НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 14.02.2018 № Ф03-238/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

21 февраля 2018 года № Ф03-238/2018

Резолютивная часть постановления от 14 февраля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.

Судей: Меркуловой Н.В., Никитиной Т.Н.

при отсутствии представителей участвующих в деле лиц

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Амурской области

на решение от 20.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017

по делу № А04-6267/2017

Арбитражного суда Амурской области

дело рассматривали: в первой инстанции судья Варламов Е.А.,в апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.

по заявлению Государственного казенного учреждения Амурской области - Управления социальной защиты населения по городу Белогорску и Белогорскому району (ОГРН 1082804000047, ИНН 2804013250, место нахождения: 676850, Амурская область, Белогорск город, ул. Гагарина, 17)

к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 108)

третье лицо: Министерство социальной защиты населения Амурской области (ОГРН 1072801009148, ИНН 2801123865, место нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шимановского, 8)

о признании недействительным предписания

Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Белогорск и Белогорскому району (далее – управление соцзащиты, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – УФК по Амурской области) о признании незаконным и отмене в части предписания от 30.05.2017 № 23-23-16/11-3343.

Решением суда от 20.09.2017, оставленным без изменения проставлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017, заявленное требование удовлетворено.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе УФК по Амурской области, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с выводами судов о незаконности предписания, ссылаясь на пункты 5, 7 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 06.11.2009 № 503а, настаивает на излишнем начислении (выплате) гражданину единой социальной выплаты в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (отопление) в размере 50% на члена семьи, совместно зарегистрированного с ним в жилом помещении без предоставления документов, подтверждающих их родственные отношения.

Управление соцзащиты возражает в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов ее заявителя, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, по поручению Федерального казначейства от 30.01.2017 № 17-02-05/5 на основании приказа УФК по Амурской области от 04.04.2017 № 126 последним в отношении учреждения проведена выездная проверка на предмет использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 (далее - Правила № 861).

По результатам проведенной проверки вынесен акт от 28.04.2017 с указанием на нарушение учреждением пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Правил № 861, подпункта 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ), подпункта «а» пункта 5, пункта 7 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 06.11.2009 № 503а.

Учреждению вменено излишнее начисление и выплата за период с января по декабрь 2016 года получателю мер социальной поддержки Пановой М. П. (участнику ВОВ, ставшему инвалидом) единой социальной выплаты (далее – ЕВС) в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (отопления) в размере 50% на члена семьи, совместно зарегистрированного в жилом помещении с данным получателем ЕСВ без предоставления подтверждающих их родственные отношения документов, в сумме 8 693,04 рубля.

При проверке установлено, что учреждением с февраля 2015 года согласно распоряжению о перерасчете ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 04.02.2015 № 189/3 производилось начисление и выплата на двух зарегистрированных в жилом помещении (г. Белогорск, ул. Чехова 51/1, кв. 23) человек - получателя указанных мер социальной поддержки Пановой М.П. и совместно с ней зарегистрированной в жилом помещении Батрак Т.Н., согласно предоставленной копии паспорта с отметкой о регистрации по данному адресу с 28.10.2011.

На момент проведения проверки в личном деле получателя ЕСВ Пановой М.П. отсутствовали документы, подтверждающие ее родственные отношения с Батрак Т.Н., имелась только копия паспорта Батрак Т.Н. с отметками о регистрации по месту жительства Пановой М.П. В ходе проверки предоставлены документы, подтверждающие родственные отношения Батрак Т.Н. (дочь) с получателем мер социальной поддержки (свидетельство о рождении, свидетельство о расторжении брака и свидетельство о заключении брака).

По результатам проверки УФК по Амурской области вынесено предписание от 30.05.2017 № 23-23-16/11-3343, которым учреждению предписано в срок не позднее 30 дней со дня его получения принять меры по восстановлению неправомерно начисленной и выплаченной ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в установленном законом порядке в сумме 8 693,04 рубля; взысканную сумму переплаты перечислить в доход соответствующего бюджета.

Не согласившись с данным предписанием в оспариваемой части, учреждение оспорило его в суд.

На основании пункта 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 14 Закона № 5-ФЗ, абзацу 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидам войны, инвалидам иных категорий, семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

В соответствии с предписаниями, содержащимися в статье 23.2 Закона № 5-ФЗ, статье 28.2 Закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, предоставляя субъекту Российской Федерации определить нормативным правовым актом форму предоставления указанной меры социальной поддержки.

В пункте 2 статьи 23.2 Закона № 5-ФЗ указано, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 этой же статьи Закона мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсации, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Постановлением Правительства Амурской области от 06.11.2009 № 503а утвержден Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Порядок № 503а).

Согласно пункту 7 Порядка № 503а, получатели ЕСВ обязаны извещать ГКУ - Управление социальной защиты населения (далее – ГКУ – УСЗН) по месту жительства о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления ЕСВ (в том числе в случаях изменения состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, места жительства, перечня потребляемых услуг, основания для получения ЕСВ), в течение 10 дней со дня наступления указанных обстоятельств и представлять документы, подтверждающие произошедшие изменения, за исключением документов, указанных в подпунктам «а», «б», «г» пункта 5 Порядка № 503а.

В случае наступления обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления ЕСВ, с 1-го по 15-е число месяца перерасчет ЕСВ производится с 1-го числа этого месяца, а при наступлении указанных обстоятельств с 16-го числа до конца месяца - перерасчет ЕСВ производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления указанных обстоятельств.

В соответствии с пунктом 15 Порядка № 503а в случае назначения ЕСВ в завышенном размере излишне выплаченные гражданину средства вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений и документов, а также представления документов, содержащих недостоверные сведения, подлежат удержанию из ЕСВ в последующем периоде. Размер удержаний не может составлять более 50% от суммы ЕСВ. В случае прекращения предоставления ЕСВ излишне выплаченные гражданину суммы возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств взыскание производится ГКУ-УСЗН в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что спорная сумма ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлена являющемуся участником ВОВ и инвалидом гражданину, а также совместно с ним проживающему члену его семьи в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Закона № 5-ФЗ и Порядком № 503а, суды признали, что средства субвенции в спорной части расходованы на исполнение обязательств, возникших при осуществлении органом государственной власти Амурской области переданных ему в соответствии со статьей 23.2 Закона № 5-ФЗ полномочий Российской Федерации по предоставлению указанной в статье 14 Закона меры социальной поддержки инвалидам войны.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании полученных управлением соцзащиты бюджетных средств, и не доказанности нарушения им правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, при отсутствии оснований для восстановления суммы выплаченной социальной выплаты в установленном законом порядке и перечисления ее в доход соответствующего бюджета, вывод судов о незаконности предписания является верным.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.09.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу № А04-6267/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.А. Мильчина

Судьи Н.В. Меркулова

Т.Н. Никитина