АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
11 февраля 2022 года № Ф03-7219/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2022 года.
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства и переработки Хабаровского края: Щербакова А.Г., представитель по доверенности от 19.05.2021 № 09/05;
от Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу – представитель не явился;
от Министерства промышленности Хабаровского края – Потапова А.А., представитель по доверенности от 04.02.2022 № 05.19-16;
от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания» – Ганченко В.А., директор – лично; Благинина Н.П., представитель по доверенности от 10.01.2022 № 1;
от Правительства Хабаровского края – Шостак И.М., представитель по доверенности от 07.10.2021 № 12.325-15090;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания», Правительства Хабаровского края
на решение от 03.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021
по делу № А73-10767/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, адрес: 680020, Хабаровский край г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5)
к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН 1072723002252, ИНН 2723090306, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 71)
третьи лица: Министерство промышленности Хабаровского края (ОГРН 1112721007101, ИНН 2721185778, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339, адрес: 123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2), общество с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания» (ОГРН 1162724053909, ИНН 2704024682, адрес: 682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Киевская, д. 14, пом. 2), Правительство Хабаровского края (ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 56)
о признании недействительным пункта 1 предписания
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительным пункта 1 предписания от 05.05.2021 №11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство промышленности Хабаровского края (Минпром края), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг), общество с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания» (далее - общество), Правительство Хабаровского края (далее – правительство края).
Решением суда от 03.09.2021, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, комитет, общество и правительство края обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых предлагают их отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Комитет, общество и правительство края в жалобах и их представители в судебном заседании суда округа настаивали на неверном толковании судами понятий и пункта 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов») (далее – Положение № 190); утверждали о соблюдении всех условий для заключения спорных договоров без проведения торгов. Считали, что суды не учли имеющейся у общества дефицит сырья. Также полагали, что предписание не исполнимо, поскольку исчерпывающий перечень оснований для расторжения договоров, четко определен в его условиях, а таких нарушений обществом не допущено. В связи с чем, выводы судов о наличии оснований для расторжения договоров аренды комитетом в одностороннем порядке и о законности предписания считают необоснованными, ненормативный акт департамента – незаконным.
Минпром края в отзыве доводы кассационных жалоб поддержало, кроме того, указало, что судом первой инстанции нарушены нормы АПК РФ тем, что рассмотрены требования не соответствующие интересам истца и противоречащие его волеизъявлению, так как дана оценка законности принятия решения о выделении обществу дополнительных лесных участков.
Департамент отзыв не представил; извещенный в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, ранее заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представителем комитета заявлено об изменении наименования заявителя на Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, о чем в ЕГРЮЛ 24.01.2022 внесена соответствующая запись № 222700021850.
Судом кассационной инстанции в порядке пункта 1 статьи 124 АПК РФ принято и учтено изменение наименования заявителя по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что обществом в 2016 году представлена концепция инвестиционного проекта «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», в которой определена потребность в исходном сырье для нового производства: в объеме 186 тыс. куб. м - покупной древесины и 136,6 тыс. куб. м - древесины с предоставляемых под реализацию приоритетного инвестиционного проекта лесных участков.
Распоряжением правительства края от 21.02.2017 №87-рп утверждена заявка общества на реализацию инвестиционного проекта, содержащая перечень из семи лесных участков с ежегодным объемом изъятия древесины 136,6 тыс. куб. м; заявка согласована Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) 07.12.2017.
Приказом Минпромторга от 26.05.2017 № 1673 инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Во исполнение реализации инвестиционного проекта Управлением лесами Правительства (комитетом) 11.07.2017 заключено 7 договоров аренды лесных участков для заготовки древесины: № 2937/2017, №2938/2017, №2939/2017, №2940/2017, №2941/2017, №2942/2017, №2943/2017) сроком на 49 лет с общим установленным ежегодным объемом изъятия древесины 136,6 тыс. куб. м на лесных участках общей площадью 248 560,3 га.
17.11.2017 в правительство края поступила заявка общества от 16.11.2017 №65 о внесении изменений в инвестиционный проект (том 3 л.д. 7-9).
Правительством края распоряжением от 09.08.2018 № 500-рп «Об утверждении заявки ООО «ВТК» на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России от 26.05.2017 №1673» утверждена заявка общества и перечень лесных участков, дополнительно выделяемых для реализации инвестиционного проекта: 5 участков общей площадью лесного фонда 69 922,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м (том 4 л.д. 26-36).
В 2019 году общество внесло изменения в Концепцию инвестиционного проекта: объем потребляемого сырья увеличен до 359,7 тыс. куб. м, допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) - до 174,5 тыс. куб. м. (том 3 л.д. 14, 46-47, 59,70).
В измененной Концепции в дополнение к ранее предоставленным 7 лесным участкам (136,6 тыс. куб. м), по которым уже были заключены договоры аренды в 2017 году, указан перечень дополнительных 5 лесных участков с совокупным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м, общий объем допустимого ежегодного объема изъятия древесины (расчетная лесосека) составил 174,5 тыс. куб. м (том 3 л.д. 59, 60, 61).
Приказом Минпромторга от 30.06.2019 №2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов» на основании пункта 29 Положения № 190 внесены соответствующие изменения в показатели инвестиционного проекта (том 1 л.д. 138-139).
Договоры аренды в отношении дополнительно предоставленных 5 лесных участков заключены.
После общество направило в адрес правительства края заявление от 07.05.2020 №149 с просьбой внести изменения в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в части выделения дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье – 359,7 тыс.куб.м. при выделенном лесном фонде 174, 5 тыс.куб.м и, соответственно, дефиците сырья 185,2 тыс. куб. м (том 3 л.д. 10-11).
Распоряжениями правительства края от 05.08.2020 №803-рп, от 14.10.2020 №1102-рп со ссылкой на статью 22 и пункт 31 Положения №190 на основании заявления общества от 07.05.2020, а также заявления общества от 07.09.2020 внесены изменения в распоряжение правительства края 09.08.2018 №500-пр, в том числе в перечень лесных участков, дополнительно выделяемых для инвестиционного проекта, с изложением его в новой редакции, общей площадью лесного фонда 359 643,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины – 180,7 куб.м и общей площадью лесного фонда 379 959,7 га с ежегодным объемом изъятия древесины – 177,1 тыс.куб.м, соответственно (том 3 л.д. 74-86).
Во исполнение названных распоряжений комитетом с обществом дополнительно заключены 6 договоров аренды лесных участков от 01.09.2020 №3185/2020, от 16.10.2020 №3213/2020, от 21.10.2020 №2853/2020, от 05.11.2020 №3221/2020, от 20.11.2020 №3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020.
На основании приказов от 05.03.2021 №49-п, от 24.03.2021 №75-п, от 30.03.2021 №82-п департаментом во исполнение пункта 8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 22.07.2020 № ВА-П11-51пр в отношении комитета проведена внеплановая выездная и документарная проверка, в ходе которой изучены 8 договоров аренды лесных участков для целей заготовки древесины на территории Хабаровского края в отношении арендаторов лесных участков, в том числе ООО «ВТК».
Обстоятельства проверки зафиксированы актом от 02.04.2021 № 20 (том 1 л.д.40-68).
По результатам проверки в адрес комитета выдано предписание от 05.05.2021 №11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в пункте 1 которого, со ссылкой на статью 73.1 ЛК РФ, пункт 31 Положения №190 указано и предписано в срок до 02.08.2021:
- обеспечить принятие мер, направленных на: расторжение договоров аренды лесных участков, заключенных в целях заготовки древесины от 01.09.2020 №3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 №2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 №3228/2020 (далее – договоры) с обществом; о недопустимости и прекращении использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование арендатору - обществу, по вышеуказанным договорам аренды.
Не согласившись с пунктом 1 предписания, считая его незаконным, комитет обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требований оказал, признав оспариваемый ненормативный правовой акт департамента законным и не нарушающим права заявителя.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
В силу пунктов 1 и 3 части 1 статьи 83 ЗК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.
Частью 7 данной статьи Кодекса определено, что ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (далее в настоящей статье - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий), который в силу пункта 3 части 9 статьи 83 ЗК РФ осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 таким органом определено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действует на территории Дальневосточного федерального округа и на основании Приказа Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу», в числе прочего, осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также с правом привлечения должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.
Таким образом, суды верно определили наличие у департамента полномочий на проведение контроля в отношении комитета и на выдачу в случае выявления нарушений предписания.
В рассматриваемом случае департамент в ходе исполнения своих полномочий по результатам проверки переданных комитету полномочий в области лесных отношений установил нарушение комитетом положений части 3 статьи 73.1 ЛК РФ и пункта 31 Положения №190 в связи с предоставлением обществу 6 участков лесного фонда путем заключения 6 договоров без проведения торгов.
Суды согласились с таким утверждением департамента, обоснованно приняв во внимание, что по общему правилу в соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Пунктом 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 22 Кодекса подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен Правительством в Положении № 190, которым закреплена процедура подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов
Согласно пункту 4 названного Положения Минпромторг осуществляет подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов, который должен содержать, в том числе сведения об объеме потребляемого сырья, о размере расчетной лесосеки.
В силу пункта 5 Положения № 190 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение Минпромторг, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта, и которое согласно пункту 6 подлежит размещению на официальном сайте Минпромторг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок подачи, рассмотрения, отбора, утверждения заявки инвестора и принятия решения о её одобрении или отклонении решением заинтересованного органа определен в пунктах 7, 8,12, 13, 14 Положения № 190.
При этом пунктом 15 Положения утверждено, что заявка, прошедшая отбор, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отборе заявки направляется заинтересованными органами, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, для согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства (в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов) с приложением решения об отборе заявки.
Федеральное агентство лесного хозяйства при поступлении заявки с приложением решения об отборе заявки принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение 10 рабочих дней со дня ее получения с обоснованием причин отказа, о чем информирует в письменной форме заинтересованный орган.
Согласно пункту 17 Положения № 190 в случае реализации инвестиционного проекта на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заинтересованный орган обязан направить заявку, прошедшую отбор, а также решение об отборе заявки в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отборе заявки в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Согласно пункту 19 Положения № 190 заявка инвестора утверждается актом, который содержит, в том числе и перечень лесных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов;
Пунктом 22 Положения №190 определено, что заинтересованный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия акта об утверждении заявки направляет его и заявку в Минпромторг, который в течение 14 рабочих дней со дня получения указанных документов проверяет их на соответствие положениям, предусмотренным пунктами 2, 7 - 10 и 19 настоящего Положения, и принимает решение о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, оформленное в виде приказа, с направлением его копии в заинтересованный орган и Федеральное агентство лесного хозяйства - в случае, предусмотренном пунктом 15 настоящего Положения, в соответствующие уполномоченные органы в области освоения лесов - в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, а в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящего Положения, - в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Согласно абзацу 1 пункту 25 Положения №190 включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, - соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины на выделенных для реализации инвестиционного проекта лесных участках должен соответствовать годовой потребности в древесном сырье, рассчитанной исходя из производственной мощности оборудования, запланированного объема и ассортимента выпускаемой продукции при выходе на проектную мощность, товарной структуры и породного состава допустимого ежегодного объема изъятия древесины (абзац 4 пункта 25 Положения).
Таким образом, процедура реализации концепции инвестиционного проекта четко определена нормами Положения №190.
Процедура включения в приоритетный инвестиционный проект изменений в целях предоставления дополнительных участков также предусмотрена Положением №190, а именно: инвестор подает в заинтересованный орган заявку на внесение изменений в инвестиционный проект (пункт 28); заинтересованный орган направляет заявку инвестора на согласование в Рослесхоз (абз. 1 пункта 29); Рослесхоз принимает решение о согласовании заявки инвестора (абз. 2 пункта 29); после получения согласования Рослесхоза заинтересованный орган принимает решение об утверждении заявки инвестора и направляет пакет документов в Минпромторг (абз. 3 пункта 29); Минпромторг после получения пакета документов от заинтересованного органа вносит изменение в состав сведений в инвестиционном проекте (абз. 4 пункта 29) либо отказывает в утверждении заявки инвестора (абз. 5 пункта 29).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела процедура оформления инвестиционного проекта общества по его заявке 2016 года прошел все этапы первичного одобрения, следствием чего явилось издание Минпромторгом приказа и размещение в соответствующем Перечне сведений о проекте: объем потребляемого сырья 322,6 тыс. куб. м, объем расчетной лесосеки (установленный ежегодным объемом изъятия древесины) – 136,6 тыс. куб.м.
Также судами установлено, материалами дела подтверждено, обществом и иными лицами, участвующими в деле не оспаривается, что процедура внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект в порядке пунктов 28, 29 Положения № 190 была реализована обществом и подтверждена в установленном порядке уполномоченными органами: по заявке общества 2017 года размер расчетной лесосеки был увеличен с 136,6 тыс. куб. м до 174,5 тыс. куб. м, а совокупный объем потребляемого сырья - до 359,70 тыс. куб., что нашло отражение в названном выше приказе Минпромторга от 30.06.2019 №2803. Договоры аренды дополнительно предоставленных по заявке общества лесных участков были заключены между обществом и комитетом.
Однако в силу пункта 30 Положения № 190 внесение изменений в инвестиционный проект, за исключением внесения изменений в перечень лесных участков, в соответствии с пунктом 31 настоящего Положения осуществляется не более одного раза при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 1,5 млрд. рублей.
Поскольку инвестиционный проект общества стоимостью не превышал указанную сумму, то по обоснованным выводам судов повторное обращение общества по правилам пунктов 28, 29 Положения, не представлялось возможным.
Вместе с этим, пунктом 31 Положения предусмотрена возможность заинтересованного органа (комитета) в случае уточнения количественных и качественных характеристик лесных насаждений в ходе проведения лесоустроительных мероприятий, а также границ лесных участков при проведении государственного кадастрового учета в период реализации инвестиционного проекта принять решение о внесении изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в части выделения дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье, либо в части исключения лесных участков - в случае превышения утвержденной годовой потребности в древесном сырье.
Замена лесных участков в рамках утвержденной годовой потребности в древесном сырье, за исключением лесных участков, договоры аренды лесных участков по которым не заключены, не допускается.
Согласно абзацу 3 данного пункта, веденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2019 № 633 с 01.06.2019 заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней направляет копию указанного решения в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, законодателем определена возможность предоставления дополнительных лесных участков инвестору в ходе реализации инвестиционного проекта при соблюдении условий (уточнение количественных и качественных характеристик лесных насаждений в ходе проведения лесоустроительных мероприятий, а также границ лесных участков при проведении государственного кадастрового учета), но только в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье.
При этом процедура утверждения годовой потребности в сырье, как составной части сведений, подлежащих размещению в сведениях об инвестиционном проекте в Перечне (пункт 4 Положения № 190), согласованном Минпромторгом, закреплена вышеприведенными пунктами Положениям № 190 и неизменна
В данном случае, как установили суды и следует из материалов дела, потребность в сырье для нового производства согласно заявке общества и содержанию уточненной концепции инвестиционного проекта, обеспечивается объектом, утвержденным Минпромторгом в Перечне – 359,7 тыс. куб. м., в том числе: объем покупной древесины – 185,2, тыс. куб. м и объем древесины, самостоятельно получаемой обществом с предоставляемых под реализацию приоритетного инвестиционного проекта лесных участков – 174, 5 тыс. куб. м.
Суды установили, обществом, правительством края и комитетом не опровергнуто, что Минпромторгом не издавался приказ и не были внесены изменения в состав сведений об инвестиционном проекте в Перечне в части, изменяющей показатель объема заготовки древесина самим инвестором, то есть изменение сведений об увеличении объема заготовки в связи с наличием соответствующего решения уполномоченного органа, принятого в установленном Положением № 190 порядке.
Пунктом 1 части 1 статья 25 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов может быть в виде заготовки древесины, которая согласно части 1 статьи 29 Кодексапредставляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В части 10 данной статьи Кодекса установлено, что предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 (реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов) и 3 части 3 статьи 73.1 и со статьей 74 настоящего Кодекса).
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 5 статьи 29 ЗК РФ).
Из совокупного буквального толковании приведенных положений Кодекса следует, что термины «расчетная лесосека» (допустимый объем изъятия древесины) употребим при осуществления предпринимательской деятельности, связанной с заготовкой древесины - с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В данном случае, как установили суды, и подтверждается материалами дела, общество осуществляло предпринимательскую деятельность в рамках инвестиционного проекта, следовательно, осуществляло заготовку древесины, и поэтому для него действует запрет на осуществление заготовки в объеме, превышающем расчетную лесосеку. Расчетная лесосека непосредственно для общества в установленном порядке определена в приказе Минпромторга от 30.07.2019 №2803 – 174,5 тыс. куб. м.
Следовательно, именно данный показатель без внесения соответствующих изменений приказом Минпромторга обществу превышать было недопустимо.
В этой связи выводы судов о том, что в рассматриваемой ситуации комитет, заключив с обществом 6 договоров аренды лесных участков без проведения торгов, допустил превышение размера расчетной лесосеки, и предоставил незаконное права на получение лесных участков без проведения торгов, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи73.1 Лесного кодекса РФ, верны.
При таких обстоятельствах, заключение судов о том, что оспариваемым пунктом 1 предписания от 05.05.2021 департамента не нарушены права комитета и правомерно и в пределах предоставленных полномочий предписано обеспечить принятие мер, направленных на расторжение 6 договоров аренды лесных участков, обоснованно, соответствует материалам дела и подлежащим применению к спорной ситуации нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, приведенные обществом, правительством края и комитетом в кассационных жалобах доводы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу № А73-10767/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина