АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
16 января 2024 года № Ф03-6024/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района: Красинская Ю.Г., представитель по доверенности от 29.12.2023 № 29;
от Приморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Подлубный А.Л., представитель по доверенности от 05.12.2023 № 43;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района
на решение от 17.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023
по делу № А73-10737/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района
к Приморскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
о признании недействительным предостережения
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН 1032700248690, ИНН 2720015420; адрес: 680510, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Тополево, ул. Центральная, д. 6; далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Приморскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ОГРН 1052503032229, ИНН 2536153725; адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Воропаева, д. 33, далее – управление Россельхознадзора) о признании недействительным предостережения от 11.05.2023 № 05-15/117-ВО.
Решением суда от 17.08.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и признать оспариваемое предостережение недействительным. Приводит доводы о том, что акт контролируемому лицу Россельхознадзором в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), не направлен; земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329205:667 не находится в муниципальной собственности (выписка из реестра имущества Хабаровского муниципального района от 09.08.2023); судами не дана оценка доводу комитета о том, что перечисленные мероприятия обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; вопросы местного значения, такие как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, не входят в полномочия комитета в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 08.12.2015 № 43-189, решением соответствующих вопросов занимается отдел по вопросам безопасности и гражданской защиты администрации Хабаровского муниципального района; на сегодняшний день задолженности по арендной плате за данный земельный участок нет, что подтверждает наличие у арендатора Жука СВ. наследника, который совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства; факт причинения вреда землям сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором не доказан; предостережение не содержит конкретных действий (бездействий) комитета, которые могли привести или приводят к нарушению обязательных требований, конкретных предложений о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований, в предостережении не указано, какие обязательные требования исходя из компетенции и полномочий комитета им нарушены.
Управление Россельхознадзора в отзыве просит отказать комитету в удовлетворении кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории Хабаровского муниципального района расположены не разграниченные земельные участки с кадастровыми номерами: 27:17:0329205:666, 27:17:0329205:670, 27:17:0329205:668, 27:17:0329205:662, 27:17:0329205:669, 27:17:0329205:661, 27:17:0329205:667, 27:17:0329205:663, 27:17:0329205:664, 27:17:0329205:665, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сенокошение.
Перечисленные земельные участки переданы арендодателем (комитетом) Жуку Сергею Васильевичу для сенокошения по договору аренды от 17.01.2021 № А41/21 на срок с 17.02.2021 по 16.02.2024.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2022 № 541-пр «Об утверждении Перечня населенных пунктов Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, на 2023 год, Перечня территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, расположенных на территории Хабаровского края, подверженных угрозе лесных пожаров, на 2023 год, о начале пожароопасного сезона на территории Хабаровского края в 2023 году» на территории Хабаровского района с 30.03.2023 установлено начало пожароопасного сезона.
05.05.2023 в рамках государственного земельного надзора на основании задания от 02.05.2023 № 05-15/120-ВО управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (правопреемник управления Россельхознадзора) проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329205:667, о чем составлено заключение от 05.05.2023 № 05-15/117-ВО, из которого следует, что в географических координатах 1) 48.465005135.403898, 2) 48.464015 135.405323, на всей площади земельного участка 9,9 га видны следы прохода сельскохозяйственной техники, сенокошения, а также следы выжигания остатков скошенной травянистой растительности (старики), противопожарная минерализованная полоса на земельном участке отсутствует.
При проверке управлением установлено, что арендатор Жук Сергей Васильевич умер 15.03.2023.
Комитету вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.05.2023 № 05-15/117-ВО, которым предложено на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 27:17:0329205:667 в срок до 01.09.2023 провести мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязательных требований, указанных в п. 3 настоящего предостережения, а именно: на основании абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Не согласившись с предостережением, комитет в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», обратился в управление с возражениями на предостережение (письмо от 29.05.2023 № 01-21/3409).
Рассмотрев возражения, управление письмом от 10.06.2023 № 05-20/3844 сообщило о том, что доводы, изложенные в возражении, не нашли своего подтверждения. Документы, подтверждающие осуществление деятельности, проведение мероприятий по охране земель, направленных на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса на земельный участок с кадастровым номером 27:17:0329205:667, комитетом не представлены. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 11.05.2023 № 05-15/117-ВО выдано комитету в соответствии с законодательством по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия и аннулированию не подлежит.
Несогласие с вынесенным предостережением послужило комитету основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 71 ЗК РФ организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Законом № 248-ФЗ, за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных ЗК РФ, а также Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 (далее – Положение № 1081).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ и абзацем 1 пункта 29 Положения № 1081 в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
Вместе с тем по данным сайта ФНС России Жук Сергей Васильевич не значится, данные отсутствуют. Согласно информации, размещенной в сети интернет на сайте администрации Хабаровского муниципального района, Жук Сергей Васильевич 29.03.1961 г.р. умер 15.03.2023.
Объявляя и направляя предостережение комитету, проверяющий орган исходил из следующего.
Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее - Положение), утвержденным решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 08.12.2015 № 43-189 установлено, что основными задачами комитета является проведение на территории района единой политики по управлению и распоряжению в установленном порядке объектами муниципальной собственности, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществление в пределах компетенции района муниципального земельного контроля (п.п. 2.1, 2.3 Положения).
Комитет является уполномоченным органом администрации района, осуществляющим на территории района полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности района, управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено правовыми актами (п. 1.1 Положения).
Согласно п. 3.1.6, 3.2.2, 3.2.3 Положения основной функцией комитета является, в том числе, осуществление на территории района контроля за сохранностью и использованием по назначению относящегося к муниципальной собственности имущества (за исключением муниципального жилого фонда), если иное не предусмотрено правовыми актами района, проводит, в связи с этим соответствующие проверки. В случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использованием принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, правовыми актами органов местного самоуправления района; разрабатывает и реализует местные программы использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель; осуществляет муниципальный земельный контроль в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4.2.3 Положения комитет обязан соблюдать требования федеральных, краевых и районных правовых актов по вопросам, отнесенных к компетенции комитета.
В настоящем случае выявленные в ходе обследования факты свидетельствуют о признаках нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 13, абз. 4 статьи 42 ЗК РФ, в частности комитет не обеспечил выполнение обязательных мероприятий по охране земель и защите земель от другого негативного воздействия, в том числе мер пожарной безопасности, так как выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения приводит к снижению плодородия почвы (выгорает органическое вещество в верхнем слое почвы, которое является основным компонентом плодородия почвы, обеспечивает пористость и рыхлость почвы, ее влагоемкостъ (способность удерживать элементы минерального питания растений; определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии, ухудшению водно-физических свойств почвы, существенному уменьшению количества почвенных микроорганизмов)).
Выявленные признаки нарушения обязательных требований не соответствуют Перечню индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и виноградопригодных земель, утв. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 № 402, при этом отсутствует подтверждение достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также оснований для проведения внеплановой проверки изложенных в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований правомерно объявлено и направлено комитету.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены последними как не нашедшие своего подтверждения, направленные на переоценку обстоятельств дела, не содержащие фактов, имеющих юридическое значение и способных повлиять на обоснованность и законность состоявшихся судебных актов.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено, то правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу № А73-10737/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова