленное топливо, стоимость услуг оператора, а также других предприятий, услуги которых необходимы для выполнения договора поручения (оплата производится в сроки, указанные в договорах поставки топлива; осуществлять контроль за работой предприятий и организаций всех форм собственности по завозу, учету и использованию топлива для выработки тепловой и электрической энергии (пункт 2.2.8).
Пунктом 3 Типовой схемы, утвержденной распоряжением от 30.12.2016 № 681-р, установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива утверждают положение о закупках, регламентирующее правила закупок, согласно типовому положению, разработанному министерством жилищно- коммунального хозяйства края в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и размещают его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru; заключают договоры поручения с администрациями муниципальных районов края на совершение следующих действий: согласование объемов, видов, марок топлива, сроков централизованных поставок топлива и источников его оплаты по группам потребителей тепловой и электрической энергии; заключение договоров с ООО «Межрайтопливо» на организацию в соответствии с положением о закупках централизованной поставки топлива; перечисление на счет
ООО «Межрайтопливо» средств, предусмотренных для получателей в соответствующих бюджетах муниципальных образований края.
Согласно пункту 4 указанной Типовой схемы, Администрации муниципальных районов края, в том числе, в соответствии с заключенными с получателями договорами поручения (подпункт 3.4 пункта 3 Типовой схемы) заключают договоры поручения с ООО «Межрайтопливо» на организацию централизованных поставок топлива получателям, предусматривающие проведение следующих действий:
- подготовка и проведение в соответствии с положением о закупках процедур закупки в целях отбора поставщиков, а также перевозчиков и организаций, оказывающих услуги по разгрузке (перевалке) топлива, с соблюдением способов закупки, установленных положением о закупках;
- заключение в порядке, установленном положением о закупках, договоров с поставщиками, перевозчиками топлива на оказание услуг по разгрузке (перевалке) топлива;
- контроль за выполнением договорных обязательств
ООО «Межрайтопливо», поставщиками топлива, а также перевозчиками и организациями, оказывающими услуги по разгрузке (перевалке) топлива.
Положениями пункта 6 Типовой схемы предусмотрено, что
ООО «Межрайтопливо» в соответствии с положением о закупках осуществляет подготовку и проведение процедур закупки в целях отбора поставщиков топлива и лиц, оказывающих услуги по перевозке, разгрузке (перевалке) топлива, с соблюдением способов закупки, установленных положением о закупках, и заключает с ними отдельные договоры.
Так, в соответствии с Типовой схемой Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «СГТМ» размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Как следует из экспертного заключения Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «СГТС» цена на мазут при расчете экономически обоснованного тарифа установлена для в следующих размерах за 1 тонну: на 2014 год – 21 196,30 руб., на 2015 год – 21 266,27 руб., на 2016 год – 21 895,78 руб., на 2017 год – 22 773,81 руб., на 2018 год – 24 553,22 руб.
Полагая, что Администрация с начала 2017 года и в первом полугодии 2018 года не приняла всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на нее обязательств по договору поручения от 01.10.2014 в части контроля за организацией и проведением конкурсов по отбору поставщиков топлива, за условиями договоров поставки топлива (цены топлива), что, в свою очередь, привело к возложению на ООО «СГТС» дополнительных расходов в размере 202 398 267,58 руб. на оплату топлива по цене, превышающей установленную в экономически обоснованном тарифе, ФНС России обратилась в суд с заявлением о взыскании с Администрации убытков.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Из пункта 1 статьи 61.20 Закона о банкротстве следует, что в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве, требование о возмещении должнику убытков, причиненных ему лицами, уполномоченными выступать от имени юридического лица, членами коллегиальных органов юридического лица или лицами, определяющими действия юридического лица, в том числе учредителями (участниками) юридического лица или лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно при наличии определенных условий. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
При этом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
В силу пункта 2 статьи 53.1 ГК ответственность, предусмотренную пунктом 1 данной статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
Пунктом 3 статьи 53.1 ГК РФ установлено, что лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 названной статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Учитывая, что вступившим в законную силу определением суда от 05.11.2020 по настоящему делу установлено что, после формального выхода из состава учредителей ООО «СГТС» Администрация фактически продолжала являться контролирующим должника лицом, поскольку располагала оперативной (еженедельной) информацией о денежных средствах общества, находящихся на его специальном счете, открытом в обществе с ограниченной ответственностью «РКЦ», а также непосредственно согласовывала расходование этих средств и могла самостоятельно распоряжаться ими (24.05.2018 с «топливного счета» должника без согласования с последним перечислено 24 000 000 руб. на оплату обязательств Администрации перед поставщиками топлива), суды пришли к выводу, что рассматриваемое требование предъявлено к Администрации как контролирующему должника лицу.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения ответчика вреда, причинно-следственную связь между этими элементами, а также в установленных законом случаях вину лица, причинившего вред.
Таким образом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать следующую совокупность обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение лица, причинившего вред, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинившего вред лица. Недоказанность одного из указанных фактов, свидетельствует об отсутствии состава гражданско-правовой ответственности.
В ходе судебного разбирательства судебными инстанциями выяснено, что уполномоченный орган связывает возникновение убытков с недобросовестными действиями Администрации при исполнении обязанностей поверенного по договору поручения от 01.10.2014 № 7, выразившихся в том, что поверенный не предприняла мер по включению в договор поручения №04-2017-ЮГ(соц), заключенного с ООО «Межрайтопливо» условия о максимальной цене приобретения топлива равной показателю, заложенному при расчете тарифа, определив размер убытков в виде разницы между стоимостью топлива, заложенной в тарифе на 2017 и 2018 годы, и фактической стоимостью израсходованного топлива.
При этом уполномоченный орган в обоснование своей позиции сослался на то, что в спорный период ООО «Флагман» приобретало у
акционерного общества «ННК-Гаваньбункер» (далее – АО «ННК-Гаваньбункер») топливо аналогичного вида по цене в пределах нормативных расходов, заложенных в тарифе для потребителей услуг ООО «СГТС», то есть в указанный период на территории г. Советская Гавань находился иной поставщик топлива (АО «ННК-Гаваньбункер»), реализующий топливо по цене значительно меньшей, чем ООО «Флагман», и в пределах экономически обоснованных тарифов.
Между тем, судами установлено, что централизованная поставка топлива для ООО «СГТС» осуществлена в соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным в новой редакции протоколом общего собрания участников 28.04.2017, устанавливающим способы закупки при осуществлении закупок топлива для выработки тепловой и электрической энергии населению и организациям бюджетной сферы муниципальных районов края, при том, что заявка АО «ННКГаваньбункер» на участие в конкурсе не представлена.
Руководствуясь указанными выше нормами права, оценив представленные в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что условия договора поручения от 10.11.2016 №4-2017-ЮГ (соц), как и нормативные акты об утверждении Типовой схемы не оспорены и не признаны судами недействительными по иску заинтересованных лиц, исполнялись в течение продолжительного времени, при этом на оплату приобретенного у участников закупки топлива расходовались, в том числе, средства краевого бюджета, выделяемые Администрации в виде субвенций и субсидий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Администрации убытков, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд округа полагает, что суды первой и апелляционной инстанций верно и в полной мере установил имеющие существенное значение для правильного разрешения по существу настоящего спора фактические обстоятельства, дали им надлежащую правовую оценку, в полном объеме исследовали приведенные сторонами спора доводы и возражения, постановленные в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основываются на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» государственными полномочиями по возмещению ООО «СГТС» таких убытков наделена Администрация.
Согласно уставу, утвержденному постановлением Главы Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 17.07.2007 № 123, Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Управление ЭТИК и КХ) является представительным органом Администрации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается нормативными муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими органов местного самоуправления (абзац третий пункта 2 статьи 78.1 БК РФ).
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий на возмещение затрат организациям, оказывающим услуги по производству тепловой и (или) электрической энергии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) и являющимся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.12.2018 № 453-пр (далее - Порядок № 453-пр), субсидии предоставляются юридическим лицам, оказывающим услуги по производству тепловой и (или) электрической энергии на территории Хабаровского края в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) и являющимся получателями топлива в рамках централизованной поставки топлива в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 30.12.2016 № 681-р «О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края на 2017 - 2019 годы» в целях возмещения их затрат на приобретение топлива (без учета НДС), превышающие затраты, учтенные комитетом по ценам и тарифам Правительства края при установлении тарифов на тепловую и (или) электрическую энергии, в связи с увеличением стоимости следующих видов топлива: мазут топочный, моторное масло, дизельное топливо, уголь (далее также - затраты на приобретение топлива).
Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 01.06.2017 № 511 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее – Порядок № 511), согласно которому Управление ЭТИК и КХ является главным распорядителем бюджетных средств.
Пунктом 7.6 Порядка № 511 предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств вправе при наличии задолженности получателя субсидии за поставленное топливо производить авансовые платежи по субсидии в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в пределах средств, рассчитанных получателю субсидии на год.
При рассмотрении в рамках дела о банкротстве обособленного спора по заявлению Управление ЭТИК и КХ о включении требования в реестр требований кредиторов должника, установлено, что распоряжениями Главы Администрации от 31.01.2018 № 24-р и от 15.02.2018 № 35-р ООО «СГТС» выделена субсидия в размере 438 280 808,22 руб., за счет указанных средств уплачена задолженность перед ООО «Межрайтопливо».
Поскольку разница между стоимостью топлива, заложенной в тарифе на 2017 и 2018 годы, и фактической стоимостью израсходованного топлива компенсирована Администрацией за счет средств бюджета, в связи с чем, вопреки доводам заявителей кассационных жалоб, оснований полагать, что возникшие убытки возложены должника не имеется.
Как усматривается из мотивировочной части постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.04.2021 № Ф03-820/2021 по настоящему делу превышение финансирования общества в 2018 году по сравнению с расчетом объема средств, подлежащих возмещению должнику убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению составило 143 620 237,58 руб., которая фактически была выплачена ООО «СГТС» авансом, тогда как со второго полугодия 2018 года полномочия по отоплению и горячему водоснабжению переданы акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы».
Суд первой инстанции пришел к выводу, обоснованность которого подтверждена судом округа, о том, что выделенные авансом ООО «СГТС» указанные денежные средства являются формой финансирования должника в ситуации его имущественного кризиса, в связи с чем требование Управления ЭТИК и КХ признано подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, но приоритетно по отношению к требованиям лиц, получающих имущество должника по правилам пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве и пункта 8 статьи 63 ГК РФ, то есть в очередности, предшествующей распределению ликвидационной квоты, которое не может конкурировать с требованиями независимых кредиторов.
Установленная в ходе рассмотрения дела совокупность обстоятельств, позволила судам прийти к правомерному выводу об отсутствии в данном случае оснований для возмещения Администрацией предъявленных в рамках настоящего спора убытков и, соответственно, отказу в удовлетворении требований уполномоченного органа.
Приведенные в кассационных жалобах доводы о доказанности состава убытков, о несогласии заявителей с выводами судебных инстанций, иная интерпретация норм права, подлежащих применению в данном конкретном случае, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а направлены на несогласие с выводами судов обеих инстанции и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных в статье 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
Процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу норм части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А73-1625/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Ф. Кушнарева
Судьи С.О. Кучеренко
А.Ю. Сецко