НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 14.12.2023 № Ф03-5994/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

19 декабря 2023 года № Ф03-5994/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.

при участии:

от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: представитель не явился;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации: Дмитриенко Е.И., представитель по доверенности от 08.12.2023 № Ф-14;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю

на решение от 19.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023

по делу № А73-6402/2023

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

о взыскании 9 917 869 руб. 99 коп.

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН 1022502260461, ИНН 2504001751; адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 16; далее – ОСФР по Приморскому краю, фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; адрес филиала по Восточному военному округу: 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 124; далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение) о взыскании 9 917 869 руб. 99 коп. ущерба в виде переплаты застрахованным гражданам.

Решением суда от 19.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ОСФР по Приморскому краю просит суд кассационной инстанции решение и постановление отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что оснований не принимать недостоверные сведения по форме СЗВ-М за май 2021 года по типу «отменяющая» 12.07.2022 у ПФР не было; на основании представленных страхователем сведений ПФР устанавливает факт осуществления или прекращения осуществления трудовой деятельности пенсионером; поскольку форма СЗВ-М подается за один месяц, факт трудоустройства определяется за каждый месяц отдельно и не дает представления о факте трудоустройства работника за предыдущие месяцы; представление недостоверных сведений является ответственностью страхователя. Заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в отзыве и его представитель в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, граждане в количестве 581 человек (список приведен в материалах дела, далее – застрахованные лица) являлись получателями страховой пенсии по старости (далее – СП) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Застрахованные лица в 2022 году являлись работниками ответчика, который как страхователь обязан предоставлять истцу сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

01.06.2022 филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представил сведения в ПФР о работающих у него застрахованных лицах за май 2022 года по форме СЗВ-М, утверждённой действовавшим в спорный период постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п на 10863 работника, включая 581 пенсионера (тип «исходная»).

12.07.2022 учреждение представило сведения по форме СЗВ-М по типу «отменяющая» за май 2022 года на 10 863 работника.

16.08.2022 в адрес страхователя направлено уведомление о необходимости устранения нарушения в виде несоответствия представленных сведений и сведений, имеющихся у истца, согласно спискам.

В этот же день учреждение представило сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» за май 2022 года на 10 863 работника.

Из общего числа работников, сведения на которых предоставлялись в территориальный орган ПФР, 581 работник учреждения являлся пенсионерами.

На основании полученных сведений ОСФР по Приморскому краю был сделан вывод о прекращении трудовой деятельности 581 работника, в связи с чем 15.08.2022 истцом были приняты решения о начислении указанным 581 работающим пенсионерам индексации с СП за период с мая по сентябрь 2022 года.

Сумма переплаты по индексации указанным застрахованным лицам с учетом добровольного возвращения части переплаты на момент рассмотрения дела составила 9 917 869 руб. 99 коп.

В адрес страхователя направлялась претензия от 21.12.2022 № 4100/55292 об оплате суммы переплаты.

Полагая, что предоставление ответчиком недостоверных сведений персонифицированного учета повлекло причинение ущерба, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

На основании части 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М.

Судами установлено, что ответчиком в июле 2022 года переданы сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года с искаженными данными.

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 141 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии», утв. приказом Минсоцзащиты России от 05.08.2021 № 545н (далее – Правила), проверка обоснованности выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений может осуществляться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления запроса дополнительных документов (сведений) в организацию, выдавшую соответствующие документы (представившую сведения), либо непосредственно в этой организации.

Вместе с тем ошибочные сведения «отменяющей» формы СЗВ-М сами по себе были неординарными (увольнение сразу свыше 10 000 работников), явно противоречили как сведениям формы СЗВ-М за последующие к маю периоды, так и сведениям формы СЗВ-ТД, предоставляемым истцу ежемесячно (прием, увольнение), и ежедневно (перевод на др. должность), что должно было вызвать у истца обоснованные сомнения и обязанность уточнить факт осуществления (прекращения) трудовой деятельности на основании сведений по форме СЗВ-М.

В этой связи, по единому мнению судов, при такой ситуации, имея явно противоречивую информацию, истец должен был воспользоваться полномочиями в соответствии с пунктом 141 Правил и запросить уточнение у организации, прежде чем принимать решение о начислении индексации СП.

Пенсионный фонд мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованных лиц (10 861 работников единовременно) или несвоевременное представление страхователем сведений. При представлении ответчиком ненадлежащих сведений индивидуального учета фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

Между тем Пенсионный Фонд предусмотренные частью 6 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ действия не осуществил; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, не воспользовался; дополнительную проверку не провел, за основу принятого решения об индексации принял исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за май 2022 года.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Между тем ОСФР по Приморскому краю не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, дополнительную проверку не провел, в основу решений об индексации и последующих выплат положил исключительно ошибочно представленную отменяющую форму СЗВ-М май 2022 года.

Кроме того, получив точные сведения 16.08.2022, истец начислил индексацию не только за май-август 2022 года, но и за сентябрь 2022 года.

Таким образом, с учетом анализа изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному к выводу о том, что на дату принятия решения об индексации пенсии работникам учреждения как неработающим пенсионерам фонд располагал сведениями о том, что указанные пенсионеры продолжают работать, но не предпринял мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, как это предписано положениями части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Принимая во внимание то, что выплата сумм пенсии в увеличенном размере за период с мая по сентябрь 2022 года произведена фондом тогда, когда у него имелись актуальные сведения о факте работы указанных лиц, суды правомерно заключили, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по представлению ошибочных сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года и возникновением у фонда убытков за указанный период.

При изложенном суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую дали суды, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу № А73-6402/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи Н.В. Меркулова

А.И. Михайлова