НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Дальневосточного округа от 13.09.2017 № Ф03-3539/17

                              АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

сентября 2017 года                                                                  № Ф03- 3539/2017

           Резолютивная  часть  постановления от 13 сентября 2017 года.  Полный  текст  постановления изготовлен сентября 2017 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалоб у Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»

на решение от 21.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017

по делу № А24-165/2017 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Д.Н., в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По заявлениюФедерального государственного унитарного предприятия «Почта России»

кпрокуратуре г.Петропавловска-Камчатского

опризнании незаконным представления

      Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала – УФПС Камчатского края (ОГРН 1037724007276, место нахождения: 131000, г.Москва, Варшавское шоссе, 37; далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края  с заявлением о признании незаконным представления прокуратуры г.Петропавловска-Камчатского (ОГРН 1074101005351, место нахождения: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, проспект Рыбаков, 13; далее – прокуратура)         от 14.12.2016 №7/57-12-2016 об устранении нарушений действующего законодательства.

       Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.

      В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что выявленные прокуратурой обстоятельства не являются нарушением какого-либо закона и настаивает          на том, что предприятие не является субъектом правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, регулируемых Законом Камчатского края от 27.04.2010 №423 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, по проезду на автомобильном транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения, а также на воздушном транспорте межмуниципального сообщения в Камчатском крае» (далее – Закон №423). Также податель жалобы указывает на то, что контроль за соблюдением договорных обязательств между субъектами хозяйственной деятельности не входит в перечень полномочий органов прокуратуры, определенных в Федеральном законе от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

      Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

      Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени                и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

      Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.

       Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, прокуратурой г.Петропавловска-Камчатского проведена проверка по вопросу правомерности действий руководителя МАУ «Управление пассажирского транспорта» в  г.Петропавловске-Камчатском при реализации проездных билетов для льготной категории граждан.

      В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что между МАУ «Управление пассажирского транспорта Петропавловск-Камчатского городского округа» (заказчик) и филиалом ФГУП «Почта России» – УФПС Камчатского края (исполнитель) 15.01.2015 и 31.12.2015 заключены договоры №№11/15, 171/15 на оказание услуг по реализации проездных билетов и льготных проездных билетов длительного пользования, согласно условиям которых, реализация проездных билетов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 23.03.2010 №127-п и решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.09.2012 №532-нд.

       В соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 вышеуказанных договоров исполнитель обязан осуществлять продажу льготного проездного билета на основании документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки (паспорта, удостоверения, трудовой книжки, справки и т.д.) с указанием на бланке фамилии, имени, отчества и документа, подтверждающего право на льготу, а также обязан ежедневно вести ведомости реализации льготных проездных билетов.

        В ходе проведенной выборочной проверки ведомостей продажи городских льготных (социальных) проездных билетов прокуратурой выявлены допущенные отделениями ФГУП «Почта России» нарушения порядка ведения данных ведомостей, а именно:

       - отсутствие в ведомостях номеров удостоверений, фамилий, имен, отчеств, а также подписей лиц, приобретавших билеты;

       - отсутствие в ведомостях номеров проездных билетов;

       - отсутствие оригиналов ведомостей;

       - отсутствие на ведомостях фамилии, имени, отчества сотрудника отделения почтовой связи, осуществлявшего продажу льготных билетов; - в ведомостях за 27.08.2016 в графах с 1 по 5, с 1 по 20, с 1 по 32 (2 ведомости), за 25.08.2016 в графах с 1 по 32 (2 ведомости), с 1 по 5, за 31.08.2015 в графах с 1 по 12, с 1 по 33 (2 ведомости), за 02.09.2015в графах с 1 по 20, за 04.09.2015 в графах с 1 по 13 подписи ставил один человек;

        - во многих ведомостях не указана категория льгот, к которой относится приобретатель льготного билета.

      Также в ходе проверки выявлены нарушения по количеству проданных билетов за сентябрь 2015 года (так, в реестре реализованных проездных билетов за период с 25.08.2015 по 05.09.2015 числится 77 проданных билетов по категории «реабилитированные граждане; лица, пострадавшие от политических репрессий»; в свою очередь, согласно ведомостям проданными считается лишь 38 проездных билетов. Прокуратурой также установлено, что вместо указанных в реестре 2 288 реализованных билетов за период с 25.07.2015 по 05.08.2015 по категории «Ветеран боевых действий» в ведомостях значится лишь 95 реализованных билетов данной категории).

        Полагая, что допущенные предприятием нарушения приводят к нарушению порядка распределения денежных средств из краевого бюджета всех уровней вследствие наличия искажений в сведениях о количестве реализованных проездных билетов, заместитель прокурора г.Петропавловска-Камчатского 14.12.2016 внес представление №7/57-12-2016 о необходимости принятия им мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, а также по решению вопроса о привлечении лиц, виновных в неисполнении требований действующего законодательства, договоров к дисциплинарной ответственности.

      Предприятие, считая указанное представление прокуратуры незаконным, оспорило его в арбитражный суд.

       Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды исходили из того, что оспариваемое предписание вынесено прокуратурой в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) и соответствует положениям Закона №423, постановления Правительства Камчатского края от 23.03.2010 №127-п «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, по проезду на автомобильном транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения, а также на воздушном транспорте межмуниципального сообщения в Камчатском крае» (далее – Постановление №127-п), Порядка изготовления и реализации проездных билетов длительного пользования для проезда на автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (кроме такси и маршрутных такси), утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.03.2013 №828 (далее – Порядок №828).

       Согласно положениям статей 1, 21 Закона о прокуратуре прокуратура, в числе прочего, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Вышеуказанная норма, как обоснованно указали судебные инстанции, предполагает, что в качестве повода для проверки исполнения законов может использоваться любая информация о фактах нарушения закона, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру обращений.

Пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре наделяет прокурора полномочием по внесению в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 этого же Закона, представления об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Учитывая, что поводом для проведения проверки прокуратурой в настоящем случае явилось поручение прокуратуры Камчатского края от 26.10.2016 №7/12-5147-2016 по проверке доводов, изложенных в анонимном обращении по вопросу правомерности действий руководителя МАУ «Управление пассажирского транспорта» в г.Петропавловске-Камчатском при реализации проездных билетов для льготной категории граждан, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у прокуратуры законных оснований для принятия мер реагирования в случае выявления факта нарушения закона организацией, в том числе, посредством внесения представления об устранении нарушений закона. При таких обстоятельствах, доводы заявителя жалобы об отсутствии у прокуратуры соответствующих полномочий подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании положений Закона о прокуратуре.

Судами установлено, что спорным представлением прокуратуры г.Петропавловска-Камчатского от 14.12.2016 №7/57-12-2016 выявлено ненадлежащее оформление предприятием ведомостей реализации льготных проездных билетов и несоответствие количества реализованных льготных проездных билетов, отраженных в реестрах реализованных проездных билетов, количеству реализованных проездных билетов, отраженных в соответствующих ведомостях. При этом прокуратура посчитала, что данные действия приводят к нарушению порядка распределения денежных средств из краевого бюджета всех уровней вследствие наличия искажений в сведениях о количестве реализованных проездных билетов.

       Судебные инстанции согласились с указанными выводами и указали на правомерность вынесения акта прокурорского реагирования в отношении предприятия.

       Как верно отмечено судами, с учетом содержания указанных выше нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.09.2012 №532-нд, реализация льготных (социальных) проездных билетов является одной из мер социальной поддержки, оказываемой органами местного самоуправления отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае. При этом Постановлением №828 установлен порядок реализации таких проездных билетов, в том числе в пунктах продаж.

       Из имеющихся в материалах дела договоров от 15.01.2015 №11/15, от 31.12.2015 №171/15 следует, что ФГУП «Почта России» в лице филиала – УФПС Камчатского края приняло на себя обязательства по реализации проездных билетов, в том числе льготных (социальных) проездных билетов, реализуемых отдельным категориям граждан согласно Постановления №127-п и Решения №532-нд. Из преамбулы названных сделок прямо следует, что они заключены в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 20.03.2013 №828. Приложениями к договорам №№11/15, 171/15 сторонами согласована форма ведомости реализации проездных билетов, ежедневное ведение которой является обязанностью заявителя. Ведомость предусматривает необходимость указания в ней фамилии, имени, отчества льготника, категории льготника, номера удостоверения (трудовой книжки), стоимости проездного билета и подписи льготника.

       Учитывая, что предприятие, приняв на себя обязательства по реализации льготных (социальных) проездных билетов в соответствии с нормативными правовыми актами Камчатского края, фактически стало участником правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки, оказываемой отдельным категориям граждан путем обеспечения их проезда на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения, суды пришли к правильному выводу о том, что выявленные прокуратурой недостатки в ведении должностными лицами ФГУП «Почта России» ведомостей реализации льготных (социальных) проездных билетов, отсутствие в ведомостях сведений о лицах, которые приобрели такие проездные билеты, свидетельствует не только о нарушении предприятием условий договоров от 15.01.2015, от 31.12.2015, но и порядка реализации проездных билетов, установленного Постановлением №828.

      При таких обстоятельствах у надзорного органа имелись правовые основания для внесения оспариваемого представления, в связи с чем доводы заявителя в кассационной жалобе об обратном отклоняются судом округа как основанные на неверном понимании и толковании положений действующего законодательства.

       При этом судами обеих инстанций учтено, что сам факт допущенных предприятием нарушений в ходе рассмотрения настоящего дела им не оспаривался, и доказательств, опровергающих отраженные в оспариваемом представлении результаты прокурорской проверки, суду в нарушении требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставлялось.

      Поскольку оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено прокуратурой в пределах предоставленных ей полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя, судебные инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали в удовлетворении заявленных требований.

      Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии в действиях предприятия нарушений и неточностей в сведениях электронных реестров, отклоняется судом округа, как не имеющий правового значения для правильного рассмотрения настоящего спора, поскольку сведения на бумажном носителе должны соответствовать информации, содержащейся в электронном виде.

       В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы судов, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судом округа не установлено.

С учетом изложенного, кассационная жалоба предприятия удовлетворению не подлежит.

       Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

       Руководствуясь статьями 104, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

                                                    ПОСТАНОВИЛ:

        решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.03.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017             по делу № А24-165/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

      Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную по платежному поручению от 27.07.2017 № 4758 при подаче кассационной жалобы.

      Выдать справку на возврат государственной пошлины.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Председательствующий                                                С.Ю. Лесненко                           

      Судьи:                                                                              И.М. Луговая

                                                                                                А.И. Михайлова